Файл: Письменность и знания древних египтян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока истории в 5 классе

Тема: «Письменность и знания древних египтян».

Цели урока:

Образовательные:

  • раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;

  • создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;

  • на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки.

Развивающие:

  • путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач продолжить формирование логического и исторического мышления учащихся;

  • на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов продолжить формирование умения сравнивать различные явления.

Воспитательные:

  • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;

  • воспитывать уважение к чужой культуре.

Межпредметные связи: математика.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: проблемный метод, частично-поисковый метод.

Приемы: работа с раздаточным материалом, работа с картой, работа с иллюстрациями, работа с текстом учебника, работа с понятиями.

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

Оборудование: компьютер, проектор, карта «Древний Египет».

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2007 г.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания.(10 мин)

    1. 2 ученика работают по карточкам с терминами (письменный ответ).

    2. 1 ученик работает с раздаточным материалом. Задание - сопоставьте древнеегипетских богов, их изображения и явления природы (письменный ответ).

    3. 1 ученик работает по карточке. Задание - опишите древнеегипетский храм (письменный ответ).

    4. 1 ученик работает по карточке. Задание – ответить на вопрос: Какие правила должны были соблюдать древнеегипетские мастера, изображавшие богов, фараонов и вельмож? (письменный ответ).

    5. Устный опрос (индивидуальный опрос)

- Расскажите о первом чуде света - о пирамидах. (1 ученик)


- Покажите на карте, где находятся пирамиды? Как определить словами это место? (1 ученик)

II. Изучение нового материала. (25 мин)

  1. Актуализация знаний учащихся. Работа с иллюстрацией. Перед нами вход с гробницу фараона. Что мы можем увидеть на этой иллюстрации? Ответы учащихся. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Постановка цели урока учащимися. Корректировка цели урока учителем: Сегодня мы с вами будем изучать древнеегипетскую письменность, узнаем, как расшифровали египетские письмена, а также познакомимся с древнеегипетской школой и науками, которые изучали древние египтяне.

  2. Письменность древних египтян.

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? (Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”). Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

  1. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.

  2. Многие слова изображались рисунками. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” (Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Как, например, записать фразу “Я тебя уважаю”?

  3. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”.

  4. В египетском письме не было гласных буквДавайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “ДМ” – какие слова он может обозначать? (Дима, дом, идем. едим).

  5. Это мог быть значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь.

Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? 

(Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах). Иероглифами написана египетская “Книга мертвых”

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. Это был Розеттский камень. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? 

Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были заключены в овальную рамку. На этом камне были надписи и на древнегреческом языке. Знавший древнегреческий язык ученый заметил, что иероглифы в рамках повторяются столько же раз, сколько в греческой надписи встречается имя фараона Птолемея. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона. Аналогично ученый расшифровал имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки П, Т, Л – и иероглифы в двух рамках совпали. Таким образом, Шампольон доказал, что иероглифы – это знаки письма, которыми можно передавать звуки.

Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)



Рассмотрим второй рисунок.
Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос). Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков) – важность их изучения!


2. Египетские папирусы.

Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности). В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма – папирус. Как его изготавливали, нам расскажет … (ФИ ученика приготовившего сообщение об изготовлении папируса). А вы, выслушав сообщение одноклассника, должны ответить на вопрос: как изготавливался папирус.

Сообщение:

Основным материалом для письма был папирус. Его изготавливали так: выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую середину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс: из растения выделялось клейкое вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали –получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать как обычную бумагу. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубочки – свитки и так хранили.
Вопрос: Как вы думаете, легко было овладеть грамотой в Древнем Египте?

(Ответы учеников)
3. Школа и научные знания.

Умеющий читать и писать казался в египтянам настоящим мудрецом.

Работа с учебником (стр. 61 п.3). Ответить на вопросы:

- Кого готовила школа? (Писцов и жрецов)


-Где находились школы и кто был учителями в них? (При храмах, жрецы)

-Чему учили в школах? (Читать и считать)

- Где необходимы были математические знания? (При строительных работах, сборе налогов, в ремесле)

Задание:

-Рассмотрите рис. на стр. 61. Это обозначение чисел.


Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.



2000 500 30 2

2532

Вопрос: Какой способ записи удобнее: древнеегипетский или тот, которым мы пользуемся сейчас? Чем удобнее?(Ответы учеников)

Учитель обобщает: Написание больших чисел занимало в Египте много места, система счета была сложной. Тем не менее, египтяне знали все четыре математических действия и умели решать сложные задачи.

Задание: Рассмотрите рис. стр. 60 «письменные принадлежности». Попробуйте объяснить, как ими пользовались.

(Ответы детей)

Учитель: Писцы носили с собой в футляре заостренную палочку (тростинку) для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями (для черной и красной краски). Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом. (Отсюда выражение «красная строка» - новая строка с которой начинается текст.)

В школах занимались также астрономией, определяли движение небесных светил.

Именно в Египте была определена продолжительность года (365 суток), год поделен на 12 месяцев и составлен точный календарь, указывающий время разливов Нила. Для измерения времени они использовали водяные часы.

Получили развитие в Египте и медицинские знания. В Египте были врачи разных специальностей, особенно славились хирурги, которые делали сложные операции; окулисты и зубные врачи. В качестве лекарств использовали отвары трав, настойки, соли.
3. Закрепление изученного на уроке.

Игра «Светофор»

У учеников есть в наличии 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета. Каждый из них имеет свое значение «красный»- нет, «желтый»- не знаю, «зеленый» - да.

Условия игры: Ученики слушают текст, который произносит учитель (а учитель произносит некоторые предложения с ошибками) и на каждое предложение поднимают сигнал.