Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 400
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3.1. «Философский анализ общества»
Вопросы:
Вопрос 1: Общество и природа. Учение о «ноосфере» Вернадского.
Общество и природа
Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.
Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.
Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.
Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.
Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.
Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно—социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.
Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально—экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.
Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.
Дополнение:
Общество и природа историко-философский анализ.
Взаимосвязь и природа очевидны. Все, что имеет человек взято из 2кладовой» природы, будь то в готовом или в предварительно обработанном виде.
Природа существует вне и независимо от человека, а человек существует в природе и в существенной зависимости от нее. Природа вечна человек и человечество (в их конкретных формах и конкретных точках мироздания) конечны.
Человек при всем желании не в силах изменить сущность своих связей с природой. Природа это бесконечное и разнообразие жизни на земле. Человек живет с природой, его физическая и духовная жизнь связана с природой. Формы отношения человека к природе познавательная, оценочная, ответственная. Для античной философии характерно рассмотрение природы как совершенства , гармонии. Человек должен жить в согласии с природой. В средневековую эпоху природа и человек уравновешиваются, т.к. все в руках бога. Человек стал постепенно возвышаться над природой.
Возрождение самоуверенности человека в его отношение к природе растет. Человек хочет переделать мир на свой лад. В эту эпоху и в новое время до середины 20 века природа рассматривается как потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и места его обитания. Со второй половины20 века стремление людей к господству над природой достигло планетарных размеров. Рост НТП изменил характер воздействия общества на природу. Оказалось что природа имеет ограниченный ресурсы, загрязнение окружающей среды нарушает ходе естественных процессов в природе, что наносит вред здоровью человека. Природа стала зависима от человека, но вновь человек зависит от природы.
В преддверии будущего люди начинают понимать, что отношение к природе должно быть переориентировано с возвышения человека над средой на соединение человека с природой на оптимальных условиях не только для него , но и для нее.
Взаимосвязь природы и общества.
Человек постоянно расширяет границы своего воздействия на природу, он вышел за рамки собственной географической среды(это часть природы, но такая часть которая связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей).Он шагнул в космос, осваивает глубины океана и недра земли. От состояния природной среды зависит жизнь человека.
Кропоткин .А. в основу своей концепции он положил биосоциологический закон взаимной помощи, солидарности, которую считал более широким и лучше объединяющим социальное явление чем дарвинский закон борьбы за существование.
Карл Маркс считал что на начальных этапах человеческой истории имели преимущество для материальных произведений одна граница природных факторов(плодородная почва, обилие рыбы в реках, дичи в лесах), то на высших этапах другая(судоходные реки, нефть, уголь, лес). Действительно были этапы человеческой истории когда нефть не была нужна, а сейчас без этих природных ресурсов жизнь не возможна. Маркс пологал что надо постепенно овладевать природной средой и преобразовывать ее с помощью науки и техники. Но во второй половине 19 века производство практически превратилось в ограбление и истощение природной среды. Он сделал вывод, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно оставляет после себя «пустыню».
Победы человека над природой породили серьезную экологическую проблему во всем мире, заставив людей искать выход из создавшейся угрожающей ситуации 60-70 годы «Римский клуб» (поставил одним из первых этот вопрос) содружество ученых разных специальностей из многих стран «Грин-писс» (В.И.Вернадский(1863-1945)-управляемое развитие природы и общества. Люди должны научиться согласовывать, соотносить свои потребности с возможностями биосферы).
Понятие ноосферы
Еще в 20-е гг. XX в. В.И. Вернадский обратил внимание на мощное воздействие человека на окружающую среду и преобразование современной биосферы. Человечество как элемент биосферы, считал он, неизбежно придет к пониманию необходимости сохранения всего живого на Земле и охватит разумным управлением живую оболочку планеты, превратив ее в единую сферу — ноосферу (сферу разума). Это новое понятие Вернадский сформулировал в 1944 г. Он успел лишь в общих чертах наметить основы нового учения, но его слова и сейчас актуальны и звучат предостерегающе: «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление».
Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.
Термин и понятие «ноосфера» были введены в науку французскими учеными — математиком Э. Леруа, философом П. Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским.
Отправной точкой своих исследований и Вернадский, и Тейяр де Шарден считали так называемую цефализацию - процесс увеличения массы головного мозга и, как следствие, эволюционно ускоренное развитие нервной системы человека. Происходит скачок — от инстинкта к мысли, следовательно, эволюция биосферы идет в направлении развития сознания, т.е. формирования ноосферы. Отсюда вывод: нематериальная мысль человека становится геологическим фактором, материально преобразующим планету. Планета обретает некий общепланетарный Мозг, который берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие.
П. Тейяр де Шарден называл ноосферой некую «оболочку мыслей» над Землей. Он представлял разум как пламя, в котором греется земной шар и которое постепенно охватывает планету, образуя ее новый покров: «Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем».
Как палеонтолог Тейяр де Шарден мысленно прослеживал невообразимо долгий путь биологической эволюции, венцом которой стало создание человека. Неужели столь устойчивый процесс ведет в тупик? Неужели природа, создавшая дивное разнообразие организмов, связанных между собой в гармоничное целое, столь несовершенна, столь убога, что самое замечательное ее творение — человек разумный — не способно выжить, обречено на бесславный конец?
«Завтра Земля может задрожать и уйти из-под наших ног, — считал ученый. — И это верно. Каждая человеческая воля, взятая отдельно, может отказаться от задачи идти все дальше по пути единения. Я это также допускаю. И, однако, в той мере, в какой они включают в себя идею преждевременной катастрофы или упадка, я считаю возможным утверждать, опираясь на все то, чему нас учит прошлое эволюции, что нам нечего бояться ни одного из этих многочисленных бедствий».
В.И. Вернадский вкладывал в понятие ноосферы принципиально иной смысл. По мнению ученого, ноосфера — материальная оболочка Земли, меняющаяся под воздействием людей, которые своей деятельностью так преобразуют планету, что могут быть признаны «мощной геологической силой». Эта сила своей мыслью и трудом перестраивает биосферу «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».
Постепенно идея ноосферы захватила умы многих известных ученых во всем мире, что само по себе говорит о ее значимости и глобальном характере.
Употребляя термин «ноосфера», экологи имеют в виду прежде всего тот комплекс проблем, решение которых необходимо для направленного развития биосферы. Говоря об «эпохе ноосферы», мы подчеркиваем еще одну важную сторону учения Вернадского. Оно утверждает необходимость не только целенаправленного развития биосферы, подчиненного обеспечению дальнейшего развития цивилизации, но и такого изменения общества, его природы и организации, которые были бы способны создать нужную гармонию в развитии природы и общества. Ноосфера — это уникальное единство человечества, производства и природы, которое должно преобразовываться и управляться высшим человеческим разумом. Именно последний гарантирует всестороннее прогрессивное развитие человечества на основе новых социальных законов и глубокого знания естественноисторических закономерностей.
В.И. Вернадский подчеркивал, что возникновение ноосферы как части биосферы есть природное явление, гораздо более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. «...Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, разумом и направленным этим разумом его трудом. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше». Вернадский понимал под ноосферой новый этап в развитии биосферы, этап разумного регулирования отношений между человеком и природой.
Ноосфера должна представлять собой не просто общество, существующее в определенной среде, и не просто среду, подвергшуюся сильному воздействию человечества, а интегрированное целое, в котором объединены развивающееся общество и изменяемая природа.
Вопрос 2: Сферы и компоненты общественной жизни.
В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.
Сфера жизни общества
Вопросы:
-
Общество и природа. Учение о «ноосфере» Вернадского. -
Сферы и компоненты общественной жизни. -
Сущность и виды общественных отношений.
Вопрос 1: Общество и природа. Учение о «ноосфере» Вернадского.
Общество и природа
Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.
Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.
Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.
Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.
Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.
Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно—социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.
Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально—экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.
Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.
Дополнение:
Общество и природа историко-философский анализ.
Взаимосвязь и природа очевидны. Все, что имеет человек взято из 2кладовой» природы, будь то в готовом или в предварительно обработанном виде.
Природа существует вне и независимо от человека, а человек существует в природе и в существенной зависимости от нее. Природа вечна человек и человечество (в их конкретных формах и конкретных точках мироздания) конечны.
Человек при всем желании не в силах изменить сущность своих связей с природой. Природа это бесконечное и разнообразие жизни на земле. Человек живет с природой, его физическая и духовная жизнь связана с природой. Формы отношения человека к природе познавательная, оценочная, ответственная. Для античной философии характерно рассмотрение природы как совершенства , гармонии. Человек должен жить в согласии с природой. В средневековую эпоху природа и человек уравновешиваются, т.к. все в руках бога. Человек стал постепенно возвышаться над природой.
Возрождение самоуверенности человека в его отношение к природе растет. Человек хочет переделать мир на свой лад. В эту эпоху и в новое время до середины 20 века природа рассматривается как потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и места его обитания. Со второй половины20 века стремление людей к господству над природой достигло планетарных размеров. Рост НТП изменил характер воздействия общества на природу. Оказалось что природа имеет ограниченный ресурсы, загрязнение окружающей среды нарушает ходе естественных процессов в природе, что наносит вред здоровью человека. Природа стала зависима от человека, но вновь человек зависит от природы.
В преддверии будущего люди начинают понимать, что отношение к природе должно быть переориентировано с возвышения человека над средой на соединение человека с природой на оптимальных условиях не только для него , но и для нее.
Взаимосвязь природы и общества.
Человек постоянно расширяет границы своего воздействия на природу, он вышел за рамки собственной географической среды(это часть природы, но такая часть которая связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей).Он шагнул в космос, осваивает глубины океана и недра земли. От состояния природной среды зависит жизнь человека.
Кропоткин .А. в основу своей концепции он положил биосоциологический закон взаимной помощи, солидарности, которую считал более широким и лучше объединяющим социальное явление чем дарвинский закон борьбы за существование.
Карл Маркс считал что на начальных этапах человеческой истории имели преимущество для материальных произведений одна граница природных факторов(плодородная почва, обилие рыбы в реках, дичи в лесах), то на высших этапах другая(судоходные реки, нефть, уголь, лес). Действительно были этапы человеческой истории когда нефть не была нужна, а сейчас без этих природных ресурсов жизнь не возможна. Маркс пологал что надо постепенно овладевать природной средой и преобразовывать ее с помощью науки и техники. Но во второй половине 19 века производство практически превратилось в ограбление и истощение природной среды. Он сделал вывод, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно оставляет после себя «пустыню».
Победы человека над природой породили серьезную экологическую проблему во всем мире, заставив людей искать выход из создавшейся угрожающей ситуации 60-70 годы «Римский клуб» (поставил одним из первых этот вопрос) содружество ученых разных специальностей из многих стран «Грин-писс» (В.И.Вернадский(1863-1945)-управляемое развитие природы и общества. Люди должны научиться согласовывать, соотносить свои потребности с возможностями биосферы).
Понятие ноосферы
Еще в 20-е гг. XX в. В.И. Вернадский обратил внимание на мощное воздействие человека на окружающую среду и преобразование современной биосферы. Человечество как элемент биосферы, считал он, неизбежно придет к пониманию необходимости сохранения всего живого на Земле и охватит разумным управлением живую оболочку планеты, превратив ее в единую сферу — ноосферу (сферу разума). Это новое понятие Вернадский сформулировал в 1944 г. Он успел лишь в общих чертах наметить основы нового учения, но его слова и сейчас актуальны и звучат предостерегающе: «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление».
Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.
Термин и понятие «ноосфера» были введены в науку французскими учеными — математиком Э. Леруа, философом П. Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским.
Отправной точкой своих исследований и Вернадский, и Тейяр де Шарден считали так называемую цефализацию - процесс увеличения массы головного мозга и, как следствие, эволюционно ускоренное развитие нервной системы человека. Происходит скачок — от инстинкта к мысли, следовательно, эволюция биосферы идет в направлении развития сознания, т.е. формирования ноосферы. Отсюда вывод: нематериальная мысль человека становится геологическим фактором, материально преобразующим планету. Планета обретает некий общепланетарный Мозг, который берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие.
П. Тейяр де Шарден называл ноосферой некую «оболочку мыслей» над Землей. Он представлял разум как пламя, в котором греется земной шар и которое постепенно охватывает планету, образуя ее новый покров: «Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем».
Как палеонтолог Тейяр де Шарден мысленно прослеживал невообразимо долгий путь биологической эволюции, венцом которой стало создание человека. Неужели столь устойчивый процесс ведет в тупик? Неужели природа, создавшая дивное разнообразие организмов, связанных между собой в гармоничное целое, столь несовершенна, столь убога, что самое замечательное ее творение — человек разумный — не способно выжить, обречено на бесславный конец?
«Завтра Земля может задрожать и уйти из-под наших ног, — считал ученый. — И это верно. Каждая человеческая воля, взятая отдельно, может отказаться от задачи идти все дальше по пути единения. Я это также допускаю. И, однако, в той мере, в какой они включают в себя идею преждевременной катастрофы или упадка, я считаю возможным утверждать, опираясь на все то, чему нас учит прошлое эволюции, что нам нечего бояться ни одного из этих многочисленных бедствий».
В.И. Вернадский вкладывал в понятие ноосферы принципиально иной смысл. По мнению ученого, ноосфера — материальная оболочка Земли, меняющаяся под воздействием людей, которые своей деятельностью так преобразуют планету, что могут быть признаны «мощной геологической силой». Эта сила своей мыслью и трудом перестраивает биосферу «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».
Постепенно идея ноосферы захватила умы многих известных ученых во всем мире, что само по себе говорит о ее значимости и глобальном характере.
Употребляя термин «ноосфера», экологи имеют в виду прежде всего тот комплекс проблем, решение которых необходимо для направленного развития биосферы. Говоря об «эпохе ноосферы», мы подчеркиваем еще одну важную сторону учения Вернадского. Оно утверждает необходимость не только целенаправленного развития биосферы, подчиненного обеспечению дальнейшего развития цивилизации, но и такого изменения общества, его природы и организации, которые были бы способны создать нужную гармонию в развитии природы и общества. Ноосфера — это уникальное единство человечества, производства и природы, которое должно преобразовываться и управляться высшим человеческим разумом. Именно последний гарантирует всестороннее прогрессивное развитие человечества на основе новых социальных законов и глубокого знания естественноисторических закономерностей.
В.И. Вернадский подчеркивал, что возникновение ноосферы как части биосферы есть природное явление, гораздо более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. «...Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, разумом и направленным этим разумом его трудом. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше». Вернадский понимал под ноосферой новый этап в развитии биосферы, этап разумного регулирования отношений между человеком и природой.
Ноосфера должна представлять собой не просто общество, существующее в определенной среде, и не просто среду, подвергшуюся сильному воздействию человечества, а интегрированное целое, в котором объединены развивающееся общество и изменяемая природа.
Вопрос 2: Сферы и компоненты общественной жизни.
В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.
Сфера жизни общества