Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 403
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Природа и техника
Взаимосвязь техники и культуры реализуется посредством человеческой деятельности. Естественным условием этой деятельности является природа, которая определяет технику этой деятельности. Человек рубит и пилит деревья для получения досок, выплавляет металл из руды, сжигает уголь для получения энергии.
Человек связан с природой посредством техники как орудием его деятельности. Он создает технику как форму и средство деятельности на основе познанных природных закономерностей. Наконец, техника выступает социальным средством творчески преобразующей деятельности общества. Как видим, во всех своих ипостасях техника органически связана с природой и эта связь отличается определенной сложностью. Отношения между техническим прогрессом и природой как естественной основой человеческой деятельности отличаются не только определенной сложностью, но и изменчивостью, спецификой на разных ступенях общественного прогресса и поэтому требуют особого рассмотрения. В силу этих обстоятельств проблема «техника-природа» является одной из центральных проблем философии техники.
Известно, что общество представляет собой сложную органическую систему. Известно также, что любая система развивается только во взаимодействии со средой. Возникающие в процессе этого взаимодействия противоречия заставляют систему для своего самосохранения изменяться в соответствии с изменениями, происходящими в среде. «Любого типа упорядоченность возникает в результате какого-то воздействия окружающей среды на систему, которая, приспосабливаясь к изменяющемся условиям, накапливает полезную для себя информацию, повышает уровень своей организации» - пишет Р.Ф.Абдеев. Такой средой для общества явились природные естественные условия. Развитие общества и человека органически связаны с природой.
Вопрос 3: Инновации в современном обществе. Техника и этика.
Инновации в современном мире общества
Модернизационное и инновационное развитие представляют собой неотъемлемые характеристики успешно развивающихся современных обществ. Изучение концепции модернизации позволяет определить актуальную картину преобразований, происходящих в стране, и выявить основные направления развития. Российское государство стремится удержать конкурентные позиции на мировой арене, что не представляется возможным без инновационного развития страны. Высокий уровень конкуренции, сложившийся в современном мире, предопределяет необходимость постоянного повышения уровня эффективности, который достигается путем внедрения инноваций. Проработка теоретических и практических аспектов модернизации тесно связана с изучением вопросов внедрения новых методик и осуществления инновационной деятельности. Модернизационные преобразования, происходящие в России на протяжении последних лет, предопределили реформирование таких сфер общественной жизни, как экономическая, политическая, социальная и культурная, на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном. Вследствие того, что модернизация является комплексным процессом, представляется невозможным проведение социальных, экономических, политических или культурных преобразований в отрыве друг от друга.
Модернизацию политической сферы связывают с развитой системой защиты прав и свобод человека и гражданина, налаженной работой правовой и судебной системы, защитой права собственности, политической мобилизацией и повышением уровня участия граждан в политической жизни, плюрализмом, борьбой с коррупцией. Модернизация экономической сферы включает в себя повышение уровня жизни населения, переход к рыночной экономике, усиление конкурентоспособности, процессы технизации, индустриализации, применение новейших технологий. Модернизация как глобальный процесс влечет за собой ряд изменений, в том числе и в социальной сфере. К ним можно отнести повышение социальной мобильности и качества жизни граждан, формирование сильных институтов социальной политики и гражданского общества, увеличение значения человеческого капитала, необходимость постоянного инвестирования в профессиональное развитие и совершенствование сотрудников, увеличение уровня образования населения, расширение шансов доступа к материальным и
нематериальным благам. Конкуренция и стремление к постоянному развитию представляется основной предпосылкой модернизационных процессов.
Техника и Этика
Человек может сделать больше, чем он имеет на то право. Этот императив относится ко многим областям человеческой деятельности, в том числе и к технической деятельности. В этой связи и возникает потребность в особой этике, ориентированной на техническую деятельность человека, назовем ее для краткости техноэтикой. Техники в интуитивном плане изначально ориентированы на добро. К сожалению, благими пожеланиями вымощена дорога не только в рай, но и в ад, о котором напоминает всякий раз новая технологическая катастрофа. Техноэтика — это заслон от технологических катастроф. Выше мы рассмотрели три этики. Соответственно теперь предметом нашего анализа являются техноэтика добродетелей, техноэтика долга и техноэтика ценностей.
Итак, как выглядит техноэтика с позиций этики добродетелей! Каков заслуживающий одобрения моральный облик техника, инженера? Он — рационалист, умеет воплощать свои задумки "в железе", т. е. обладает набором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, искренен. Техник, инженер небезучастен к судьбе людей, ибо он способствует достижению ими свободы, мира, высокого уровня благосостояния. Список добродетелей техника, инженера столь обширен, что многие склонны считать его моральным героем.
Интересно, что в различного рода моральных кодексах инженеров — техников призывают к тем же добродетелям, что характерны для всех людей: будь честным, справедливым, лояльным к клиентам, солидарным с коллегами, не бери взяток, способствуй стремлению к счастью и свободе. Порой утверждается, что достаточно, если мораль инженера базируется на Нагорной проповеди Христа. Тем не менее обычно проводится четкое различие между базисными добродетелями (справедливость, честность И т. п.) и профессиональными добродетелями (аккуратность, тщательность в работе) инженеров.
Тезис о моральной непогрешимости инженеров поддерживается далеко не всеми. В частности, указывают, что нет ни одного действительно яркого примера, когда бы инженерное сообщество заранее предупредило бы общественность о нежелательных последствиях использования техники. Отсюда вывод: среди желаемых добродетелей техников особое значение имеет ответственность за свои действия перед обществом. Никто не может быть свободным настолько, чтобы не нести ответственности перед другими людьми. Рассмотрим теперь техноэтику долга у которую разумно сравнить с клятвой Гиппократа, где речь шла о моральных максимах применительно к медицине. Техноэтика долга делает акцент на максимах, ибо, мол, только они действительно предохраняют от технических бед. В техноэтике долга широко известные максимы получают свою дальнейшую конкретизацию. Так, в технической деятельности свои конкретизации получает требование "Не лги" ( пример о случае на одной из АЭС, где не был заварен свищ в трубе, хотя в протоколе, который подписали три человека, утверждалось прямо противоположное, в данном случае солгали и рабочий, и его непосредственный начальник, ситуация показательна среди прочего тем, что требование "Не лги" не фигурирует в соответствующих инструкциях по технике безопасности, которые, однако, предполагают отсутствие лжи, возьмем другой пример — Чернобыльскую катастрофу: сколько домыслов и прямой лжи сказано про нее). Оказывается, мало знать о максиме "Не лги", надо еще и уметь следовать этому принципу. Человек малокомпетентный, но несдержанный в своих суждениях, выдает такую "правду", которая сродни лжи.
В декларации о технике и моральной ответственности отмечается (1994 г. Израиль – международный симпозиум философов, ученых, техников), что частные, локальные интересы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к справедливости, счастью, свободе. Ни один из аспектов техники не является морально нейтральным.
Недопустимо делать человека придатком машины, объектом. Каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет того, действительно ли она способствует развитию человека как свободной творческой личности. Итак, список максим рассматриваемой декларации включает тезисы относительно справедливости, счастья, свободы, ответственности, ценности личности, требования безопасности, экологического совершенства, здоровья человека. Есть 6-ть основных ценностей техноэтики (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологическое качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность) и имеющие относительно первых шести обслуживающий характер. Среди указанных восьми ценностей есть такие, которые находятся в отношении конкуренции. Так, стремление к росту безопасности и экологического комфорта людей сопряжено с падением экономичности техники и человеческого благосостояния. Главной ценностью является развитие личности, которое составляет органическое единство с качеством общества. В этой связи особо указывается на значимость справедливости как ценности.
Три техноэтики дополняют друг друга, существующие между ними границы довольно подвижны. В трех техноэтиках много схожего (но не тождественного!). Возьмем тему справедливости, которая разрабатывается в рамках всякой этики. Как добродетель справедливость есть качество личности; как максима справедливость выступает априорным, универсальным правилом поведения; в качестве ценности справедливость определяется конкретикой жизни. Техноэтика добродетелей — это по преимуществу этика сознания; техноэтика максим — это в основном этика законов, идеалов; техноэтика ценностей — это прежде всего этика деятельности. В современном их толковании каждую из трех рассматриваемых этических концепций логично связать с темой ответственности. Человек, вынужденный более или менее адекватно отвечать на запросы жизни, неминуемо приходит к теме ответственности. Сам феномен ответственности можно толковать по-разному: как качество личности в рамках этики добродетелей, как этическую максиму с позиций этики долга, как смысл деятельности человека в пределах этики ценностей.
Итак, заслуживает порицания тот, кто беззаботно движет технику вперед, фактически отставая в нравственности. Правильный призыв к технику, инженеру гласит: не "Твори!", а "Сотвори добро!". Будь смелым и изобретательным, но и ответственным за свои действия.
Техноэтика — это один из вариантов прикладной этики. Выше три этические системы были конкретизированы применительно к феномену техники. Очевидно, что наряду с техноэтикой существует много других прикладных этик, как например: медицинская этика, биоэтика, этика учителя, этика студента и т. д. Столь же очевидно, что в рамках каждой из прикладных этик соответствующим образом концентрируются идеи и интуиции этики добродетелей, этики долга и этики ценностей.