Файл: Российскопольские экономикокультурные отношения достижения, проблемы, перспективы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЕ ЭКОНОМИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация: В данной статье авторы попытались исследовать текущее состояние отношений между Польской Республикой и Россией. Были выделены и проанализированы ряд проблем. Определены тенденции в российско-польском диалоге, а также рассмотрены моменты, которые позволят государствам сделать первые шаги в нормализации двусторонних позиций.
Ключевые слова: Россия, Польша, Калининградская область, экономические отношения, культурные связи, трансграничное сотрудничество.
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что взаимоотношения государств, их проблемы и перспективы, всегда были и остаются важнейшими в сфере международных отношений. Польша – это одно из самых больших государств-членов ЕС по территории в Восточной Европе. Отношения между Польшей и Россией косвенно оказывают влияние на происходящие процессы не только в восточно-европейском регионе, но и во всей Европе в целом, и затрагивают политику ключевых европейских и северноамериканских государств, что делает изучение взаимоотношений данных государств особенно важным.
Цель статьи – анализ российско-польских отношений в современной международной системе, для понимания достижений, проблем и перспектив развития взаимодействия между двумя странами.
Предметом исследования являются российско-польские отношения на современном этапе.
В работе использовались исторический, статистико-экономический и аналитический методы исследования.
Российско-польские политические отношения имеют давнюю и сложную историю. После развала СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Польша попыталась избавиться от исторического бремени зависимости от Советского Союза путем радикальной переориентации его политической стратегии. Главный вектор внешней политики Польши был направлен на Запад: установление союзнических отношений с США, интеграция в евроатлантические структуры. На этом пути Польша достигла весомых результатов: в 1999 г. страна стала членом НАТО, а в 2004 г. – Членом ЕС. При этом Восточная политика, является краеугольным камнем польской политической повестки.
Российско-польские отношения парадоксально сочетают в себе взаимный интерес, постоянное общение, напряженность и при этом сохраняют стабильную фактическую значимость для обеих стран. Россия заинтересована в формировании в Центрально-Восточной Европе пространства, поддерживающего конструктивные связи, как с Западом, так и с Востоком.
По словам бывшего чрезвычайного и полномочного посла Республики Польша в Российской Федерации Влодзимежа Марциняка, “в области культуры, науки, на уровне межличностных отношений настроения, на его взгляд, положительные. Если говорить о прямых инвестициях в экономику Российской Федерации, они не очень высокие, но по объемам торгового обмена среди стран Евросоюза Польша устойчиво держится на четвёртой-пятой позиции”[5].
“В 2019 году товарооборот России с Польшей составил 17,5 млрд. долл. США, уменьшившись на 19,15% (4,1 млрд. долл. США) по сравнению с 2018 годом.
Экспорт России в Польшу составил 12,4 млрд. долл. США, уменьшившись на 24,74% (4,1 млрд. долл. США) по сравнению с 2018 годом. Импорт России из Польши в 2019 году составил 5,08 млрд. долл. США, уменьшившись на 1,20% по сравнению с 2018 годом. По доле в российском экспорте в 2019 году Польша заняла 11 место (в 2018 году – 7 место). По доле в российском импорте в 2019 году Польша заняла 10 место (в 2018 году – 11 место).
В структуре экспорта России в Польшу в 2019 году (и годом ранее) значительная часть поставок выпала на такие виды товаров как: в классификаторе ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС с кодом V - 79,12% от общего объема экспорта России в Польшу (годом ранее – 83,26%); в классификаторе ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС с кодом VI - 8,55% (годом ранее – 6,72%); металлы и изделия из них - 7,36% (в предыдущем году – 5,76%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 1,59% (в предыдущем году – 1,28%).
В системе ввоза Россией из Польши в 2019 году (и годом ранее) значительная часть поставок выпала на такие товары как: транспортные средства, машины и оборудование. На них пришлось 42,54% от общего объема ввоза Россией из Польши (годом ранее – 43,86%); товары химической промышленности - 24,13% (годом ранее – 22,85%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 8,92% (в 2018 году – 8,83%) и т.д.
В 1 полугодии 2020 года товарооборот России с Польшей составил 6,77 млрд.долл. США, уменьшившись на 10,26% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. На Экспорт России в Польшу в 1 полугодии 2020 года пришлось 4,65 млрд. долл. США, что на 10,94% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Импорт составил 2,1 млрд.долл. США, уменьшившись на 8,73%.
В российском товарообороте в 1 полугодии 2020 года Польша заняла 12 место (в 1 полугодии 2019 года – 11 место). Доля Польши в экспорте России не изменилась по сравнению с первым полугодием 2019 года и заняла 12 место. То же самое можно сказать и об экспорте польских товаров в Россию – 11 место, как и в 1 полугодии 2019 года”[10,11].
Товарная структура российско-польского импорта (экспорта) остается неизменной за последние несколько лет. Наблюдаются лишь незначительные изменения в большую или меньшую сторону в процентном соотношении по товарным группам.
Географическое положение Польши на стыке Западной Европы и России создает общую таможенную границу Польши и Евразийского экономического союза а, следовательно, и перспективу ускорения товарооборота по транспортному коридору из Европы в Россию и страны Азии. Немалую роль здесь играет приграничное сотрудничество Калининградской области и Варминско-Мазурского, Поморского и Западнопоморского воеводств Польши.
Источник:[6]
С начала 90-х годов прошедшего столетия Польша как непосредственный сосед Калининградской области (протяженность границы 204,1 км) проявляла интерес к развитию сотрудничества с этим специфическим с геополитической точки зрения регионом Российской Федерации. “На этом небольшом приграничном участке расположено шесть сухопутных пограничных переходов. Из них четыре автомобильных перехода: Багратионовск – Безледы, Мамоново – Гроново, Мамоново-II – Гжехотки, Гусев – Голдап. Действуют международные автобусные маршруты, проходящие через эти пункты пропуска. Два перехода – железнодорожные: Мамоново – Бранево и Железнодорожный – Скандава (но пассажирское сообщение через границу по железной дороге по состоянию на конец 2019 г. отсутствует). Регулярное авиасообщение связывает аэропорты Варшавы и Калининграда. Имеется пока нереализованная возможность создания водных пассажирских маршрутов между расположенными неподалеку друг от друга и обладающими пунктами пропуска портами Польши (Гданьск, Гдыня, Эльблонг) и России (Калининград, Балтийск, Светлый). Таким образом, есть инфраструктурные предпосылки для развития связей и формирования трансграничного региона, включающего соседние территории двух стран. Развитию экономических связей способствует действующий на территории Калининградской области режим Особой экономической зоны”[1].
Товарооборот Калининградской области и Польши за период 2013 - 2019 составил чуть больше 4 млрд.долл. США. Основной товарооборот пришёлся на «Пищевые продукты, напитки, табак» (18%), «Металлы и изделия из них» (12%). Трансграничная торговля, включающая в себя также шопинг-туризм, дала толчок индустрии отдыха, популярными направлениями для российских туристов стали побережье (в основном Трехградье – Гданьск, Сопот, Гдыня), а также Мазурские озера (Миколайки, Мрангово). Среди польских туристов особым спросом пользуются морские поездки из Трехградья в Балтийск.
29 декабря 2017 года в Варшаве между двумя странами была подписана программа приграничного сотрудничества (ППС) «Россия-Польша» на период 2014-2020 год. В ходе действия ППС реализуются проекты, которые ориентированы на поощрение среднего и малого бизнеса, сохранение местных обычаев, улучшение степени жизни населения приграничных регионов, обустройство государственной границы, улучшение экологии, развитие транспортной инфраструктуры и прочее.
“В данном случае рассматривается сотрудничество Калининградской области и Поморского, Варминско-Мазурского и Подляского воеводств Польши. В интересах России данный формат представляется действенным средством для решения вопросов социального и экономического взаимодействия приграничных элементов, а также «дополнительным источником финансирования региональных инициатив”[7].
“В рамках Программы финансовую поддержку смогут получить заявители, являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными на программной территории. Каждый проект должен объединять, по меньшей мере, двух бенефициаров: 1 из Польши и 1 из Российской Федерации.
Общий бюджет составляет 62,3 млн.евро. Он включает финансовый вклад Европейского Фонда регионального развития (20,6 млн.евро), Европейского инструмента соседства (21 млн.евро) и Российской Федерации (20,7 млн.евро). Минимальный размер гранта на проект 100 тыс. евро, тогда как максимальный – 2,5 млн. евро. Максимальное со-финансирование Программы составляет 90% от общего бюджета проекта.
Реализация программы приграничного сотрудничества Польша-Россия 2014-2020 осуществляется по 4 направлениям:
1. Сотрудничество в области исторического, природного и культурного наследия для их сохранения и приграничного развития.
2. Сотрудничество для чистой природной среды в приграничном районе.
3. Доступность регионов и устойчивые приграничные транспорт и связь.
4. Совместные действия для обеспечения эффективности и безопасности границ”[8].
“Всего в программу приграничного сотрудничества «Россия-Польша 2014—2020 гг.» было подано 118 проектных заявок на общую сумму более 210 миллионов евро. Наибольшее количество посвящено тематике сохранения культурного наследия и развитию туризма.
На сегодняшний момент речь о 12 проектах (в сфере исторического, природного и культурного наследия), которые будут профинансированы на 13 миллионов 650 тысяч евро. В частности, будет реализован проект Музея Мирового океана «Два корабля — общее море. Зольдек и Витязь: Морское наследие Польши и России». Также федеральный музей совместно с музеем Гданьска будет заниматься осуществлением проекта «Связанные янтарём. Общая деятельность по «янтарному достоянию». Администрации Ладушкинского округа в рамках программы займется оживлением культурного и исторического ландшафта городов Ладушкин и Млынары (Польша) в целях скоординированного местного развития. Региональное министерство культуры с ассоциацией «Польские готические замки» реализует проект «Туризм без границ — туристические маршруты приграничных регионов России и Северо-восточной Польши». Зеленоградский городской округ получит деньги на проект «Балтийская Одиссея — создание общей исторической и культурной сферы». Ряд проектов в сфере культуры также будет реализован в Светлогорском, Гусевском, Озерском городских округах. О своем участии в программе сообщил Калининградский зоопарк. Он реализует проект виртуального воссоздания некогда существовавшего на своей территории этнографического музея Восточной Пруссии”[3].
“Совместный мониторинговый комитет Программы Польша-Россия 2014-2020 одобрил три крупных инфраструктурных проекта:
1) Развитие туристско-рекреационного потенциала и водного туризма в городах Светлый и Мальборк (общий бюджет – 5,1 млн. евро). Проект является продолжением сотрудничества, начатого в период реализации Программы приграничного сотрудничества Литва-Польша-Россия 2007-2013. Его главной целью является поддержка местной культуры и сохранение исторического наследия городов Светлый и Мальборк, а также развитие водного туристического сообщения между Калининградской областью и Поморским воеводством путем использования международного водного пути Е-70.
2) Трансграничные веломаршруты для продвижения и устойчивого использования культурного наследия (4,5 млн. евро). Проект направлен на повышение привлекательности и конкурентоспособности Калининградской области и северо-восточной части Польши путем создания общей велосипедной дороги, интегрированной и соединенной с системой велодорог ЕвроВело.