Файл: Профилактика любовной зависимости психотерапия москва.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Партнеры уже более не настроены улавливать жела­ния друг друга. Каждый сконцентрировался на себе. Вни­мание каждого направлено на внешний мир. Главное те­перь независимость, автономия, индивидуализация. Разви­тие своего «я» становится важнее, чем развитие близких отношений.

На первый план у каждого выступают проблемы само­оценки, своего достоинства: «На что я лично гожусь, что мне по силам, чего я стою?» Между партнерами могут возни­кать конфликты, а примирение снова приводит к кратков­ременным эмоциональным сближениям. Некоторые люди называют этот период жизни «одинокий скиталец», дру­гие «путешествие за тысячу километров».

Возобновление дружеских отношений. После того, как каждый из партнеров четко определил свою индивидуаль­ность, реализовал себя вне семьи, у него появляется потреб­ность в интимности, эмоциональной подпитке, психологи­ческой поддержке. Теперь можно стремиться к возобнов­лению дружеских отношений со своим супругом.

Снова обостряется ранимость, уязвимость. Партнеры ищут комфорт, поддерживают друг друга. Периоды особо счастливой интимности сменяются периодами восстанов­ления независимости. Несмотря на тревогу, возникающую временами, и трения в отношениях, конфликты улажива­ются быстрее, становится возможным обсуждение труд­ностей, не то что было в период дифференциации. Теперь уже каждый из партнеров не боится быть поглощенным личностью другого, как это было в период симбиоза. Уста­навливается разумный баланс между «я» и «мы». Каждый партнер узнает себя глубже как дарителя радости другому партнеру. Возникает глубокая приверженность супруже­ству, постоянство.

Взаимозависимость — фаза дальнейшего укрепления по­стоянства. Теперь каждый из партнеров убедился, что его любят. Настало время постоянства в отношениях, когда образ совершенного избранника — идеализированный и невозможный — мирно вытесняется реальным образом супруга. Две личности, разрешившие сомнения относитель­но самоценности, имевшие возможность проявить себя во внешнем мире, находят удовлетворение в совместной жиз­ни. Появляются глубокая привязанность и взаимное удов­летворение. Отношения развиваются больше в сторону роста и совершенствования «мы», чем «я».

Подобные стадии свойственны нормальным, здоровым интимным отношениям. Не следует думать, что только у страдающих неврозами людей бывают трудности в суп­ружестве. Трудности бывают у многих людей
, может быть, даже у всех. Больным или инфантильным, незре­лым людям здоровые отношения строить, как правило, сложнее.

Хорошо, когда оба партнера проходят все стадии од­новременно, почти синхронно. Трудности возрастают, если один партнер еще живет в стадии симбиоза, а другой уже вступил в стадию дифференциации. Конфликты обо­стряются, когда один партнер еще хочет проявить себя во внешнем мире, реализовать все свои способности, а дру­гой с нетерпением стремится к возобновлению близких отношений.

Помните, когда Кате было труднее всего? Когда Вася больше времени стал проводить вне дома, а она, очарован­ная симбиотическими отношениями, не могла вынести разлуку. Вася уже заканчивал период дифференциации, готовый начать практикование (изучение иностранного языка, учеба в аспирантуре), а Катя все еще ждала частых прежних поцелуев и объятий. Но после встречи с подругой в жизни Кати произошел перелом, она начала быстро расти как личность. И отноше­ния супругов не замедлили улучшиться.

Семья — это система. Изменения в одном звене тотчас сказываются на функционировании других звеньев. Никог­да не говорите: «Я изменюсь тогда, когда он ко мне изме­нится». Это тупиковый путь. Меняйте себя, свое поведе­ние, и он (она) обязательно на это прореагирует. Не может не прореагировать. Вы — звенья одной цепи.

Специалисты считают, что стадии взаимоотношений супружеских пар соответствуют стадиям развития ново­рожденного ребенка.

Симбиоз ребенка с матерью длится примерно пять ме­сяцев. Полное слияние, любовь и наслаждение. Мать удов­летворяет все потребности ребенка, который не ощущает себя отдельно от нее. Здоровые взаимоотношения с мате­рью в этот период создают предпосылки к здоровому сим­биозу во время влюбленности.

Затем наступает стадия дифференциации. Улыбка ре­бенка при появлении матери (между 5 и 6 месяцами) свиде­тельствует, что он ее выделяет. Значит, он как-то признает ее отдельное существование. Начинается процесс психо­логического отделения ребенка от матери. Этот процесс будет продолжаться: стадия дифференциации — 6 —9-й месяц, практикования — 10— 16-й месяц, стадия возобнов­ления дружеских отношений — 17 —24-й месяц. В резуль­тате развивается индивидуальность ребенка.

В стадии дифференциации ребенок начинает узнавать окружающий его мир (сюда входит и мать), исследовать его. Инструментами изучения служат глаза, уши, ноги, руки, рот. Дотрагиваясь до всего окружающего, ребенок узнает физические границы доступного мира. Теперь его интере­сы не сосредоточены только на матери, он любит и попол­зать по комнате, и поиграть на коленях матери. В этот пе­риод нормально развивающийся малыш обычно бывает си­яющим и довольным.



В стадии практикования энергия ребенка направлена во внешний мир. Он может «иметь любовные дела» на сто­роне, особенно когда уже начинает ходить. Он испытывает восторг, когда ему удается порвать все еще существующие симбиотические связи с матерью и убежать от нее. Он бу­дет играть в дальнем углу комнаты, наслаждаясь обществом матери издалека, на расстоянии. Растущая автономия — это новое завоевание ребенка. Бурное развитие моторных навыков необходимо и для того, чтобы убежать от матери, получить хотя бы частичную независимость.

Отношение матери к фазе практикования имеет реша­ющее значение для развития ребенка вообще и для его, казалось бы, такого далекого супружеского счастья в ча­стности.

Правильное отношение матери заключается в проявле­нии уважения к потребности ребенка в отделении, незави­симом существовании, в выражении радости по поводу его успехов. Разумная мать легко отпускает от себя ребенка, чтобы он «попрактиковался» во внешнем мире, и радост­ными аплодисментами встречает его возвращение. Если же она только терпит его стремление к независимости, либо даже препятствует проявлению этого стремления, то этого недостаточно для создания основы дальнейших хороших взаимоотношений с людьми.

Стадия возобновления дружеских отношений часто яв­ляется трудной как для ребенка, так и для матери. Это ста­дия поляризации: от полной независимости дети возвраща­ются к прежним формам тесной привязанности, они стре­мятся прочь и тотчас возвращаются обратно.

Ребенку необходимо, чтобы мать всегда была эмоцио­нально доступной, но в то же время он ласкается к ней толь­ко в определенные моменты. Иногда мать не знает, когда ей пестовать дитя, а когда поощрять его независимость, и ребенку приходится тратить много энергии на то, чтобы завоевать чувства матери (а ведь энергия больше необхо­дима для его развития). Когда фаза уходов и возвращений успешно завершена, начинается укрепление индивидуальности, которую чело­век проносит через всю свою жизнь вместе со способнос­тью иметь эмоциональные привязанности.

Итак, вы видите, что супружество проходит те же ста­дии, что и детство. Все повторяется, не так ли?

БРАКИ СОВЕРШАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ

Неужели в любовных отношениях все так сильно зависит от раннего детства? — с сомнением спрашива­ют меня мои собеседники. — Стоит ли тогда старать­ся, выбирать, строить отношения, пытаться воздей­ствовать на своего избранника? Не лучше ли плыть по течению?


От опыта детства, от атмосферы в родительс­ком доме действительно очень многое зависит в жизни взрослых людей. Но не нужно впадать в пессимизм. Зна­ния всегда рентабельны. Узнавайте больше, и это вам обязательно пригодится, — отвечаю я.

Но зачем, если ничего нельзя изменить в своей судьбе?

Не надо паниковать. Вы — живая, творческая лич­ность, значит, от вас тоже немало зависит. В судьбе многое можно изменить даже немногим. Постарайтесь больше узнать о себе, о природе человека вообще, о пси­хологии взаимоотношений в парах. Тогда вы сможете хотя бы немного управлять своей «любовной лодкой», а не плыть по течению. Этого может оказаться доста­точно, чтобы достичь более надежного берега. Укреп­ляйте веру в себя. Посещайте психологические тренин­ги, семинары. Мозг человека очень пластичен. Совсем не обучаемых людей нет.

Вспомним снова Таню. Каким было ее детство? На пер­вый взгляд, детство было благополучным. Она всегда была сыта, одета, хорошо училась. Правда, ей не удавалось сде­лать мать счастливее и удержать дома отца. И не могло удаться! Не детское это дело.

Тогда она была не в состоянии понять степень своей изо­ляции внутри семьи. Она страдала от эмоционального го­лода, оттого, что никто не уделял ей ни времени, ни внимания. И не было у нее навыков делиться с родителями соб­ственными переживаниями. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Вслед за этим обычно следует несчастная любовь.

Таня много делала по дому, хорошо училась, стремясь доставить удовольствие матери и отцу. Это было всего лишь попыткой завоевать их расположение, она «зарабатывала» себе на положительную самооценку. Своеобразная борь­ба за счастье.

И когда Таня выросла, ее избранником стал человек, на первый взгляд хотя и несчастный, но очень достойный. Ей казалось, что у него много ценных качеств. Уж теперь-то она получит то, что не удалось завоевать в детстве. Она ду­мала, что мама была виновата в отлучках отца. Мама пили­ла его, упрекала, а то и угрожала. Таня решила пойти пря­мо противоположным путем. Она завоюет своего мужа лю­бовью, пониманием, самопожертвованием, она принесет в дар всю себя.

Но что-то не складывалось в их семейной жизни. Или так­тика выбрана неправильно, или объект любви не тот. А Таня лишь решила, что мало старалась и с еще большим упор­ством стремилась удовлетворить все желания мужа. Она превратилась в типичную «жену-угодницу». Этот тип опи­сан в моей другой книге «Зависимость: семейная болезнь» (Москаленко В. Д., 2004).


О том, удовлетворяет ли муж ее нужды, она не задума­лась ни разу. Впрочем, подобная мысль ей и не могла прий­ти в голову, так как с детства она привыкла ублажать дру­гих. Ее же потребности ничего не значили. Ей было всего 5 лет, когда она попросила: «Мама, я хочу с тобой погулять». «Разве ты не видишь, что я занята? » Для мамы всегда что-то другое было важнее желаний Тани. И Таня научилась ни­чего не желать для себя.

Теперь, когда она уже была замужней женщиной, до­машнее дело — обед, стирка, уборка — всегда были для нее важнее собственных потребностей. До себя руки не доходили. А как же еще? Ведь и ребенок был в семье. Тем более, что это его ребенок, ей он неродной. Еще подумают, что она плохо о нем заботится. У мачехи одни обязанности и никаких прав. Личностью Таня себя не ощущала.

Однажды она прочитала: «У нас появляется чувство са­мих себя только тогда, когда мы делаем что-нибудь для себя или когда мы развиваем какие-то свои способности. Если же все силы уходят на других, то мы обречены чувствовать свою пустоту».

Ей показалось, что это сказано про нее. Теперь настал твой черед, Таня! Хватит ублажать других, подумай о себе. Для этого не надо разводиться, если ты этого не хочешь. Во-первых, надо знать, чего ты хочешь, что тебе необходимо, чтобы жизнь была полной.

Когда мы не просим того, чего мы хотим или что состав­ляет нашу потребность, мы обесцениваем себя. Мы заслу­живаем лучшего. Возможно, нас учили, что это невежливо или неуместно говорить о себе.

Правда состоит в том, что если мы этого не делаем, то неудовлетворенные желания и потребности непременно возвращаются и преследуют наши взаимоотношения. Дело может кончиться тем, что мы злимся, негодуем. Либо мы начинаем наказывать кого-то за то, что он или она не дога­дались, не прочитали наших мыслей о том, в чем же состо­ит наша потребность.

Интимность, близость возможны только тогда, когда оба члена пары могут говорить, чего они хотят, в чем они нуж­даются. Иногда мы можем или даже обязаны требовать того, чего мы хотим. Это уже означает устанавливать границы. Тогда мы не контролируем другого человека, но обретаем контроль над своей жизнью.

Наше собственное отношение к своим потребностям тоже очень важно. Необходимо ценить свои потребности и относиться к ним серьезно, если мы хотим, чтобы другие люди относились к нам серьезно. Когда мы начинаем це­нить свои потребности,