Файл: Лекция Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения. План Понятие социального обеспечения Предмет права социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

09.04.2020-10.04.2020

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Лекция 1.

Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.

План

1. Понятие социального обеспечения

2. Предмет права социального обеспечения

3. Метод правового регулирования отношений по

социальному обеспечению

4. Система права социального обеспечения

1. Понятие социального обеспечения

В со­держание данного понятия входят:

  1. гарантии по охране труда, здоровья граждан, установле­
    ния минимального размера оплаты труда, охрана окружающей
    среды;

  2. социальное обеспечение.

Сущность социального обеспечения проявляется в его функ­циях: экономической, политической, демографической и соци­ально-реабилитационной.

Содержание экономической функции составляют:

а) меры по замещению утраченного заработка в связи с воз­
растом, потерей кормильца, нетрудоспособностью,

б) возмещение дополнительных расходов, вызванных небла­
гоприятными жизненными обстоятельствами либо наличием де­
тей,

в) денежная помощь малоимущим гражданам,

г) предоставление бесплатных социальных услуг в пределах
государственных минимальных стандартов (медицинская и ле­
карственная помощь и т. п.).

Политическая функция социального обеспечения призвана поддерживать стабильность в обществе в связи с различным уровнем доходов разных слоев населения.

Демографическая функция направлена на воспроизводство на­селения, необходимого для нормального развития страны.

Задача социально-реабилитационной функции - восстановле­ние общественного статуса нетрудоспособных и других социаль­но ослабленных групп населения.

Создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредствен­ным образом влияет на дальнейшее развитие общества и государ­ства.

Общественные отношения, которые возникают в связи с реа­лизацией перечисленных функций, называются отношениями по социальному обеспечению.

В настоящее время существуют следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:

- государственное (обязательное) социальное страхование на основе централизованных федеральных и местных фондов за счет взносов работодателей, населения и государственных дотаций;


- социальное обеспечение отдельных групп населения за счет
прямых ассигнований из федерального бюджета;

- социальная помощь малоимущим со стороны государства.
2. Предмет права социального обеспечения

Предметом права социального обеспечения являются сле­дующие виды общественных отношений.

1-я группа - отношения по поводу денежных выплат, в том числе: пенсий, пособий и компенсаций.

2-я группа - отношения по поводу так называемых «натураль­ных» видов социального обеспечения (медицинская помощь и лечение, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, сана­торно-курортное лечение за счет государственных средств, об­служивание инвалидов и лиц преклонного возраста, профобуче-ние и трудоустройство инвалидов, ортопедическая помощь и т.п.).

3-я группа - процедурные и процессуальные отношения (в связи с установлением юридических фактов, являющихся осно­ванием для возникновения, изменения и прекращения отношений по социальному обеспечению, в связи с реализацией права на со­циальное обеспечение, в связи с защитой нарушенного права на социальное обеспечение).

Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья (например, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца). В качестве фи­зических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать не только граждане Российской Федерации, но иностранцы (правда, при наличии соответствующих международных соглашений) и лица без гражданства.

Второй субъект права социального обеспечения - государст­венные органы, которые выступают в отношениях социального обеспечения от имени государства. Они отличаются большим разнообразием. К их числу относятся органы Министерства труда и социального развития РФ, органы здравоохранения, мини­стерств обороны и внутренних дел и др.

Профсоюзы в настоящее время обладают лишь правом обще­ственного контроля за правильным начислением и своевремен­ной выплатой пособий по социальному страхованию, могут уча­ствовать в формировании социальных программ и разработке мер по социальной защите работников (ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности») характера социальной алиментации. Тем не менее это понятие справедливо для характеристики данной группы распределитель­ных отношений и в новых социально-экономических условиях.

3. Метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению



С учетом положений общей теории права метод правового ре­гулирования общественных отношений отрасли права характери­зуется обычно следующими чертами (признаками):

  1. порядком возникновения, изменения и прекращения право­
    отношений;

  2. юридическим положением участников (субъектов) правоот­
    ношений;

  3. спецификой установления прав и обязанностей участников
    (субъектов);

  4. особенностями средств, обеспечивающих исполнение обя­
    занностей.

С этих позиций метод отрасли права социального обеспечения отличают следующие черты (признаки):

1) специфика юридических фактов, с которыми связано воз­никновение, изменение и прекращение правоотношений по соци­альному обеспечению;

  1. особенности правового положения субъектов этих правоот­
    ношений;

  2. своеобразие способов формирования содержания правоот­
    ношений;

4) специфика санкций и способа защиты нарушенного права.

Способы правового регулирования отрасли права социального обеспечения подразделяются следующим образом:

  1. Централизованный способ регулирования, который, в
    свою очередь, делится на федеральный и межотраслевой способы
    регулирования.

  2. Региональный, который осуществляется на уровне субъ­
    екта федерации либо территории.

  3. Локальный - на муниципальном уровне или на уровне
    конкретной организации.

4. Система права социального обеспечения

Нормы отрасли права социального обеспечения могут выра­жать общие, принципиальные положения, которые относятся в равной степени ко всему комплексу отношений по социальному обеспечению в целом. Отдельные нормы касаются лишь вида от­ношений, входящих в предмет отрасли.

Исходя из этого, нормы отрасли права социального обеспече­ния, как и других отраслей, можно разделить на две части: об­щую и особенную.

В общую часть отрасли права социального обеспечения вклю­чаются следующие институты.

Первым является основной институт, нормы которого опреде­ляют круг регулируемых отношений, задачи и принципы отрасли.

Второй институт объединяет нормы, определяющие виды обеспечения и собственно юридические факты, с которыми свя­зано возникновение отношений по социальному обеспечению.

В третий институт входят нормы, регулирующие субъектный состав отношений по социальному обеспечению и устанавли­вающие объем правомочий субъектов.

Четвертый институт общей части права социального обеспе­чения - институт источников отрасли.


Особенная часть состоит из комплексных институтов, вклю­чающих пединституты отрасли, и институтов права социального обеспечения.

Комплексными институтами являются:

1.Институт пенсионного обеспечения с подинститутами: пен­сий по старости, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца, социальных пенсий, исчис­ления пенсий и назначения пенсий.

2.Институт медицинской помощи и лечения.

3.Институт социального обслуживания.

4.Институт пособий и компенсаций.

Кроме комплексных институтов, в систему отрасли входят:

  1. институт трудового стажа;

  2. институт ответственности;

  3. институт разрешения споров по вопросам социального
    обеспечения.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер. Это связано с сущностью опосре­дуемых общественных отношений. Управомочивающие нормы способствуют реализации прав на удовлетворение жизненно не­обходимых потребностей граждан в старости, при наступлении нетрудоспособности, при потере кормильца, утрате средств к су­ществованию и в других случаях. Вместе с тем используется раз­решительное регулирование, т. е. субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено законодательст­вом.
Лекция 2.

Принципы права социального обеспечения

План

1. Понятие и классификация принципов правового регулирования

2. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

3. Содержание принципов права социального обеспече­ния

1.Понятие и классификация принципов правового регулирования

Под принципами права понимаются руководящие идеи, кото­рые определяют сущность и направление правовых норм в той или иной сфере общественных отношений. Принципы могут быть непосредственно закреплены в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

По сфере действия принципы разделяются на следующие виды:

  1. общеправовые, т. е. свойственные всем отраслям права
    (например, принцип законности, закрепленный в ст. 15 Консти­
    туции РФ);

  2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких
    отраслей (например, конституционный принцип защиты трудящихся от безработицы и их материального обеспечения при на­ступлении нетрудоспособности и по возрасту в равной степени относится и к трудовому праву и к праву социального обеспечения);

  1. отраслевые, отражающие специфику данной отрасли;

  2. внутриотраслевые, которые относятся к отдельным ин­
    ститутам отрасли.


2. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Систему принципов права социального обеспечения состав­ляют:

а) всеобщность социального обеспечения;

б) финансирование социального обеспечения за счет страхо­вых взносов и государственного бюджета;

в) дифференциация условий и уровня социального обеспече­ния;

г) универсальность и комплексность при предоставлении со­циального обеспечения.

Кроме общих отраслевых принципов существуют принципы, обладающие определенной спецификой в силу того, что они при­менимы к отдельным организационно-правовым формам соци­ального обеспечения.

3. Содержание принципов права социального обеспече­ния

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждо­го возможность при наступлении объективных социально значи­мых обстоятельств получать определенные виды социальных вы­плат или услуг (ст. 39). запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживаю­щие в России иностранные граждане, если международными со­глашениями по этому поводу не установлен иной порядок. Вре­менно находящиеся на территории Российской Федерации ино­странные граждане также имеют право на социальное обеспече­ние, но основанием для этого являются соответствующие между­народные договоры. Беженцам предоставляются те виды соци­ального обеспечения, которые предусмотрены специальными нормами (например, в соответствии с Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федера­ции при Правительстве РФ учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи бе­женцам»).

Принцип всеобщности не следует понимать как безусловное право на социальные выплаты, услуги или льготы. Все они пре­доставляются в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством. Так, право на трудовую пенсию по старости возникает только при достижении определенного законом воз­раста и наличия трудового стажа установленной продолжитель­ности.

Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет обязательных страховых взносов и государственного бюд­жета. Концентрируются средства на социальные выплаты и услу­ги в централизованных внебюджетных фондах социального на­значения. Эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Хотя денежные средства фондов и находятся в собственности государства, но в состав бюджетных средств они не включаются. Поэтому фонды и называются «вне­бюджетными».