Файл: Исследовательская работа По теме особенности творческого метода александра зиновьева фаизова Олеся Равильевна, Учитель русского языка и литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сочетание реального и ирреального мира можно наблюдать, например, в романе "Зияющие высоты". Хотя в нем, как романе-фэнтези "Град обреченных" братьев Стругацких, существует некая властная структура, которая состоит из Ибенатора, Ибанопарлемента, Ибанистра и Презибана, в придуманных наименованиях читаются знакомые всем понятия “губернатор”, “парламент”, “министр” и “президент”.

Широкое использование окказионализмов - необычных топонимов (г. Ибанск, с. Ибанчиково), названий географических объектов (р. Ибанючка) и денежной единицы (рубани) - по сатирической остроте приближает "Зияющие высоты" к "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Балансируя на грани реальности и ирреальности, художественный миры М.Е. Салтыкова-Щедрина и А. Зиновьева, создают не умозрительную картину отдаленного будущего, а “зеркальное отражение того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем" [11, с.467] (Карл Чапек)

Категория свиптальности в обоих текстах реализуется примерно одинаково - обнажая скрытую на первый взгляд суть вещей, “укрупняет реально существующее зло". У М.Е. Салтыкова-Щедрина - это зло царской России, у А. Зиновьева - зло России советской.

Методы, которые А. Зиновьев использовал в своих литературных произведениях, оказали существенное влияние и на его публицистику. Понимание её специфики лежит в рамках градации публицистических выступлений, о которой упоминает С.Г. Корконосенко: социология публициста и публицистика социолога. В данном случае социология публициста есть по сути "социально-философский анализ действительности и обобщение его результатов в журналистском тексте". Как отмечает С.Г. Корконосенко, подобная творческая манера получила широкую реализацию ещё в писательской публицистике А.Н. Радищева, И.И. Панаева, В.В. Берви-Флеровского.

Творчество А. Зиновьева можно классифицировать скорее как публицистику социолога. Как таковая, она представляет собой "собирательное понятие, объединяющее произведения ученых и политиков, взявшихся за журналистское перо".А. Зиновьев действовал во многом так же, как ранее В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.Б. Струве, Н.А. Бердяев и другие - обосновывал и отстаивал свою позицию по ключевым общественно-политическим вопросам, давал свою авторскую оценку современности. В этом проявлялось не столько несогласие А. Зиновьева с оппонентами насчет видения ситуации в настоящем, сколько его видение будущего России, зачастую отличное от других прогнозов.


Публицистические сочинения А. Зиновьева, в которых автор оценивает общественно-политическую ситуацию в России и положение страны на мировой арене, в больших количествах появляются в периоды острых социально-политических противоречий. В частности, в своей публицистике А. Зиновьев живо реагирует на начавшийся в 80-е годы прошлого века процесс "перестройки".А. Зиновьев дает оценку горбачевско-ельцинским реформам, их влиянию на судьбу России, а также участию Запада в этой судьбе. На примерах нескольких публикаций, можно выявить особенности его публицистики:

Основываясь на критико-исследовательской литературе, посвященной творчеству А. Зиновьева, а также нашем собственном анализе поэтики его произведений, следует выделить основные жанрово-тематические черты его прозы:

1 - публицистика социологическая, смешанный жанр, 2 - тематика: описание социологического типа советского и постсоветского общества

1) Важное место в социологической публицистике Александра Зиновьева занимает проблема человека и его существования в условиях советского общества. Антропологический аспект ярко выражен в книге "Русская трагедия (гибель утопии)" (2002). Созревание антикоммунистического переворота, сам переворот и становление постсоветской социальной системы в России А. Зиновев описывает через призму жизни обычной советской семьи. Исследования советского общества подаются автором через собирательные образы членов этой семьи. Так советский человек признает, что "принадлежал к числу тех, с совкового молчаливого согласия которых был разрушен Советский Союз и советский социальный строй в России и других частях бывшего Советского Союза". Советский обыватель, описанный А. Зиновьевым "не прилагал никаких особых усилий" для получения социальных. Он "хорошо учился и работал. Был честным гражданином. Окружающие видели это и ценили". Советский человек пытается понять, каково ему было жить в Советском Союзе, и приходит к выводу о том, что он всем был вполне доволен. Основные его потребности были удовлетворены, жизнь постепенно улучшалась, а минусы можно было стерпеть: "За границу не пускали? Так я и не стремился. Кому-то квартиру лучше дали? Так я своей был доволен. В членкоры не пропустили? Так и без этого жить можно было неплохо. Марксизмом мучили? К чему лицемерить?! Мы к этому относились с юмором". Самоидентификация советского человека становится центральной темой произведения "Гомо советикус". Живя в Советском Союзе, ее герой "мечтал пожить в демократическом государстве. Вступай в любую партию или создавай свою, ходи на демонстрации, участвуй в забастовках, обличай!" Пожив какое-то время на Западе, он диаметрально меняет свое мнение и мечтает жить в "хорошем полицейском государстве".



А. Зиновьев в своей публицистике негативно оценивает распад советской системы, критикует некоторых советских и российских политиков за лишенные логики и социологического смысла действия. В то же время он признает, что никогда не имел каких-либо намерений и планов преобразования России: "Я не политический деятель, не идеолог и тем более не советчик, указующий людям, как им следует обустраивать свое общество. Я всего лишь исследователь".

2) Стремясь дать объективную оценку явлениям социально-политической действительности А. Зиновьев детально разрабатывает категориальный аппарат, на основе которого он выстраивает свои социологические исследования. Его определения лаконичны и емки, часто это авторские окказионализмы, которые содержат сатирический оттенок. Предсказывая губительные последствия горбачевской "перестройки", он вводит термин "катастройка". Характеризуя советского человека, А. Зиновьев применяет хлесткое слово "гомосос", которое выражает противоречивое отношение автора к данному социальному типу: "люблю и одновременно ненавижу, уважаю одновременно презираю, восторгаюсь и одновременно ужасаюсь".

Языковая игра и яркие, хорошо запоминающиеся окказионализмы - визитная карточка А. Зиновьева-публициста. "Западнизмом" он называл тип социальной организации Запада, "Постсоветизмом" (или "псизмом") - тип социальной организации, сложившийся после распада Советского Союза. А. Зиновьев даже разработал специальную категорию "зиновьйога", чтобы с долей иронии охарактеризовать собственный образ жизни со всеми его принципами. "Зиновьйоги" базируется на принципах христианства и буддизма и рассчитана "на человека второй половины двадцатого века, выросшего в атеистическом обществе и знакомого с высшими достижениями культуры". Политические действия Запада в период после окончания "холодной войны", направленные на разрушение советской системы, он характеризует каламбуром "теплая война".

Некоторые понятия А. Зиновьев формулирует более академично, без языковой игры. Например, "фактор предательства", описанный А. Зиновьевым в одноименной статье, который "является важнейшим из факторов, обусловивших крах советского (русского) коммунизма". Или "колониальная демократия" как метод насильственного "экспорта" социально-политического строя западных стран (в первую очередь США) в другие государства.


3) Одной из особенностей публицистики А. Зиновьева является ее жанровое разнообразие. Помимо многочисленных статей, он опубликовал также несколько фельетонов "Новости из Ибанска". События и явления в них отсылают читателя к свиптальной реальности города Ибанска из романа "Зияющие высоты", с момента публикации которого ко времени написания "Новостей из Ибанска" прошло более тридцати лет. По своей форме фельетоны представляют собой проекцию современной социально-политической действительности на эту реальность. В них автор анализирует развитие тех явлений, "которые в годы открытия Ибанска были лишь в зародыше". Авторское "я" А. Зиновьева реализуется через "корреспондента, аккредитованного в Ибанске", предоставляющего информацию о наиболее значимых и интересных событиях ибанской жизни.

4) Сам А. Зиновьев различал в своем публицистическом творчестве два периода. В первой период его внимание было приковано к глобальным и эпохальным успехам коммунизма. Объектом изучения во втором периоде стали причины краха советского коммунизма, последствия победы Запада в "холодной войне" и "западнизация" человечества, антикоммунистический переворот в России, процесс глобализации, место и перспективы России в этом процессе. Начался второй период в конце 80-х гг. и был посвящен пониманию западных стран.