Файл: Вопрос 1 Понятие о Медицине катастроф (МК). Задачи, принципы организации и режимы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (всмк).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
За 2012 год в нашей стране произошло 437 ЧС, из которых 228 техногенных, 148 природных, 56 биолого-социальных. В их погибло 819 человек, пострадало 95105 человек.
В автомобильных катастрофах в РФ гибнет в год до 30 тысяч человек, в огне ежедневно в стране погибает 49 человек. За последние десятилетия резко возросло количество засух, пожаров, ураганов, наводнений и эпидемий (последние в 2 раза).
В нашей стране для ликвидации мед-сан последствий ЧС мирного времени первоначально привлекалась Медицинская служба гражданской обороны (МСГО), но ее структура была громоздкой, силы и средства — недостаточно мобильными, что не соответствовало главному требованию, которое возникаете при ЧС, а именно оказание экстренной медпомощи пострадавшим в короткие сроки.
Анализ организации медобеспечения пораженных при крупных технологических и природных катастрофах показал, также неподготовленность здравоохранения, слабую профессиональную подготовку врачебного состава всех уровней к работе в данной ситуации.
Это явилось предпосылками для создания в составе здравоохранения мобильных сил, а именно медицины катастроф, способную обеспечить своевременное оказание помощи пораженным и сократить время фазы изоляции.
Вопрос № 1
«Понятие о Медицине катастроф (МК). Задачи, принципы организации и режимы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК)».
МК, как новое научно-практическое направление в мировой медицине выделилось в 70-х годах XX века. В 1975г. в Женеве было создано Международное общество МК (МОМК), в которое были приняты 30 государств.
Начало создания МК в нашей стране было определено постановлением правительства бывшего СССР от 07.04.90 № 339 «О создании службы экстренной медицинской помощи в ЧС». В развитии этого постановления, приказом министра здравоохранения СССР № 193 от 14 мая 1990г. было определено создание службы экстренной медпомощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения.
Вцелях совершенствования системы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (имелась разобщенность сил, недостаточно четкая вертикаль структуры службы), Правительство РФ издало постановление № 420 от 3 мая 1994г. «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами». Этим постановлением было провозглашено, создание в РФ Всероссийской службы медицины катастроф.
Для развития службы, Правительство РФ утвердило «Положение о
ВСМК» (Постановление Правительства № 195 от 28 февраля 1996г). Этим постановлением правительство подтвердило приоритетное значение СМК в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС.
Изменения, произошедшие в деятельности ВСМК, с момента ее образования в нашей стране, а именно с 1994 года закреплены в новом «Положение о ВСМК» утвержденное Постановлением Правительства РФ № 734 26 августа 2013г.
Медицина катастроф (МК) — это отрасль медицины, которая изучает медико - санитарные последствия чрезвычайных ситуаций, разрабатывает принципы, формы и организацию медико-санитарного обеспечения населения при их ликвидации. Предназначена для спасения жизни, сохранения здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, эпидемиях; предупреждения, лечения поражений и заболеваний в ЧС, сохранения и восстановления здоровья участников ликвидации ЧС.
Практическую сторону деятельности МК осуществляет Служба медицины катастроф (СМК), которая представляет собой комплекс органов управления, сил и средств, методов управления здравоохранением в ЧС.
Медико - санитарное обеспечение (МСО) включает в себя:
-
лечебно – эвакуационное обеспечение (ЛЭО), -
санитарно – гигиеническое и противоэпидемиологическое обеспечение, -
мероприятия по снабжению медимуществом, -
мероприятия по медзащите населения и спасателей, -
организацию управления Службой.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) это функциональная подсистема РСЧС, предназначена для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Функционально объединяет для совместных действий:
-
СМК МЗ РФ; -
СМК МО РФ; -
силы и средства МЧС, МВД РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), иных Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит:
-
решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, -
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, -
решение проблем МК.
Основными задачами ВСМК являются:
-
Организация и осуществление МСО при ликвидации ЧС (в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах); -
Оказание экстренной и консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и осуществлении медицинской эвакуации; -
Обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к реагированию и действиям в ЧС; -
Сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях ЧС; -
Участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях ЧС; -
Создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы; -
Участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведение гуманитарных акций, обеспечение условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС; -
Разработка и постоянное совершенствование системы медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС; -
Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС; -
Участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой помощи в ЧС; -
Международное сотрудничество в области МК; -
Методическое руководство системой подготовки и повышения квалификации, а также аттестацией специалистов Службы; -
Научно - исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы.
Основные принципы организации и функционирования ВСМК:
1. Государственный и приоритетный характер службы.
Это обеспечивается постановлениями Правительства РФ. Среди других служб, наряду со спасательными службами, она имеет приоритетный характер в обеспечении постоянной готовности сил и средств, их мобильности.
2. Территориально-производственный принцип.
Формирования, учреждения и органы управления создаются на базе лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.
3. Централизация и децентрализация управления.
Централизация предполагает единое управление всеми службами МК РФ независимо от их ведомственной принадлежности и обеспечивает создание единой информационно-диспетчерской системы службы.
Децентрализация управления предусматривает, исходя из конкретной ситуации, возможность каждым звеном службы автономно выполнять задачи по медико-саитарному обеспечению пораженных в ЧС.
4. Плановый характер.
Он предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств, планирование взаимодействия с другими службами системы быстрого реагирования, прогнозирование вариантов использования сил и средств в различных регионах, специальную подготовку и повышение квалификации всего личного состава службы.
5. Принцип универсализма создаваемых формирований.
Формирования и учреждения службы должны быть готовы к работе в любых очагах поражения без существенной их перестройки.
6.Принцип основного функционального предназначения сил и средств.
Формирования службы создаются, как правило, для выполнения определенных задач. Например: оказания определенного вида медпомощи, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий.
7.Принцип этапного лечения пораженных с эвакуацией их по назначению.
8. Принцип единства медицинской науки и практики.
Организация службы и ее функционирование в ЧС должны строиться с учетом достижений отечественной и зарубежной медицинской и фармацевтической науки.
9. Принцип материальной заинтересованности и моральной ответственности медицинских и других специалистов,задействованных в медформирования и подразделения по оказанию экстренной помощи пораженным в ЧС.
Этот принцип подкреплен постановлением Правительства и Директивой Минздрава, в соответствии с которыми установлены условия оплаты труда и выплаты компенсаций за дежурства и участие в оказании экстренной медицинской помощи при спасательных работах в ЧС.
10. Мобильность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС.
Она достигается созданием запасов имущества и медикаментов, регулярными тренировками личного состава формирований, совершенствованием системы связи и оповещения, постоянной готовностью медицинских бригад, отрядов, госпиталей и больниц, использованием современных транспортных средств.
11. Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.
Осуществляется в соответствии с действующим законом РФ от 14.07 -95г «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Личный состав СМК участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах.
12. Всеобщая подготовка населенияпо оказанию первой помощи пораженным в ЧС и правилам адекватного поведения при различных ЧС.
Режимы функционирования СМК:
Режимы: повседневной деятельности, повышенной готовности и режим ЧС.
В режиме повседневной деятельности проводится:
-
планирование мероприятий на ЧС; -
создание, оснащение и подготовка формирований службы; -
подготовку медицинских учреждений к работе в ЧС; -
создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества на ЧС; -
подготовка ЗЗ к развертыванию ЛУ ББ (на военное время).
В режиме повышенной готовности:
-
приведение в готовность органов управления, сил и средств; -
усиление меднаблюдения и лабконтроля за состоянием внешней среды; -
обеспечение населения средствами оказания первой медпомощи; -
вывод медформирований и эвакуация медицинских учреждений в ЗЗ, -
развертывание больничной базы (на военное время).
В чрезвычайном режиме осуществляет:
-
медицинская разведка района катастрофы (очага поражения); -
организация ввода сил службы в район или очаг поражения; -
организация работы сил службы по оказанию медицинской помощи пораженным; -
организация эвакуации пораженных за пределы очага для последующего лечения; -
проведение санитарно - противоэпидемических мероприятий.
Вопрос № 2
«Организация ВСМК»
Организация ВСМК включает в себя:
I. Три составные части, а именно:
-
СМК МЗ РФ; -
СМК МО РФ; -
силы и средства МЧС, МВД РФ, Федеральной службы (ФС) по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор), иных Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит:
-
решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, -
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, -
решение проблем МК.
II. Пять организационных уровней
ВСМК, как и вся система РСЧС осуществляет свою деятельность на следующих уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом.
III. Каждый организационный уровень включает в себя:
- Координационные органы. Это Комиссии по чрезвычайным ситуациям и противопожарной безопасности КЧС и ПБ (МЗ, ОИВ субъекта РФ, органа местного самоуправления, объекта);
- Постоянно действующие органы управления. Это ОИВ уполномоченные в области охраны здоровья населения, а именно департаменты (министерства) здравоохранения субъектов РФ и штаб Службы (ВЦМК);
- Органы повседневного управления. Это межрегиональные ЦМК и территориальные ЦМК;
- Силы и средства;
-
Резервы финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов; -
Системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Силы ВСМК.
К ним относятся учреждения, формирования которые предназначены для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Учреждениями ВСМК - являются центры медицины катастроф, больницы, базы снабжения. Они выполняют штатные задачи в местах постоянной дислокации. На их базе создаются формирования.
Формирования ВСМК - это подвижные госпитали, отряды, бригады, группы. Создаются в соответствии с утвержденными штатами из персонала лечебно-профилактических, санитарно - профилактических, медицинских образовательных и научно-исследовательских учреждений, для решения возлагаемых на СМК задач и обеспечиваются имуществом по специальным табелям.
Обеспечение их готовности к работе, возлагается на руководителей соответствующих учреждений.