Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 387
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3.3 Урок 1 «Духовная жизнь общества».
Вопросы:
1.Общественное сознание: понятия и уровни.
2.Психология и идеология общества.
3.Формы общественного сознания: политическое, нравственное, философское, правосознание и другие.
Введение
Духовная жизнь общества и человек – сложный феномен .
Не случайно русский философ Франк С. Л . считал, что чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей – морально, философский мотивов и идей ; здесь можно наперед рассчитывать лишь на приблизительную точность .
Вопрос 1: Общественное сознание: понятия и уровни.
Общество это основанная на взаимном удовлетворении интересов взаимосвязь и взаимозависимость определенной массы людей, совместно ведущих свое хозяйство, практикующих принятый ими образ жизни; это - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; исторически конфетный тип социально-экономической системы
Общественное сознание – одно из важнейших философских понятий , выражающих духовную сторону бытия общества .
Особенности общественного сознания
В общественном сознании откристаллизовывается сама сущность общественной жизни, самое характерное, то что есть (или может быть) в каждом человеке.
Общественное сознание имеет надличностный характер, его нельзя представить в виде простой суммы индивидуальных сознаний.
Общественное сознание неэкзистенциально, т.е. оно не обязательно переживается индивидом на уровне эмоций, чувств, воображения и т.п.
Функции сознания – это такие его свойства , которые делают сознание орудием , инструментом познания , общения , практического действия
Уровни общественного сознания
Обыденное сознание
Существует в форме разрозненных, несистематичных мозаичных представлений, мнений, верований, суеверий, привычек, народной мудрости (пословицы, поговорки), заблуждений и предрассудков людей
Теоритическое сознание
Существует в форме строгой системы определенных идей и положений, выстроенной с использованием соответствующих методов, принципов, законов и понятий. Система имеет определенную цель и последовательную цепь логических доказательств эмпирически перепроверенных, а также ряд гипотез и предложений.
Вопрос 2: Психология и идеология общества.
Психология это - наука изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает - последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью .
Общественная психология
Психический склад определенной социальной группы (социальный характер, привычки, традиции)
Эмоциональные явления (настроения, социальные чувства и т.д.)
Социально – психологические явления непосредственно взаимодействующей группы (мода, слухи т. д.).
Идеология это (от греческих слов idea - понятие и logos - учение) - вероучение или система взглядов, рисующих желанное для данной социальной силы общественное состояние (социальный идеал), а также путь, ведущий к нему.
Идеология общества
Идеология, несомненно, есть духовное образование, поскольку в своем содержании всегда выходит за границы повседневного, эмпирического опыта. Но при этом создаваемая и действующая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает всех
людей, разделяющих ее основные положения, определяет непосредственную мотивацию их конкретных дел и поступков.
Отличие идеологии от психологии
Общественная психология, как массовое сознание, непременно включает в себя политические, правовые, нравственные и иные идеи и представления, но не в форме теорий, систем взглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форм убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношение к ней.
Вопрос 3: Формы общественного сознания: политическое, нравственное, философское, правосознание и другие.
есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.
Одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.
это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи
(от лат. quinta essentia — пятая сущность), в древнегреческой философии — некий тончайший элемент (или стихия), эфир, противополагавшийся остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признававшийся основной сущностью.
одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми
Тема 3.3 Урок 2: «Духовная жизнь общества»
Вопросы:
1. Ценности и их роль в жизни общества.
2. Материальные, социальные, духовные ценности.
3. Личностная значимость ценностей и общечеловеческие ценности.
4. Система ценностей и ценностные ориентации человека.
Вопрос 1: Ценности и их роль в жизни общества.
Ценность, термин широко используется в философии. По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений, может выступать в качестве «предмета ценностей».
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо.
БЛАГО - конечный предмет стремления, а также все способствующее его достижению.
Ценности - это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.
Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их.
Учитывая роль ценностей в жизни человека, выделяют:
- Ценности-Цели (терминальные);
- Ценности-Средства (инструментальные).
Ценностями-Целями (терминальные) считают изначальные жизненные ориентиры, которые не нуждаются в обосновании, а имеют значение сами по себе. Их человек воспринимает на веру, они являются очевидными для нее. Такими ценностями являются добро, жизнь, любовь, счастье.
Ценности-Средства (инструментальные) воплощают в себе определенную ситуативную цель, они служат средствами достижения других, значимых целей, средством самоутверждения, привлечения к себе внимания, которое также может рассматриваться лишь как средство в достижении жизненного успеха (карьера, любовь), а карьера — как средство получения славы, богатства.
С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы:
- Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества;
- Ценности повседневного спроса и повседневного обихода;
- Высшие ценности.
Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это всё то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.
Высшие ценности – это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей.
К высшим ценностям относятся мир, жизнь человечества, свобода, ценности самосохранения; ценности, характеризующие выбор личных качеств и др.
Все ценности формируют внутренний мир человека создавая его субъективную пирамиду ценностей.
Миссия, самореализация, развитие личности
Признание, уважение, статус
Принадлежность к обществу, группе
Защищенность (безопасность, стабильность)
Физиологические потребности
Ценность характеризует человека, его отношение к миру, она выражает его духовное состояние, чувства, волю, разум.
Ценности влияют на познание и оценку явлений, определяют уклад жизни, характер отношений между людьми, нормы поведения людей, их цели.
Вопрос 2: Материальные, социальные, духовные ценности
В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают 3 группы ценностей.
Материальные ценности (вещи)
Социальные ценности (люди)
Духовные ценности (знания)
Материальную ценность представляют условия проживания индивида, бытовая сторона его жизнедеятельности и т.д. Еще одной из составляющих материальных ценностей являются институты, средства и приемы природоохранной деятельности, разновидности фауны, флоры и т.д.
Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле.
В широком смысле - наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности.
В более узком смысле - нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
Духовные ценности – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения. Такими ценностями являются дружба, преданность, любовь, уважение.
Вопрос 3: Личностная значимость ценностей и общечеловеческие ценности
Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни.
Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности.
Есть ценности, которые важны для всех людей – общечеловеческие ценности.
Такими ценностями являются вера, закон и правопорядок, справедливость, свобода, любовь, семья, честь, достоинство, совесть, благородство, милосердие, сострадание, забота, дружба.
Общечеловеческие ценности являются регулятивом поведения всего человечества.
Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей является:
- обеспечение личных свобод и прав каждого индивида;
- охрана физических и духовных сил;
- материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию человека.
Общечеловеческие ценности – результат развития человечества, отдельные ее составляющие меняются или становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию ценностей, понять соотношение общечеловеческих, национальных, социально-классовых и индивидуальных интересов.
Вопрос 4
Вопросы:
1.Общественное сознание: понятия и уровни.
2.Психология и идеология общества.
3.Формы общественного сознания: политическое, нравственное, философское, правосознание и другие.
Введение
Духовная жизнь общества и человек – сложный феномен .
Не случайно русский философ Франк С. Л . считал, что чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей – морально, философский мотивов и идей ; здесь можно наперед рассчитывать лишь на приблизительную точность .
Вопрос 1: Общественное сознание: понятия и уровни.
Общество это основанная на взаимном удовлетворении интересов взаимосвязь и взаимозависимость определенной массы людей, совместно ведущих свое хозяйство, практикующих принятый ими образ жизни; это - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; исторически конфетный тип социально-экономической системы
Общественное сознание – одно из важнейших философских понятий , выражающих духовную сторону бытия общества .
Особенности общественного сознания
В общественном сознании откристаллизовывается сама сущность общественной жизни, самое характерное, то что есть (или может быть) в каждом человеке.
Общественное сознание имеет надличностный характер, его нельзя представить в виде простой суммы индивидуальных сознаний.
Общественное сознание неэкзистенциально, т.е. оно не обязательно переживается индивидом на уровне эмоций, чувств, воображения и т.п.
Функции сознания – это такие его свойства , которые делают сознание орудием , инструментом познания , общения , практического действия
Уровни общественного сознания
Обыденное сознание
Существует в форме разрозненных, несистематичных мозаичных представлений, мнений, верований, суеверий, привычек, народной мудрости (пословицы, поговорки), заблуждений и предрассудков людей
Теоритическое сознание
Существует в форме строгой системы определенных идей и положений, выстроенной с использованием соответствующих методов, принципов, законов и понятий. Система имеет определенную цель и последовательную цепь логических доказательств эмпирически перепроверенных, а также ряд гипотез и предложений.
Вопрос 2: Психология и идеология общества.
Психология это - наука изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает - последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью .
Общественная психология
Психический склад определенной социальной группы (социальный характер, привычки, традиции)
Эмоциональные явления (настроения, социальные чувства и т.д.)
Социально – психологические явления непосредственно взаимодействующей группы (мода, слухи т. д.).
Идеология это (от греческих слов idea - понятие и logos - учение) - вероучение или система взглядов, рисующих желанное для данной социальной силы общественное состояние (социальный идеал), а также путь, ведущий к нему.
Идеология общества
Идеология, несомненно, есть духовное образование, поскольку в своем содержании всегда выходит за границы повседневного, эмпирического опыта. Но при этом создаваемая и действующая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает всех
людей, разделяющих ее основные положения, определяет непосредственную мотивацию их конкретных дел и поступков.
Отличие идеологии от психологии
Общественная психология, как массовое сознание, непременно включает в себя политические, правовые, нравственные и иные идеи и представления, но не в форме теорий, систем взглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форм убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношение к ней.
Вопрос 3: Формы общественного сознания: политическое, нравственное, философское, правосознание и другие.
-
Политическое сознание
есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.
-
Нравственное сознание
Одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.
-
Философское сознание
это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи
-
Квинтэссенция
(от лат. quinta essentia — пятая сущность), в древнегреческой философии — некий тончайший элемент (или стихия), эфир, противополагавшийся остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признававшийся основной сущностью.
-
Научное сознание это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях. -
Правосознание
одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми
Тема 3.3 Урок 2: «Духовная жизнь общества»
Вопросы:
1. Ценности и их роль в жизни общества.
2. Материальные, социальные, духовные ценности.
3. Личностная значимость ценностей и общечеловеческие ценности.
4. Система ценностей и ценностные ориентации человека.
Вопрос 1: Ценности и их роль в жизни общества.
Ценность, термин широко используется в философии. По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений, может выступать в качестве «предмета ценностей».
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо.
БЛАГО - конечный предмет стремления, а также все способствующее его достижению.
Ценности - это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.
Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их.
Учитывая роль ценностей в жизни человека, выделяют:
- Ценности-Цели (терминальные);
- Ценности-Средства (инструментальные).
Ценностями-Целями (терминальные) считают изначальные жизненные ориентиры, которые не нуждаются в обосновании, а имеют значение сами по себе. Их человек воспринимает на веру, они являются очевидными для нее. Такими ценностями являются добро, жизнь, любовь, счастье.
Ценности-Средства (инструментальные) воплощают в себе определенную ситуативную цель, они служат средствами достижения других, значимых целей, средством самоутверждения, привлечения к себе внимания, которое также может рассматриваться лишь как средство в достижении жизненного успеха (карьера, любовь), а карьера — как средство получения славы, богатства.
С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы:
- Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества;
- Ценности повседневного спроса и повседневного обихода;
- Высшие ценности.
Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это всё то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.
Высшие ценности – это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей.
К высшим ценностям относятся мир, жизнь человечества, свобода, ценности самосохранения; ценности, характеризующие выбор личных качеств и др.
Все ценности формируют внутренний мир человека создавая его субъективную пирамиду ценностей.
Миссия, самореализация, развитие личности
Признание, уважение, статус
Принадлежность к обществу, группе
Защищенность (безопасность, стабильность)
Физиологические потребности
Ценность характеризует человека, его отношение к миру, она выражает его духовное состояние, чувства, волю, разум.
Ценности влияют на познание и оценку явлений, определяют уклад жизни, характер отношений между людьми, нормы поведения людей, их цели.
Вопрос 2: Материальные, социальные, духовные ценности
В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают 3 группы ценностей.
Материальные ценности (вещи)
Социальные ценности (люди)
Духовные ценности (знания)
Материальную ценность представляют условия проживания индивида, бытовая сторона его жизнедеятельности и т.д. Еще одной из составляющих материальных ценностей являются институты, средства и приемы природоохранной деятельности, разновидности фауны, флоры и т.д.
Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле.
В широком смысле - наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности.
В более узком смысле - нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
Духовные ценности – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения. Такими ценностями являются дружба, преданность, любовь, уважение.
Вопрос 3: Личностная значимость ценностей и общечеловеческие ценности
Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни.
Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности.
Есть ценности, которые важны для всех людей – общечеловеческие ценности.
Такими ценностями являются вера, закон и правопорядок, справедливость, свобода, любовь, семья, честь, достоинство, совесть, благородство, милосердие, сострадание, забота, дружба.
Общечеловеческие ценности являются регулятивом поведения всего человечества.
Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей является:
- обеспечение личных свобод и прав каждого индивида;
- охрана физических и духовных сил;
- материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию человека.
Общечеловеческие ценности – результат развития человечества, отдельные ее составляющие меняются или становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию ценностей, понять соотношение общечеловеческих, национальных, социально-классовых и индивидуальных интересов.
Вопрос 4