Файл: Исследовательская работа По теме особенности творческого метода александра зиновьева фаизова Олеся Равильевна, Учитель русского языка и литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Научно-исследовательская работа

По теме:

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА АЛЕКСАНДРА ЗИНОВЬЕВА

Выполнила: Фаизова Олеся Равильевна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «Школа №45 с углубленным изучением

отдельных предметов»

Знаменитый логик, социолог, философ, писатель и публицист Александр Зиновьев, чьи научные и литературные труды ныне достаточно широко известны, родился в 1922 году в глухой деревушке Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (сейчас - Чухломского района Костромской области). В небогатой крестьянской семье он был шестым ребенком, всего же детей было одиннадцать.

Окончив “четырехлетку" в школе, он по настоянию своего учителя был отправлен для продолжения образования в Москву. Уже в школьные годы А. Зиновьев начинает размышлять об устройстве общества и своем положении в этом обществе. Он сталкивается с противоречием между декларативными идеалами коммунизма и их искаженной реализацией на практике. “Реальность, которую я видел вокруг себя, не соответствовала тем идеалам, которые мы усваивали теоретически”, - рассказывает А. Зиновьев в одном из интервью, объясняя, что заставило его в те годы признать себя ярым антисталинистом.

В 1939 году А. Зиновьев поступает в московский Институт философии, литературы и истории - ИФЛИ, где практически сразу организовывает террористический кружок и выступает против культа личности Сталина. После скандальных антисталинских заявлений на занятиях А. Зиновьева исключают из института и Комсомола и арестовывают.

Будучи арестованным и доставленным на Лубянку, молодой А. Зиновьев излагает свои взгляды на коммунизм следователю. Говорит о том, что идеальных обществ не бывает, и коммунистическая система тоже имеет свои недостатки и противоречия, она обречена на внутреннюю борьбу. Для себя он выводит формулу: "я есть суверенное государство".

А. Зиновьеву удается бежать с Лубянки скрываться от органов в течение года. В 1940-м году его снова арестовывают и предлагают выбор между отправлением в лагерь и службой в армии. А. Зиновьев выбирает служить и отправляется на фронт. Великую Отечественную войну А. Зиновьев прошел от начала до конца, встретив победу в Чехословакии в чине капитана авиации с многочисленными наградами с тридцатью одним боевым вылетом.


В 1946 году А. Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, который окончил в 1951 году, получив диплом с отличием. Академическая карьера складывалась у него успешно, и через несколько лет А. Зиновьев становится профессором и заведующим кафедрой логики МГУ им. М.В. Ломоносова. Карьерные успехи А. Зиновьева продолжаются вплоть до публикации нашумевшего романа "Зияющие высоты", после которой он в 1978 году вместе с семьей был выслан на Запад. В течение двадцати одного года А. Зиновьев живет в ФРГ в городе Мюнхене, где занимается научным и литературным трудом.

В советском гражданстве А. Зиновьев был восстановлен лишь в 1990 году. В 1999 году он вместе с семьей вернулся в Москву, где прожил до 2006 года, продолжая публиковать книги и статьи до конца своих дней.

Деятельность Александра Зиновьева, оставившего после себя наследие в виде множества научных трудов, прозаических произведений и публицистических материалов, представляется монолитным сплавом нескольких творческих начал: социолога и логика, писателя, публициста. Исследуя работы А. Зиновьева, можно составить своего рода “иерархию" этих начал.

В первую очередь А. Зиновьев был мыслителем, философом, ученым, методология мышления которого базировалась на социологическом знании, подкрепленном началами логики. В этом смысле следует рассматривать прозу А. Зиновьева как глобальную метафору, служащую для удобства описания выведенных им концепций и сделанных наблюдений. В отличие от социально-философской прозы А. Зиновьева его публицистика представляет собой способ изложения научного видения в исходном его состоянии. Метафора здесь уступает место конкретике. "Публицистика Зиновьева имела социологическое содержание, зачастую принимала форму литературных очерков и всегда была насыщена литературными фрагментами, а литературные произведения в значительной мере являлись переработкой публицистических", - отмечает вдова философа, директор Российско-Баварского Исследовательского центра им.А. А. Зиновьева Ольга Зиновьева.

По своей сути публицистика последовательно включается в социологические размышления автора, иногда предстает их источником, а чаще даже поводом для изложения научных взглядов. Как отмечает А. Гусейнов, “его (А. Зиновьева) социологическая теория в значительной мере изложена в публицистической форме”. Согласно признанию самого А. Зиновьева, научные эссе и литературные произведения возникают у него на основе публицистики.



В каждом из амплуа - ученого, писателя, публициста - А. Зиновьев добился неповторимых результатов, в каждую сферу своей деятельности привнес нечто новое. Рассмотрим основные итоги деятельности А. Зиновьева в качестве ученого, прозаика и публициста соответственно.

Все достижения А. Зиновьева в области социологии и его философские разработки трудно изложить в нескольких абзацах или даже листах - они заслуживают обстоятельного анализа. Однако следует по крайней мере конспективно описать основные:

1) Разработка оригинальной концепции метода восхождения от абстрактного к конкретному. Суть концепции, предложенной А. Зиновьевым в его диссертации, обратна методологии К. Маркса. Реальность у А. Зиновьева возникает в мышлении, а не существует сама по себе. В мышлении она подвергается познанию. Сам механизм познания берет начало путем выделения какой-либо черты объекта из реальности. Этот объект не может не выступать в мышлении как абстракция. Таким образом, от некоей абстракции в мышлении через тщательно разработанные А. Зиновьевым процедуры перехода к конкретному в мышлении, через накапливание этих приемов, связывание множества абстрактных определений появляется конкретное знание объекта реальности.

2) Разработка "Комплексной или многозначной логики". Ее сущность в том, что логические построения есть продукт языковой инженерии. В этом смысле логика для А. Зиновьева суть наука о правилах языка. Эти правила нельзя просто открыть, как, например, законы природы. Их изобретают люди и используют их как интеллектуальные инструменты для решения задач, возникающих в общественной жизни, на практике, в познании.

3) Создание "Логической социологии", конституирующей и описывающей "реальный коммунизм" и "сверхобщество" Запада. Советское общество А. Зиновьев представил как общество, в котором главную, определяющую роль имеют "коммунальные отношения". Этот вывод, по признанию многих ученых, - философское открытие мирового масштаба. А. Зиновьев совершил значительный интеллектуальный шаг в сторону понимания не только общества Советского союза, но и природы человека как таковой. С целью изучить современные социумы А. Зиновьев разработал специальный категориальный аппарат ("человейник", "предобщество-общество-сверхобщество", "деловая сфера", "коммунальная сфера", "социальная организация", "социальный субъект", "фактор предательства" и др.). Законы общественности он интерпретирует как “законы экзистенциального эгоизма”, а социальную организацию - как “объективный процесс, который по степени своей объективированной упорядоченности ничем не отличается от природных процессов”.


4) А. Зиновьев приходит к выводу, что история на современном этапе история стала управляемой. Это не означает, что люди способны взять под контроль условия своего существования в обществе. Наоборот, это значит, что от них теперь мало что зависит и они стали марионетками.

5) Разработка теории об устройстве постсоветского общества. Постсоветизм или сокращенно “псизм” (термин, созданный А. Зиновьевым) в подробностях описан А. Зиновьевым в многочисленных публикациях и социологических произведениях, созданных в большинстве своем в период после 1985 года.

Метод научного подхода А. Зиновьева к изучению явлений социально-политической действительности дает о себе знать и в его художественных произведениях. Впрочем, назвать их в чистом виде художественными было бы ошибкой. В них явственно ощущается логически концентрированная манера повествования ученого, построенная на выведенных им концепциях. В то же время несправедливо классифицировать их как научные труды. “Зияющие высоты”, “Гомо советикус”, “Катастройка” - в самих названиях произведений А. Зиновьева видна довольно ярко выраженная сатира, которая в текстах произведений реализуется через метафоричное изложение социологических закономерностей. Специфика произведений А. Зиновьева потребовала от автора новой литературной формы. Так А. Зиновьев создает жанр социологичекого романа.

Тенденция к подобному литературному открытию назревала в Советском Союзе и ранее. 60?70-е годы прошлого века для России стали периодом увлечения достижениями науки, и в частности социологическими исследованиями, которые рассматривались как "средство для прогнозирования будущих перемен". На взаимодействии литературы и социологии в литературоведении были сделаны основные акценты. Появляются работы, посвященные изучению этого взаимодействия. Вопросами в этой сфере занимаются Л. Гольдман, А. Адорно, А. Хаузер, И. Эскари, Г.М. Фридлендер, А. Иезуитов и Л.И. Новожилова. Но специфика их работ состояла в том, чтобы доказать взаимосвязь искусства с общественными процессами и их степени влияния на него.

Однако появление социологического романа - или “интеллектуального романа, как его иногда называют - не укладывается в рамки описанных исследований. Суть этого явления выражается в том, что посредством “специфического социологического авторского анализа явлений действительности в художественной литературе появляются произведения необычной формы".


Рассуждая о произведениях такого типа, М.М. Бахтин отмечает: "Строясь в зоне контакта с незавершенным событием современности, роман часто переступает границы художественно-литературной специфики, превращаясь то в моральную проповедь, то в философский трактат" [2, с.424].

Возникновение социологического романа как самостоятельной жанровой единицы отмечал также академик А.А. Гусейнов: "А.А. Зиновьев своим творчеством создал новый жанр (социологического романа), (социологической повести), в котором научно-социологические результаты излагаются в художественной форме. Понятия, утверждения, отчасти даже методы социологии используются как средства художественной литературы, а последние, в свою очередь, применяются как средства науки".

Во второй половине 20 века для жанра романа в целом происходит переход к приоритетной роли героя, его личных переживаний, и далее - к "возможности показать что-либо, имеющее отношение к человеку" [7, с.265]. Социальные и философские законы, согласно которым человек живет и действует в этом смысле имеют к нему самое прямое отношение. Именно поэтому социальные законы бытия предстают объектом изображения в романах А. Зиновьева. Равно как философский роман, описывающий философские законы, категории, размышления героя, имеет право существовать в литературе, то логично, что роман социологический, который описывает социальные процессы и адаптацию внутри них отдельной личности, можно признать в качестве самостоятельной литературоведческой категории.

"Каждое художественное произведение (если оно только подлинно художественное!) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах" [5, с.76]. Кроме этого, любое художественное произведение определенным образом воссоздает действительность. Следовательно, "то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер" [5, с.76]. Условно можно разделить мир литературных произведений на приближенный к реальности (с минимальной долей вымысла) и и придуманный, виртуально созданный (с максимальной долей вымысла, практически утративший связь с реальностью).А. Зиновьев создает свой художественный мир, который находится на границе реальности и ирреальности. Основное свойство этого мира, согласно термину самого А. Зиновева - это его “свиптальность”. “Этимологически выражение “свипт” есть аббревиатура комплекса слов: “символическое”, “вводящее в заблуждение”, “имитационное”, “показное" и “театральное”" (новости из Ибанска). Свиптальность А. Зиновьева есть "некий аспект символичности, обманности, имитационности, кажущейся важности, показухи, театральности" [1]. Свиптальный мир виртуален лишь отчасти. В каком-то смысле он аналогичен реальному, правда отдельные его черты гиперболизируются и обостряются автором. “Мир социологических романов - это извращенная реальность, претендующая на субстанциальность, но с некоей долей ирреальности” (статья Е. Комовской)