Файл: Профилактика любовной зависимости психотерапия москва.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Здоровая система — в основании любовь и уважение:

Любящий

Деликатный

Милосердный

Смиренный

Принимающий

Здоровые, уместные границы

Побуждает других мыслить самостоятельно

Позитивно настроен

Дружелюбный

Добрый

Сочувствующий, принимающий чувства других

Уважительный

Всеблагой

Признательный

Внимательный к другим

Терпеливый

Законопослушный

Меняет основы

Готов к сотрудничеству

Прямой

Ответственный

Ценит всех людей

Ищет в человеке хорошее

Ищет правды, знаний

Честный

Достоин доверия, на него можно положиться

Тактичный

Творческий

Уравновешен

Слова его сочетаются с делами

7-6306 97

Ясно выражает свои мысли, чувства Гибкий Ранимый

Воодушевляет, ободряет других Убедительно высказывается

Преданно относится к здоровью группы в целом и отдель­ных членов группы (семьи)

Желает работать вместе с другими Радостный, мирный

Нездоровая система — в основании безоговорочное под­чинение авторитету, правилам

Недобрые

Закрытые, охраняющие свою территорию

Грубые

Гневливые

Считают себя лучшими

Критикуют, осуждают

Имеют жесткие границы или не имеют их вовсе

Только Я, Мы знаем правду

Негативно настроены

Отчужденные, холодные

Враждебные

Не заботятся о других

Не считаются с остальными

Враждебные

Склонны осуждать, выносить приговор

Неблагодарны, невежливы

Эгоцентричные

Нетерпеливые

Вероломные

Держатся только за традиции

Антагонистичны, воинственны

Хитрые, неискренние

Безответственные

Считают ценными лишь самих себя («Мы — ценные, а вы — нет».)

Ищут в человеке плохое

«Я/Мы скажем вам правду»

Обманщики

На них нельзя положиться

Не любят перемен, жестко фиксированы на привычном

Узко сфокусированы

Делают не так, как говорят

Высказываются двусмысленно

Негибкие

Занимают оборонительную позицию

Противопоставляют людей друг другу, шантажируют

В их словах звучит явная или скрытая агрессия

Считаются только с «авторитетами»

Конфликтуют с другими людьми

Склонны вызывать раздоры, беспорядки

На семинаре у Мэрилин Мюррей мы вспоминали харак­теристики людей, окружающих нас дома, на работе, в дру­гих сообществах (например, церковная община, группа Ал-Анон и др.). Тем самым удавалось оценить, насколько здо­ровая или нездоровая система взаимоотношений нас окружает. Мы обращали внимание также и на свои харак­теристики. Некоторые участники семинара даже вычис­ляли степень здоровой/нездоровой системы в процентах. Делали вывод, насколько мы соответствуем здоровой или нездоровой системам взаимоотношений.


БЕСЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА ТОЛЬКО ЧТО РОДИВШИХСЯ ДЕТЕЙ

Рассмотрим, как формируются качества ребенка в здо­ровой, открытой, функциональной семейной системе. И вмес­те с этим рассмотрим, как эти качества могут изменяться в нездоровой, закрытой, дисфункциональной системе.

У только что родившегося ребенка можно отметить пять особенностей: все дети ценны, ранимы, несовершенны, за­висимы и незрелы. Родители, уважая их изначальную цен­ность, помогают детям развиваться по каждой из означен­ных характеристик. Когда дети вырастут (естественно, в здоровой семье), они станут зрелыми, хорошо функциони­рующими людьми с положительной самооценкой, с прият­ным ощущением от возможности быть самими собой.

У зрелых людей имеются умения, которые позволяют им выжить в трудных условиях, а именно:

умение сосредотачиваться на себе, чтобы развивать­ся внутренне;

умение собрать и выделить энергию, необходимую для тяжелой работы — внутреннего роста;

способность приспосабливаться, чтобы выдержи­вать процесс роста, который требует постоянных из­менений.

Функциональная семья развивает и поддерживает такие умения в своих детях. Рассмотрим подробнее ранее указан­ные качества, так как от их развития в конечном счете зави­сит и семейное счастье детей, когда они станут взрослыми.

Ребенок - ценный человек. В функциональной семье ребенка ценят просто потому, что он родился. Ни один член семьи, ни один человек за пределами семьи не считается более ценным, чем ребенок. В то же время семья ценит ре­бенка не больше, чем любого другого человека. Все члены семьи равноценны.

В начале жизни дети не имеют никакого понятия о том, кто они такие и как им следует к себе относиться. У них еще нет концепции себя. Еще нет выработанных форм по­ведения, правил для развития личности. Они обучаются этому, взаимодействуя вначале с мамой, а затем с мамой и папой.

Дети впитывают уважение своих родителей к себе. На этом позже будет построено самоуважение, собственная самооценка. Как родители их ценят, так они и будут к себе относиться.

Положительную оценку ребенку не надо завоевывать. В здоровой семье ребенок всегда ценится, ценится само его существование, а не его деяния. И дети знают: «Я родился ценным существом. Этого мне достаточно. Как хорошо быть самим собой».

Как семья может поддерживать самоценность ребенка? Приведем такой пример. Однажды вечером мама спокой­ным, но твердым голосом говорит:

Дочка, уже половина девятого. Тебе пора спать.



Я не хочу спать, — упрямится девочка.

Я понимаю, что ты не хочешь идти в постель. Но это нужно, тебе только восемь лет, а детям надо много спать. Завтра у тебя будет большой день.

Далее мама говорит о том, что она знает, что необходимо ребенку в этом возрасте, хотя и понимает, что дочери не хочется этого делать. Это нормально — чего-то не хотеть делать. Мама подчеркивает, что дочка сама может решить, что пора идти спать. Тем самым она избегает говорить «нет» желанию девочки и «да» своему приказу. Это дает ребенку некоторую свободу выбора.

Таким образом, мама проявила свое уважение к ребен­ку: она показала, что слышит то, что говорит дочка, понима­ет, чего та хочет и не хочет, и знает, как дочь себя чувствует; она объяснила причины своей настойчивости, правила для детей; она сказала, как она может помочь выполнить эти правила, предоставляя возможность выбора; она была твердой в своем поведении, но не причинила боли ребенку: ведь она могла просто взять ребенка на руки и отнести в спальню или проводить туда. Девочку учат понимать, что если она не пойдет вовремя спать, то завтра могут быть не­приятные последствия, например, она будет уставшей, не сможет выполнить домашнее задание после занятий в шко­ле, поиграть и т. п.

Поскольку все эти правила гуманны, понятны, в них есть смысл, то все поведение мамы в конце концов воспринима­ется ребенком как забота о нем. Следовательно, мама отно­сится к дочери с уважением, подчеркивает, что ребенок — ценный человек. И девочка начинает сама ценить себя, в ней развивается положительная самооценка. В добавление к этому ребенок получил наглядный урок, что в жизни есть выбор (можно пойти спать добровольно).

Когда девочка станет взрослой, выйдет замуж и у нее будут какие-то разногласия с мужем, она вспомнит, что можно обсудить варианты, поделиться властью и достичь какого-то компромисса.

А как укладывали спать Таню? Очень просто: «Не гово­ри мне, что ты не хочешь идти спать. Меня не интересует, хочешь ты или не хочешь. Марш в постель!»

Такая реакция означает, что нежелание Тани идти спать не имеет никакого значения для матери. Подтекстом в раз­говоре звучит, что с мамой Тане говорить честно о своих желаниях не стоит. А когда мы испытываем определенное состояние (для ребенка это может быть дистрессом) в свя­зи с желанием или нежеланием что-то делать, то теряем частично или же целиком свою ценность.


Более того. Мама могла сказать: «Ах так? Не хочешь идти спать? Ну что же, тогда я лишаю тебя вечерних гуля­ний во дворе на неделю». Эти последствия могли показать­ся Тане слишком несоразмерными с ее сопротивлением воле матери. И Таня усваивает следующий урок, очень прочный, как и все уроки, выученные в раннем возрасте. Только поведе­ние определяет мою ценность в глазах родителей, а сама-то я не представляю никакой ценности. Ребенок достаточ­но хитер, легко приспосабливается. И Таня быстренько убегает в спальню, притворяясь, что все в порядке, никому не высказывая своих чувств. Так она приобретает досто­инство в глазах родителей.

Для нее же это способ выживания. Она усваивает, что надо исполнять волю других, удовлетворять их потребнос­ти, отрекаясь от своих. То есть чтобы иметь позитивную самооценку, ей приходится воздействовать на внешние обстоятельства. Самооценка осознается не как внутреннее свойство личности, а как нечто, зависящее от внешних об­стоятельств: происходит перенос — от человека — к тому, что он делает.

Это очень серьезный урок и очень опасное состояние. Всю жизнь женщины могут нуждаться в подпитке своей оценки извне. Они будут стремиться задабривать супру­га, стремиться угодить начальнику, напрягать все силы, чтобы добыть себе внешние знаки своей ценности — одеж­ду, жилище, машину. А не дай Бог, муж бросит — тогда все, крах. Ибо наедине с собой этой женщине страшно остаться, внутри пусто. Без внешних знаков ее ценности она раздавлена.

Люди, выросшие в дисфункциональных семьях, в сис­теме эмоциональных репрессий, где власть родителя при­ближается к деспотии, обычно имеют очень низкую само­оценку. Из истории мы знаем, что страны с деспотичным режимом замедляли или прекращали свое развитие. То же может происходить и с душевным развитием ребенка.

Есть такой исторический анекдот. Российский импера­тор Павел был властителем, желавшим максимальной, пре­дельной власти над своими подданными. Однажды швед­ский посол в России Стендинк похвалил праздник и позво­лил себе заметить, что устроитель праздника Нарышкин — лицо очень важное. При этих неосторожно вырвавшихся словах посла лицо императора переменилось и, повысив голос, он произнес следующую фразу: «Господин посол, знайте, что в России нет важных лиц, кроме того, с которым я говорю и пока я с ним говорю».

Эти слова показывают, что император совершенно ли­шает подданных права на человеческое достоинство, на возможность чувствовать себя ценными. Следует помнить, что Павел вступил на престол после многолетних униже­ний и страхов. Угнетенный человек, он же раб, всегда меч­тает порабощать других.


Я работала с больными алкоголизмом и наркоманией. У них пониженная самооценка, даже у тех, кто относится ко всем свысока, грубо, кто не признает авторитетов. Внеш­не они иногда выглядят как люди с переоценкой своей лич­ности. Но с чего бы это молодой человек так демонстриро­вал свою грубость для устрашения окружающих, если он не сомневается, что он достойный человек?

Ревность также проистекает из пониженной самооцен­ки, страстная борьба за власть, оскорбительный тон на­чальника с подчиненными — тоже оттуда. Когда такие люди попирают достоинство других, ими движет недоста­точная уверенность в своем человеческом достоинстве. Корни этого явления — в неудовлетворении потребнос­тей ребенка, в отрицании реальности его чувств, а также в непонимании ранимости ребенка, в чрезмерном огра­ничении его инициативы.

Ранимость ребенка. От природы все дети ранимы и дол­жны быть защищены своими родителями. У самих детей еще не возникла система внутренних границ. Ранее мы го­ворили, что внутренние границы нужны нам для защиты себя и для того, чтобы не ранить других. Дети нуждаются в защите в следующих областях: физической, сексуальной, эмоциональной, интеллектуальной и духовной.

А что значит защитить ребенка? Это значит, что мама или лицо, ее заменяющее, признает и уважает право ре­бенка на свое тело, мысли, чувства, поведение даже тогда, когда руководит им в сложной ситуации. «Когда отец назвал меня очень грубым словом, мама про­молчала. Мне кажется, она предала меня. Я права? » — спра­шивает меня двенадцатилетняя девочка.

Что я ей скажу? Конечно, она права. Но по моим прави­лам в беседе с детьми о родителях можно говорить или хо­рошо или никак. Молчание и было ответом.

В здоровой семье дети всегда защищены. Защищенность и безопасность — краеугольные камни выживания. Обя­занность родителей — обеспечить детям безопасность, а в случае угрозы защитить детей. Это не сверхопека. Дети должны быть защищены от грубого поведения кого бы то ни было, кто может нанести оскорбление телу или душе ребенка. Тогда у них развиваются внутренние границы, не позволяющие и им, в свою очередь, кого-либо обидеть. Если ребенок имеет право на защищенность его внутреннего мира, значит, каждый другой человек тоже имеет это пра­во. У ребенка формируется понятие о чувствительности, ранимости других.