Файл: Предпосылки и факторы изменения мотивации в течение жизни.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследования этого вида мотивации начались в середине XX века. Появилась теория мотивации достижения, которая определяет, какие степени трудности задач мотивируют личность.
Впервые мотив достижения как устойчивая характеристика личности был выделен в классификации Г. Мюррея в 1938году. Наряду с органическими потребностями Г. Мюррей предложил перечень психогенных, развивающихся на основе первичных потребностей в результате воспитания и обучения. К ним он отнес 26 потребностей, в число которых входила и потребность в достижении успеха. Данная диспозиция (или мотивационное свойство) было определено как устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности и как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле.
Согласно Г. Мюррею, мотивация достижения связана с выполнением трудного; управлением, манипулированием и организацией - в отношении физических объектов, людей или идей; исполнением этого по возможности быстро и самостоятельно; преодолением препятствий и достижением высоких показателей; совершенствованием; соперничеством и опережением других; реализацией талантов и тем самым повышением самоуважения. Так же есть другая сторона мотивации достижения, которая характеризуется особенностями, противоположными присущим мотивации достижения успеха. Эта сторона определяется как мотивация избегания неудач.
Вслед за Г. Мюрреем проблеме мотива достижения было уделено внимание американским ученым Д.С. Мак-Клелландом. Он полагал, что мотивация достижения «является бессознательным побуждением к гораздо более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». В 50х годах он выявил индивидуальные различия в мотивации достижения с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ). Мак-Клелланд считал, что формирование мотивации достижения зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды и согласуется с теорией социального научения. Людям с выраженной мотивацией достижения он приписывал характерные черты: предпочтение трудиться в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности); взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности в ситуациях невысокого или умеренного риска, где успех не зависит от случайности; предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий; стремление к поиску более эффективных, новых методов решения задач, то есть склонность к новаторству.
Говоря о мотиве достижения нельзя не упомянуть об исследованиях немецкого ученого Х. Хекхаузена. В его понимании мотивация достижения – это попытка увеличить либо сохранить наиболее высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести либо к успеху, либо к неудаче. Х. Хекхаузен является автором когнитивной модели мотивации достижения: «ожидание – ценность». Соответственно основными переменными становятся ожидание, как субъективная вероятность, и побудительная ценность.
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу
По нашему мнению, на базе определенных нами различий в поведении людей с разными доминирующими мотивами будет легче определить роль и область влияния мотивации достижения на развитие личности. Именно поэтому в начале исследования перед нами была поставлена такая задача.
Со временем ведущие мотивы человека становятся настолько характерными для него, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и две стороны мотивации достижения. При этом поведение людей, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач, существенно отличается. Это можно проследить, рассматривая поведение людей с разными доминирующими мотивами в нескольких аспектах.
Субъекты, мотивированные на достижение успеха ставят перед собой реальные положительные цели, достижение которых будет однозначно расценено как успех. Такие люди склонны к разумному расчетливому риску: выбирают задачи средней трудности, где успех и неудача становятся равновероятными и исход максимально зависит от собственных усилий человека. При этом привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности; в заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, а также в условиях дефицита времени, работа улучшается. Легкие задачи принципиально не выбираются, так как не приносят чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха.
В поведении людей, мотивированных на избегание неудач, прослеживаются иные тенденции. Эти люди ставят перед собой неоправданно завышенные цели или, напротив, очень легкие, не требующие особых трудовых затрат; склонны к экстремальным выборам задач: нереально заниженные или нереально завышенные. В расслабляющей ситуации, то есть ситуации низкой мотивационной значимости, индивиды с доминирующим мотивом избегания неудач, отдают предпочтение трудным задачам, а в активирующей ситуации, где мотивационная значимость высока, выбирают легкие задачи. Это объясняется предпочитаемым уровнем риска: выбор либо совсем незначительного риска, то есть решение очень легких задач, где успех гарантирован, либо очень высокого, при котором выбираются трудные задачи, где неудача не воспринимается как личный неуспех.
Еще одна характеристика, в которой прослеживаются различия в поведении – это локус контроля. Индивиды, мотивированные на успех, приписывают свои достижения внутриличностным факторам, а неудачи объясняют стечением обстоятельств. Люди, мотивированные на избегание неудач имеют противоположный взгляд: внешним факторам приписываются успехи, а внутриличностным – неудачи. Таким образом, человек с выраженной мотивацией достижения успехов обладает уверенностью в том, что многое зависит от него самого, а человек с доминирующей мотивацией избегания неудач зачастую поспешно и неоправданно объясняет свои неудачи отсутствием у него необходимых способностей, его покидает чувство подконтрольности складывающейся ситуации, формируется состояние когнитивной беспомощности. Человек становится совершенно неуверенным в своих силах, боится порицаний и неприятия группой. Любая деятельность, чреватая возможностью неудачи, вызывает отрицательные эмоции, не приносит удовольствия и тяготит.
У людей, мотивированных на успех, работа, направленная на достижение цели, вызывает лишь положительные эмоции. Эти люди уверены в успехе и за действия, направленные на его достижение, ожидают одобрений. Неудачи в этом случае переоцениваются, но переживания непродолжительны; субъект, мотивированный на успех, способен мобилизовать свои силы и даже вернуться к задаче, в решении которой потерпел неудачу. Субъекты, мотивированные на избегание неудач, пытаются в последствии не сталкиваться с подобными задачами и желают к ним больше никогда не возвращаться.
Подобное поведение можно объяснить с точки зрения уровня притязаний и оценки своих способностей. Индивиды, мотивированные на избегание неудач, обладают нереалистичным уровнем притязаний и, как правило, игнорируют объективную информацию о своих способностях. Люди с доминирующим мотивом достижения успеха имеют адекватный средний уровень притязаний, который повышается после успеха и снижается после неудачи, также способны реалистично оценивать свои возможности при постановке задач.
Оценку способностей можно считать одним из критериев профессионального самоопределения. Так, люди, мотивированные на успех, имея адекватную оценку своих способностей, выбирают, как правило, профессии, соответствующие имеющимся знаниям, умениям и навыкам. Субъекты, мотивированные на избегание неудач, в нередких случаях неверной оценки своих возможностей не могут определиться с выбором профессии и зачастую предпочитают слишком легкие или слишком сложные виды профессий.
Значимая отдаленная во времени цель стимулирует деятельность людей с доминирующим мотивом достижения успеха, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, они выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаются большей привязанностью к настоящей и меньшей способности отсрочить удовлетворение. Также отмечено, что мотивированные на успех склонны фокусироваться на «большой цели», они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать; воспринимают и переживают время как «целенаправленное и быстрое», тогда как для мотивированных на неудачи время представляется как «бесцельно текущее» («Время — это постоянно струящийся поток»).
Различия в поведении людей с разными доминирующими мотивами прослеживается и в предпочитаемых ими способах самоконтроля. Мотивированные на успех используют рациональные стратегии, направленные на повышение значимости практической активности, и самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации. Мотивированные же на неудачи выбирают самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации и рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели. При этом их эмоциональный контроль направлен на релаксацию (успокоение и самоуверенность), тогда как у людей с мотивацией достижения успеха эмоциональный контроль обеспечивает активацию через чувства, подобные гневу и недовольству собой.
Обобщая все вышесказанное, можно охарактеризовать людей, мотивированных на успех, как активных, инициативных, ответственных и добросовестных. Эти люди настойчивы в достижении цели и стремятся во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности. Они не действуют шаблонно, пребывают в постоянном поиске способов решения задач и преодоления препятствий. Находчивы и способны мобилизоваться в ситуации соревнования или проверки способностей. При достижении результата переживают удовольствие и гордость.
Людей, мотивированных на неудачи, можно охарактеризовать как малоинициативных. Они избегают ответственных заданий, изыскивая различные причины отказа от них. Боятся критики. Неуверены в себе и не верят в возможность своего успеха. При выборе быть победителем или побежденным предпочтут вовсе остаться в стороне. Долго колеблются при принятии решения, тщательно взвешивая свои возможности. За неудачу переживают стыд и унижение.
2.2 Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности
Мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческого поведения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: характер, направленность личности, эмоции, деятельность и психические процессы.
Характер – устойчивое свойство личности. По мнению Б.Г. Ананьева, он «выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий». Иными словами, давая определение характеру, можно сказать, что это совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретном случае эти проявления. Естественно, встает вопрос о том, как актуальные мотивы и цели влияют на характер. Нас же в большей степени и интересует влияние мотивации на особенности характера. Попробуем выявить какие-либо закономерности, отталкиваясь от выделенных Б.М. Тепловым групп черт характера, две из которых непосредственно связаны с мотивацией. Следует начать с группы черт, выражающих отношение к труду и своему делу. Сюда входят активность, добросовестность, ответственность. Это именно те черты, которые проявляются у людей, мотивированных на достижение успеха. Возможно проследить прямопропорциональную зависимость между этими двумя аспектами: чем сильнее у человека мотив достижения, тем ярче проявляются положительные черты отношения человека к труду. Усиление мотива достижения (только до среднего уровня или чуть выше среднего) ведет к развитию инициативности, трудолюбия, стремления преодолевать трудности и достигать успеха во что бы то ни стало. И это становится характерно не для какой-либо сферы деятельности, а для деятельности в целом. То есть, и в новой ситуации человек, мотивированный на успех, будет проявлять настойчивость и искать пути решения проблемы. Конечно, это влияет не только на развитие личностных особенностей, но и влечет за собой развитие высших психических функций, например, мышления, так как его высокий уровень развития является необходимым условием решения нестандартных задач; интерес к подобным заданиям обуславливает поиск незаурядного взгляда на ситуацию, а это всегда ведет к развитию воображения. Человек с развитым воображением обладает способностью рассмотрения проблем с разных сторон, соответственно, повышается вероятность выбора верного решения. Нестандартная задача всегда представляет довольно высокий уровень сложности и решение требует сконцентрированности субъекта на задании – таким образом развивается внимание и возможности его концентрации и рационального распределения. Благодаря этому человек, мотивированный на успех, способен не теряться в непредвиденных обстоятельствах. Получается некий замкнутый круг: мотивация достижения ведет к развитию способностей субъекта, а развитые способности повышают вероятность успеха.