Файл: Профилактика любовной зависимости психотерапия москва.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если у ребенка нет понятия о границах своего суверени­тета, он становится очень уязвимым, его легко ранить, он может идти навстречу опасности, не замечая ее, он крайне доверчив. Во взрослой жизни это качество его подведет. Это все равно, что у автомобиля выключены предупредитель­ные огни. Одна встреча с обидчиком, другая, а дальше — полная утрата доверия, и вот уже для защиты выстроена стена, за которую спрятался ранимый человек.

Как будет девочка, оскорбленная своим отцом, отно­ситься к мужчинам? Естественно, с недоверием. Возмож­но, замкнется, спрячется за стену, выложенную из страха или молчания. Будучи очень ранимым, можно защищать­ся и агрессивным поведением. Все это случается тогда, когда родители или воспитатели не могли защитить ребен­ка и не научили его избегать обиды.

Легче всего показать это на примере нарушения физи­ческих границ. Допустим, ребенок не имеет понятия о том, что чей-то двор имеет свои границы и о том, что частную собственность надо уважать. Тогда он, сокращая путь к себе домой, может пройти через двор соседа, повреждая грядки и клумбы с цветами. Естественно, что хозяин двора возмутится, возможно, накричит на ребенка, оскорбит его.

Как в этом случае должна поступить мама? Взяв малыш­ку за руку, пойти к соседу, извиниться за вторжение в его двор, обещать научить ребенка соблюдать границы. В то же время мама может показать, что не одобряет грубых слов соседа. Таким образом она ограждает ребенка от по­вторения подобных действий, дает понять, что другие люди очень чувствительны. Усвоив урок о ранимости других, ре­бенок начинает соблюдать чьи-то границы и осознавать свои собственные границы духовного суверенитета.

Если мама имеет понятие о сексуальных границах, то есть уважает собственное сексуальное «я», то она не нару­шит границ ребенка, например таким образом: «Почему ты так поздно вернулась? Наверное, уже непристойными де­лами занималась?» Это было бы оскорблением сексуаль­ного «я» дочери.

Сексуальной агрессией является даже такое «невинное» поведение матери: как только юноша собирается на сви­дание, у матери начинает болеть голова. Покидая больную мать, молодой человек испытывает чувство вины. А в ре­зультате он может стать импотентом, поскольку это чувство вины мешает естественному развитию отношений с девуш­кой и становлению его мужского достоинства. Он может отказаться от всяких взаимоотношений с девушками (сте­на самоизоляции) и всю жизнь играть роль «хорошего маль­чика, не покидающего свою маму».


Если у одного родителя нет никаких понятий о внутрен­них границах, а другой родитель построил для своей защи­ты глухие стены, то ребенок в такой семье может метаться от крайней ранимости до полной нечувствительности к вторжению в его духовное пространство. И нормальные отношения с людьми у него не сложатся.

Несовершенство ребенка. Это так естественно при­знать за детьми право делать ошибки. Все люди делают ошибки, но дети еще более несовершенны, чем взрослые. Следует подчеркнуть, что и в функциональной семье все ее члены несовершенны. Это в природе человека. Есть та­кая английская поговорка: «У каждого пупок попахивает».

Совершенства в природе просто не существует. Так по­звольте же вашим детям ошибаться и не унижайте их из-за этого. Учите исправлять ошибки, но не дайте им повода усомниться в том, что они особенные, чудесные и безгра­нично любимы вами.

Когда родители не могут объяснить детям их ошибки, они берут на себя роль непогрешимого божества и перекрыва­ют путь к развитию связей с «Высшей силой», о которой у каждого могут формироваться свои понятия.

Что бывает, когда родители не позволяют детям быть не­совершенными и требуют быть только хорошими и послуш­ными? Реакция может быть двоякой. Дети могут тратить все силы на достижение совершенства и обязательно ког­да-нибудь потерпят неудачу. Либо они отдалятся от роди­телей, «забастуют», станут бунтовщиками, «плохими» в глазах родителей.

В зрелом возрасте это сказывается двумя крайностями: либо человек постоянно контролирует себя, не может рас­слабиться, кстати, пытается контролировать и супруга, и детей, то есть грубо диктовать им, как себя вести, либо во­обще не имеет понятия о вопросах контроля.

Сверхконтролирующими бывают жены больных алко­голизмом, а сами больные обычно теряют контроль над сво­им поведением. Сверхконтролирующие жены не могут жить без страха, боли и гнева. Они полны страха потер­петь неудачу при любом жизненном испытании.

Ребенок зависим от других в вопросах удовлетворения его нужд и желаний. Я глубоко убеждена в том, что после того как удовлетворены основные потребности ребенка (в еде, одежде, крыше над головой, медицинской помощи), на первый план выступает удовлетворение эмоциональных потребностей.

Только после того, как будут удовлетворены потребнос­ти ребенка в ласке, внимании, он сам научится понимать свои желания, нужды. Взрослые не всегда знают, чего они хотят. А когда осознают свои желания, не всегда знают, как попросить других удовлетворить их, не испытывая при этом чувства неловкости, вины или стыда.



Это может быть результатом воспитания в дисфункцио­нальной семье, в которой с эмоциональными потребностя­ми ребенка могут поступать следующим образом: или ни­когда не позволять детям делать что-либо самостоятельно; или подвергать детей нападкам, по меньшей мере словес­ным, за то, что они выражают какие-то желания; или про­сто игнорировать желания детей.

В первом случае, когда родители все делают сами, не да­вая детям никакой самостоятельности, дети вырастают слишком зависимыми, без навыков заботы о себе.

Во втором случае, когда родители могут отругать ребен­ка за то, что он что-нибудь хочет, ребенок усваивает, что для него небезопасно выражать свои желания.

В третьем случае, когда родители игнорируют жела­ния ребенка, просто не реагируют на обращения к ним, вырастают люди, которые, как правило, не имеют своих желаний, которым и в голову не приходит, что можно что-то хотеть.

В моей практике мне встречалось много людей, считав­ших свой брак неудачным. В этих браках не только мужья ничего не делали для удовлетворения потребностей жен­щин, но ни женщины, ни мужчины не могли даже сформу­лировать, что же они хотят. Они неопределенно выражали свои желания: «Хотелось бы, чтобы он (она) был(а) внима­тельнее ко мне, чтобы помогал(а)». Как потом выяснялось, супруги никогда не говорили друг другу о своих желаниях.

Ребенок - существо незрелое. Дети должны оставаться детьми. Как говорится, «каждому овощу — свое время». Со­гласитесь, глупо было бы ожидать от восьмилетней Маши, чтобы она пришла со своей проблемой к маме и без слез, спокойно рассказала, что ее беспокоит, четко сформули­ровав свои чувства и трудности. Такое поведение невозмож­но в восемь лет! Надо признать за Машей право плакать, кричать, а, воз­можно, упасть посреди комнаты и биться ногами об пол, хотя последнее более подходит трехлетнему ребенку. Значит, у Маши случилось что-то такое, что на минутку отбросило ее до уровня трехлетней девочки. А может, ей мешали взрос­леть и у нее закрепились задержанные, незрелые формы по­ведения. Сила реакции может объясняться и силой стресса.

Одна мама рассказала мне о том, как нашла верное сред­ство воздействовать на своих детей в подобных ситуациях: «Пока я кричала на дочку: «Прекрати! Ты ведешь себя как глупая, маленькая девочка. И тебе не стыдно?» — ничего не помогало, она еще сильнее билась ногами об пол. Но од­нажды я подошла к ней и взволнованно спросила: «Скажи мне, что с тобой происходит, что ты должна была упасть на пол и так сильно биться, что ты вынуждена так плакать и поднимать такой крик?» Удочери сразу высохли слезы, она поднялась, обняла меня и начала сбивчиво рассказывать, как ее девочки назвали ябедой, как это было несправедливо».


Что же случилось? Почему изменилось поведение девоч­ки? Весь секрет в том, что мать приняла как должное «ужас­ное» поведение дочери с проявлениями гнева, отчаяния и т. п. Для этого возраста ничего из ряда вон выходящего в поведении девочки не было. Признать право ребенка на проявление своих чувств и помочь ему найти приемлемые формы их выражения — вот и все, что нужно.

В одной семье росли две сестры — семилетняя Наташа и трехлетняя Люся. Оба родителя работали. Случилось так, что в этот год они не могли отдать детей в детский сад. Наташа стала нянчить младшую Люсю. Слишком большая ответ­ственность для семилетней девочки! Наташа все время боя­лась, что не уследит за Люсей и получит нагоняй от мамы. К тому же так хотелось поиграть с девочками своего возраста, покататься на велосипеде, но на ней — забота о сестренке.

Наташа была поставлена в положение ответственной, что не соответствовало ее возрасту. Поэтому она выросла не по годам серьезной, требовательной, все ее называли «мать-командирша».

С другой стороны, младшая сестра Люся росла забало­ванным ребенком, которому позволялось вести себя как угодно, включая формы поведения, подходящие лишь ма­леньким детям. Когда ей исполнилось восемь лет, она по­зволяла себе такие проявления гнева, которые обычно свой­ственны двухлетним, и некому было противостоять этим капризам. Ее все любили, она была окружена вниманием, и никто не объяснил, чего от нее ожидают, никто не подвел ее к уместным формам проявления своих настроений.

Люся осталась эмоционально незрелой, своей жизнью она никогда не управляла, достаточно было заглянуть в ее спальню — сплошной хаос. Такая же путаница свойствен­на была и ее отношениям с мужчинами.

Ни одна из сестер не имела возможности действовать соответственно возрасту. Обеим девочкам не уделяли дос­таточно внимания, времени, родители не руководили их взрослением.

Связь между характеристиками взрослого, зрелого че­ловека и воспитанием в функциональной либо дисфунк­циональной семьях перечислены в двух нижеприводимых таблицах.

Таблица. Воспитание в функциональной семье —

превращение естественных характеристик ребенка в признаки зрелого человека

Естественные харак­теристики ребенка

Характеристики зрелого человека

Ценный

Самооценка, исходящая изнутри

Ранимый

Ранимость, умение защитить себя, развитые здоровые границы

Несовершенный

Восприятие несовершенства как естественной черты людей

Зависимый

Взаимозависимость и способность понимать свои и чужие потребности

Незрелый

Зрелость соответственно возрасту


Таблица. Воспитание в дисфункциональной семье — трансформация естественных признаков ребенка в качества, необходимые для выживания, но затрудняющие жизнь взрослого человека

Естественные характеристи­ки ребенка

Дисфункциональные качества, необходимые для выживания

Характеристики зрелого человека, затрудняющие жизнь

Ценный

Менее, чем другие либо более, чем другие

Трудности достижения адекватной самооценки

Ранимый

Чрезмерно ранимый либо совсем не рани­мый

Трудности

в установлении

здоровых границ

Несовер­шенный

«Плохой», бунтарь либо «хороший», образцовый

Трудности в приятии своей реальности и несовершенства

Зависимый

Слишком зависимый либо отсутствие нужд и желаний

Трудности в удовлет­ворении собственных потребностей

Незрелый

Слишком незрелый, ха­отичный либо слишком зрелый, сверхконтро-лирующий

Трудности в умении спокойно восприни­мать реальность

Наверное, я утомила вас, мои дорогие читатели, этим су­хим анализом. Не знаю, к какому выводу пришли вы, но я считаю, что все эти классификации, все деления на функ­циональные и дисфункциональные семьи верны лишь при­близительно. Это схема. Но с помощью классификации мы можем легче ориентироваться.

Лично я не знаю исключительно функциональных се­мей. В каждой семье есть свои трудности, свои несовер­шенные условия воспитания. Так что не спешите сожалеть, что вам не повезло родиться в исключительно «правиль­ной» семье. Беспроблемных семей просто не бывает.

Тем не менее, анализируя себя, развитие своей личнос­ти, мы скорее поймем, откуда у нас, допустим, стремление командовать (несоблюдение внутренних границ) или же­лание угождать другим и вечная неловкость при высказы­вании собственных просьб (игнорирование потребностей ребенка). Поняв истоки своих особенностей, мы можем над ними «поработать». Результатом может быть улучшение — как собственного самочувствия, так и облегчение жизни следующему поколению.