Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный социальнопедагогический университет.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1022
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диалог – это разговор двух или нескольких(полилог)человек. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик собеседника, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, так как их содержание дополняется интонациями, мимикой, жестами, а также текущей речевой ситуацией, обстановкой и предшествующими репликами. Характерным для школы вариантом диалога выступает беседа: в ней речь максимально приближается к литературной норме, происходит обучение правильному построению предложений. [Соколова, 2009, стр.18].
В основе диалога лежит диалогическое единство, выражающееся в теме, смысле и содержании. Диалогическая речь состоит из обмена высказываниями, на ее композицию, содержание и языковой состав влияет непосредственное восприятие участников.
Представление о диалоге как о коммуникации с взаимопониманием шире представлена в работах известного учёного М.М. Бахтина, изучавшего речевые формы общения: «Только диалогическая, соучастная установка принимает чужое слово всерьёз и способна к нему, как к смысловой позиции, как к другой точке зрения. Только при внутренней диалогической установке моё слово находится в теснейшей связи с чужим словом, но в то же время не сливается с ним, не поглощает его не растворяет в себе его значимости, т.е. сохраняет полностью его самостоятельность как слова». [Бахтин, 1979, стр. 95]. Трактовка диалога в интерпретации М.М. Бахтина привлекает современных литературоведов, филологов. Тем не менее, бесспорно ценная и творчески перспективная ориентация «на другого», на поиск истины путём учёта разнообразных мнений и позиций, в том числе и своих собственных, может оказаться непонятной (в мотивировке, целеполагании) для воспринимающей стороны. Следует отметить, к тому же, что умение и стремление доносить мотивы и цели индивидуального коммуникативного творчества можно обнаружить и при такой его форме, которую М.М. Бахтин обозначает как монолог. Диалог – по Бахтину, — это, скорее, стиль мышления и творчества, и результатом овладения им оказывается полнота отображения и познания.
Важным видом диалога признается вопросно-ответный комплекс, с помощью которого раскрывается смысловое значение сообщение. Смысл рассматривается как ответ на вопрос, понять высказывание – значит найти на него ответ (о чем, о ком говорится?). Именно поэтому вопросы в общении играют ключевую роль, как связующее звено между спрашивающим и отвечающим. Каждому вопросу предшествует желание получить ответ от определенного адресата. [Соколова, 2009, стр. 19].
В соответствии с их функциями в диалогической речи О.М. Казарцева выделяет следующие типы вопросов [Казарцева, 2001, стр. 35].
-
Информативный – требует воспроизведения прочитанного или прослушанного («Как называется…?», «Что такое…?») и обращен, прежде всего, к памяти собеседника. -
Проблемный – требует осмысления прочитанного (услышанного), применения полученных знаний в новых условиях («Почему тексты получаются разными?»).
По характеру произнесения выделяются вопросы благожелательные, нейтральные, неблагожелательные, враждебные (провокационные).
По значению вопросы бывают: выявляющие компетентность говорящего («Не могли бы вы назвать любимых авторов?»); ведущие к договоренности и согласию («Правильно ли я понял, что вы не хотите ничего менять?»); уточняющие, позволяющие получить дополнительные сведения о позиции говорящего («В чем, по-вашему, смысл происходящего?);
Таким образом, вопрос, по своей сути, есть особая форма мысли, стоящая между знанием и незнанием, представляющая переход от незнания к знанию. Поэтому в ситуации обучения вопросу принадлежит особая роль. Не случайно в диалоге «учитель – ученик» именно учителю принадлежит вопрос, поэтому закономерны те затруднения, которые испытывает ребенок, когда сам должен вести диалог.
При обучении речь становится средством познания. При рассмотрении диалогической формы взаимодействия между учителем и учеником в процессе работы над содержанием знаний возникает понятие «учебный диалог». Коммуникативной задачей педагога при объяснении является необходимость доступно изложить (передать) детям знания, сформировать представления, правильно оценить уровень подготовки обучающихся. При этом педагогическое сотрудничество выступает как двусторонний процесс, успешность которого зависит от совершенствования как личностных качеств ученика, так и деятельности, и личности самого учителя. Для решения данной задачи педагог должен организовать диалогическое общение в процессе монологической речи. Учебный диалог является наиболее распространенным видом общения, где лучше всего может развернуться и проявиться равноправие субъектов. Его можно определить как форму планомерной, организованной речевой коммуникации между учителем и учеником. [Соколова, 2009, стр. 29.].
Таким образом, коммуникативные аспекты изучения художественных произведений проявляются в первую очередь в том, что у учеников в ходе работы над литературным произведением формируется коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция реализуется на уровне текста и проявляется в жизни через виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Коммуникативный потенциал изучаемого произведения определяется адресацией текста, уровнем изображенной коммуникации, межтекстовыми связями, организующими диалог читателя с культурной традицией. Адресная коммуникативная стратегия изучения литературного произведения задаёт определённый ракурс рассмотрения художественного текста. Коммуникативный подход к изучению художественного произведения требует пристального внимания к фигуре читателя и требует от него понимания глобальных и локальных задач текста.
Адресация же, являясь предметом анализа, актуализирует позицию читателя, так как касается его естественно, непосредственным образом формируя читательскую рефлексию. Исследуя текст с позиций его адресации, читатель исследует и самого себя. При изучении художественного произведения всегда возникает потребность в обсуждении происходящих в нем событий (реализовывается слушание и говорение). Именно на уроках литературного чтения диалог является наиболее распространённым способом познания, контролируемым педагогом, в коммуникативных дидактических ситуациях «учитель — ученик» и «ученик — ученик». Важным видом диалога признается вопросно-ответный комплекс, с помощью которого раскрывается смысловое значение сообщения. Смысл рассматривается как ответ на вопрос, понять высказывание – значит найти на него ответ (о чем, о ком говорится?).
Именно поэтому вопросы в общении играют ключевую роль, как связующее звено между спрашивающим и отвечающим, так как каждый вопрос предполагает желание получить ответ от определенного адресата. Учебный диалог является планомерной и организованной формой речевой коммуникации.
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
(НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ ГЛАВЫ БУДУТ И ЕГО РАЗДЕЛЫ)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.: Просвещение, 2021. -
Сираева М.Н. Педагогические коммуникативные технологии: учебное пособие. – Ижевск: Издательский Центр «Удмуртский университет», 2020. – 110 с. -
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов: Просвещение, 2008. – 151 с. -
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие/ Е.С. Антонова - М.: 2007. -
Баронина, А. В. Развитие коммуникативных навыков через диалоговое обучение / А. В. Баронина // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : Материалы XIX Международной научно-практической конференции, Москва - Челябинск, 20 апреля 2018 года / Ответственный редактор Д.Ф. Ильясов. – Москва - Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2018. – С. 153-159. -
Болтуть Е.В., Маркушевская Е.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в игровой деятельности / сост. Т.Б. Руденко, М.В. Николаева // Твори добро другим во благо: матер. IX Междунар. студенческого форума, г. Волгоград, 20-22 мая 2015 г. – М.: Планета, 2015. – 224 с. -
Львов М. Р. Л891 Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -
Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. – М., 2007. -
Рыжкова, Татьяна Вячеславовна. Литературное развитие младших школьников: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 540600 Педагогика / Т. В. Рыжкова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 159 с.: табл.; 20 см.; ISBN 5-8064-0730-6 (в обл.) -
Воюшина М.П. и др. Методика обучения литературе в начальной школе. – М., 2010 -
Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М.: Академия, 2008 -
Соколова А. А. Учебный диалог: теория и практика диалоговой речи детей шести-семилетнего возраста: учебное пособие / А. А. Соколова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 136 с -
Никифорова, О. И. Развитие восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова // Нач. шк. – 1976. – № 2. -
Русский язык и начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; под ред. М. С. Соловейчик. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – ISBN 5-7695-0100-6 -
Светловская, Н. Н. Детская литература в современной начальной школе: учеб. пособие для СПО / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изда тельство Юрайт, 2018. — 193 с. — (Серия: Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-08108-4 -
Лииматайнен М-В. Статья: в семье рождается читатель. Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики: cб. ст. междунар. науч.-практ. конф. /ред.-сост.: Т.И. Полякова. В 2-х ч. – СПб.: СПб АППО, 2018 – 279 с. – Ч.I. -
Беленькая, Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми-девяти лет / Л.И. Беленькая. М.: ВЦХТ, 2005 – 144 с. -
Жирова Н.А. Текстовая деятельность в обучении студентов – М., 1997. Диссертация. -
Мацкявичене Ю.А. Формирование коммуникативной компетенции при работе с текстом на уроках русского языка – С., 2015. -
Болотнова Н.С. Коммуникативная сторона текста. Словарь-тезарус. / Н. С. Болотнова. – М.: Флинта, 2009. – 384с. -
Махаева, А. К. Текст как единица общения и обучения опосредованному межкультурному общению / А. К. Махаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 88-92. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1102/ (дата обращения: 24.11.2022). -
Стрелец. Л. А. Коммуникативные аспекты изучения литературного произведения в школе – Статья, Челябинск, 2016. -
Стрелец Л. А. Коммуникативная стратегия изучения художественного произведения в школе. – Статья, Челябинск, 2016. -
Н.И. Иовва. Нарративные ресурсы образного высказывания - Статья. 2018. Стр 126. Вестник ВГУ. Серия: филология. журналистика. 2018 №3 -
Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.: М – Флинта, 2001. – 496с.