Файл: Российскопольские экономикокультурные отношения достижения, проблемы, перспективы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) Строительство нового маршрута региональной дороги №512 со строительством моста через реку Лына в Бартощице (8 млн. евро). Проект включает строительство моста, а также строительство новой секции дороги на польской стороне границы и обновление дорожного покрытия улиц и тротуаров в Гусеве, на российской стороне. Реализация проекта внесет вклад в улучшение доступности пункта пересечения границы Безледы – Багратионовск и развитие транспортной сети в приграничном районе”[2].

Развитие трансграничной социальной и производственной инфраструктуры, создает предпосылки для возникновения и расширения связей в сфере производства товаров и повышению конкурентоспособности приграничных регионов Польши и России.

Помимо проектов приграничного сотрудничества осуществляются социально-экономические связи на основе договоров между административно-территориальными и муниципальными образованиями, хозяйствующими субъектами и некоммерческими организациями двух стран.

Региональное сотрудничество в сфере культуры и образования можно считать существенным условием в процессе расширения взаимных отношений. Росту контактов в области культуры и образования содействует то, что русский язык в Польше занимает третье место в ряду иностранных языков, и замечен прирост стремления к его изучению. Объемы совместной деятельности между субъектами России (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и область и др.) и воеводствами Республики Польша расширяются год от года.

“В качестве яркого примера можно привести сотрудничество в области образования - отношения между Балтийским федеральным университетом им. И. Канта и Гданьским университетом, Гданьским политехническим университетом, Варминьско-Мазурским университетом и Гданьским медицинским университетом. Его результатом стала совместная исследовательская деятельность (гранты, публикации), совместное обучение студентов (например, русская филология, медицина) и академический обмен”[1].

Также многие высшие учебные заведения других регионов России активно и плодотворно сотрудничают с польскими университетами.

“С 1984 года в Гданьске функционирует Российский центр науки и культуры (РЦНК), который осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

- ознакомление польской общественности с историей и культурой народов РФ (клуб путешественников по России, клуб Петра Великого, клуб любителей российского кино «Горизонт»);

- содействие развитию контактов между РФ и ПР в гуманитарной
, культурной, научно-технической и экономической областях;

- установление и развитие связей в сфере образования и расширение сотрудничества между российскими и польскими высшими и средними учебными заведениями;

- организация работы по изучению русского языка (реализует миссию популяризации русского языка и культуры, поддержки программ изучения русского языка за рубежом, развития межкультурного диалога и укрепления взаимопонимания между народами).

В РЦНК регулярно проходят тематические фотовыставки, концерты, выставки российских художников, семинары и конференции, встречи с известными писателями, учеными, политологами, журналистами. В Центре демонстрируются российские фильмы с польскими титрами, работает библиотека”[4].

В 1988 г. в Москве открыт Польский культурный центр, имеющий статус дипломатической миссии при Министерстве иностранных дел Польши. Ежегодно ПКЦ проводит ряд культурных мероприятий разной направленности: музыкальные концерты, литературные встречи, художественные выставки и т.д. Популяризацией польской культуры в России занимаются также «Дом Польский» (Москва), Союз польских организаций «Единство» и Московская полонийная организация «Единство».

Ежегодно, начиная с 2008 года, в польском городе Зелена-Гура проходит Фестиваль Российской песни, знакомящий польскую аудиторию с современной российской музыкой. Организаторами Фестиваля являются городские власти г. Зелена-Гура, Министерство культуры Российской Федерации и Министерство культуры и национального наследия Польши. Как показывает практика, культурные связи способствуют поддержанию взаимного интереса российского и польского общества друг к другу, что, в свою очередь, открывает новые горизонты в двустороннем сотрудничестве.

Негативное влияние на развитие двусторонних связей двух стран оказывает наращивание военного потенциала с обеих сторон российско-польской границы, а также политика взаимных санкций. Руководство Польши в июле 2016 г. приостановило действие Соглашения о порядке местного пограничного передвижения (действовал с 2012 года)[9]. Российские власти ответили аналогично в отношении посещений Калининградской области польскими гражданами. Это привело к существенному сокращению числа пересечений российско-польской границы. Несмотря на то, что руководство Варминско-Мазурского и Поморского воеводств (отражая мнения своего населения) подвергло решение об отмене МПП критике, центральные власти Польши (по состоянию на конец 2019 г.) не намерены возобновлять режим МПП.



“Из-за санкционной политики доля Польши во внешней торговле Калининградской области составила всего 3,7%, тогда как в 2013 г. она достигала 7,3%, а в 2001 г. – 19,5%. Резко сократился объем польских инвестиций в экономику области. Стали не столь активными, как прежде, и связи в социальной сфере, а также контакты между органами региональной и муниципальной власти приграничных территорий”[1].

Несмотря на политику взаимных санкций, приграничное сотрудничество оказалось той сферой взаимодействия, в которой отношения России и Евросоюза не просто не прекращаются, а продолжают стремительно развиваться. Такой опыт сотрудничества доказывает, что Россия и Европа могут эффективно работать вместе в самых разных направлениях — от строительства дорог до совместных театральных постановок на трех языках. Совместные проекты, призванные сделать приграничные территории привлекательными для жизни и работы людей по обе стороны границы, продолжают реализовываться вопреки политическим разногласиям Москвы и Брюсселя по другим направлениям.

“Трансграничный регион – одна из новых пространственных форм организации экономик, который активно формируется в Балтийском регионе, в том числе с участием российских и польских субъектов (регионов и муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, учреждений социальной сферы, некоммерческих организаций). Образованы четыре еврорегиона с российским и польским участием: “Балтика”, “Неман”, “Лына – Лава” и “Шешупе”. Но на конец 2019 г., реально функционируют только два первых. Еврорегион “Балтика” образован в 1998 г. В его состав входят Калининградская область РФ, Поморское и Варминьско-Мазурское воеводства Польши, а также административно-территориальные единицы Литвы, Швеции и Дании. Их совместная деятельность затрагивает сферы экологии, молодежных контактов, малого предпринимательства, сотрудничество в социальной сфере по улучшению качества жизни населения и обмен опытом оказания поддержки незащищенных слоев населения.

Еврорегион “Неман” создан в 1997 г. и включает Подляское воеводство. Трансграничные кластеры как совокупность компактно расположенных и объединенных горизонтальными связями хозяйствующих субъектов двух и более стран складываются пока только в туризме. Однако предпосылки их формирования имеются и в других сферах деятельности (например, в судостроении, мебельном производстве, агропромышленном секторе)”[1].


При определенных условиях возможно формирование биполярной системы городов (городских агломераций) Трехградье (Гданьск – Гдыня – Сопот) – Калининград с налаживанием сотрудничества в сфере обрабатывающих производств (судостроение, пищевая промышленность), транспорта, образования и науки (особенно в изучении Мирового океана), здравоохранения и культуры.

Также возможно в перспективе объединение усилий трех партнеров и создания так называемого «треугольника роста» на Юго-Востоке Балтики. Если иметь в виду наличие в России (представленной в данном случае Калининградской областью) необходимых природных ресурсов, в Польше – трудовых ресурсов, то требуется привлечь партнера с инвестиционными ресурсами (например, Германии, Швеции или Дании), которые могли бы образовать кластер по производству какого-либо товара.

“Пограничные регионы, будучи периферийными в собственной стране, имеют по сравнению с внутренними территориями больше возможностей для связей с зарубежными странами. Нынешняя ситуация во взаимных отношениях России и Польши (как и стран Запада в целом) неудовлетворительна, и трансграничные связи развиваются намного медленнее, чем это диктует экономическая целесообразность. Понижение уровня напряженности в отношениях НАТО и России способствовало бы снижению барьерной функции границы. Есть надежда, что рано или поздно задачи повышения конкурентоспособности стран и их приграничных регионов будут учитываться в большей мере, и складывание трансграничного российско-польского региона станет более динамичным. Потенциальным фактором развития новых международных форм экономической организации может стать привлекательный в экономическом отношении для всех участников проект “Большая Евразия”, продолжение инициированного Китаем проекта “Экономический пояс Шелкового пути”. Его реализация способна объединить весь север континента в единое экономическое пространство, магистрали соединят Восток и Запад континента. Одна из них (Восток Евразии – Москва – Калининград – Трехградье – Запад Евразии) может пройти через Юго-Восточную Балтику и создать евразийскую широтную транспортную ось, стимулирующую развитие экономики. Значительная трансграничная подвижность населения Калининградской области способствует позитивному развитию связей между жителями области и регионов Польши, а также шире – между Россией и Польшей на государственном уровне”[1].

Что же касается культурного и образовательного взаимообмена, то у Польши и России есть солидный потенциал. Русская наука, культура и кинематограф впитали в себя целый ряд поляков и лиц польского происхождения. Это А.С. Грибоедов, В.А. Пяст, В.Ф. Ходасевич, К.С. Малевич, К.Э. Циолковский, Т.А. Шумовский, В. Стржельчик, В. Дворжецкий и прочие. Полагаем, что судьба польско-российских отношений будет зависеть не только от позиции руководителей, но и от дружеских взаимоотношений народов двух государств, стремящихся построить прагматичные отношения. И запрос на это должен идти со стороны активной части общества.


Библиографический список

1. Т. Пальмовский, Г.М. Федоров «Российско-польское пограничье: проблемы и перспективы развития трансграничных связей». Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 178-191.

2. Крупные инфраструктурные проекты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plru.eu/ru/pages/50 (дата обращения 14.09.2020)

3. На первые 12 «приграничных» проектов «Россия-Польша» выделяется 13,6 млн евро. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.newkaliningrad.ru/news/briefs/community/21825848-na-pervye-12-prigranichnykh-proektov-rossiya-polsha-vydelyaetsya-13-6-mln-evro.html (дата обращения 14.09.2020)

4. Отделение Российского центра науки и культуры в Гданьске. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pol-gdn.rs.gov.ru/ru (дата обращения 15.09.2020)

5. Посол Польши: настало время возобновить исторический диалог с Россией. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.ru/world/posol-polshi/ (дата обращения 10.09.2020)

6. Подробная карта Калининградской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rfmaps.ru/kaliningradskaja-oblast/ (дата обращения 12.09.2020)

7. Путин подписал закон о приграничном сотрудничестве с Польшей и Латвией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20181002/1529843964.html (дата обращения 12.09.2020)

8. Регулярные проекты программы приграничного сотрудничества. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plru.eu/ru/pages/31 (дата обращения 12.09.2020)

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения от 14.06.2012 N 68-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902331496 (дата обращения: 10.09.2020).

10. Торговля между Россией и Польшей в 2019 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2020-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-polshey-v-2019-g/ (дата обращения 11.09.2020)

11. Торговля между Россией и Польшей в I полугодии 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2020-08/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-polshey-v-1-polugodii-2020-g/ (дата обращения 11.09.2020)

References

1. T. Palmovsky, G. M. Fedorov "Russian-Polish border area: problems and prospects of development of cross-border relations". Polis. Political research. 2020. No. 2. Pp. 178-191.

2. Major infrastructure projects. Available at: https://plru.eu/ru/pages/50 (accessed 14.09.2020)

3. 13.6 million euros are allocated for the first 12 "border" projects "Russia-Poland. Available at: https://www.newkaliningrad.ru/news/briefs/community/21825848-na-pervye-12-prigranichnykh-proektov-rossiya-polsha-vydelyaetsya-13-6-mln-evro.html (accessed 14.09.2020)

4. Department of The Russian center of science and culture in Gdansk. Available at: http://pol-gdn.rs.gov.ru/ru (accessed 15.09.2020)

5. Polish Ambassador: it is time to resume the historical dialogue with Russia. Available at: https://news.ru/world/posol-polshi/ (accessed 10.09.2020)