Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 388

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
: Система ценностей и ценностные ориентации человека
Ценности в сознании личности, представляют организованные в определенную систему ценности, функционирующие и развивающиеся в соответствии с законами существования любых систем. Каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Поэтому система ценностей представляет собой целостную множественность взаимосвязанных элементов.

Система ценностей отличается иерархичностью строения, поэтому можно говорить об иерархии ценностей – их упорядоченности в соответствии со значимостью и о рангах – уровнях положения ценностей в иерархии.

Ранг ценности в иерархии может быть объективным и субъективным, идеальным и реальным.

Это зависит от множества факторов. Например, пища может представлять собой ценность высшего ранга для голодного человека, в то время как будучи сытым, этот же человек может в качестве высшей ценности назвать, например, искусство, или свободу, или что-то иное.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы, структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающее значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Совокупность сложившихся установленных ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, деятельность выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказывается объектом воспитания, целенаправленного воздействия.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях поражает непоследовательность в поведении.
Дополнение по Теме 3.3. Урок 2:

Личность и проблема ценностных ориентации.

Слово «личность» (persona) первоначально обозначало маску, которую надевал в античном театре. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «persona» употреблялось не иначе, как с указанной определенной социальной функции, роли амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.).


Превратившись в термин, в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумело под ним в древности. Личность это человек, который не играет выбранную им роль, не является ни в каком смысле «лицедеем». Социальная роль, (скажем

роль революционера, исследователя, художника, учителя, отца) принимается или абсолютно всерьез: он возлагает ее на себя как миссию, как крест – свободно, но с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь гам. чае можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. Человек как индивидуальность отражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают ограниченное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности(трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве поступков то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или как точно определил М.М. Вахтин «Субъект поступания» Достоинства личности определяется не только тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет.

Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, возложившими на себя бремя ответственности за страну, за народ, за политическое или интеллектуальное движение, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей.

Личностное бытие - это не прекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск, выбора, пытается уклонится от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа их внутренних мотивов. Но и не быть личностью нелегко, или если выразиться точнее, несладко. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на подопечное существование, на мелочный начальственно – бюрократический надзор За дефицит сознательно - волевого начала в поведении людям приходится расплачиваться всеми бедствиями командно - административного управления. И это уже говоря о том, что сам индивид страдающий таким дефицитом, обычно доходит до жалкого состояния: впадает в лень, ипохондрию, мечтательность и зависимость.



Классификация ценностей

Ценность, термин широко используется в философии по существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предмета ценностей». Способы и критерии на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений закрепляются в общественном сознании и культуре как «Субъективные ценности».

Ценности являются как бы2-мя плюсами ценностного отношения человека к миру.В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей. Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Усвоение этой системы отдельной личностью составляет необходимую основу социализации личности и поддерживания нормативного порядка в обществе.

Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Значимость их не ограничивается временными рамками существования породившей их социальной общности. Поскольку эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни их временные масштабы не совпадают с масштабами социально – экономических, политических и других изменений. Так эстетические ценности античности сохранили свое значение и после гибели породившей их цивилизации.
Воззрение на историю общества как реализацию системы «вечных ценностей» или как последовательную систему одного типа ценностей, другим (например трансцендентно - ориентированных - светскими, а безусловных - условными) равно неприемлемым для материалистического понимания истории

Социальные ценности преломлялись через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей каждой личности присуща специфическая иерархия.

Личностные ценности отражаются в сознание форме ценностных ориентация, которые включает в себя так же широкий круг социальных ценностей признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целее и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценностей не являющиеся в качестве реальными мотивами деятельности личности. Идеализм определяет человека как носителя разума и ценностей логических, эстетических и этических.


Социальная обусловленность ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации(Ц.О.) важнейшие элементы, структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающее значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся установленных Ц.О. образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения деятельность выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого в любом обществе Ц.О. личности, оказывается объектом воспитания, целенаправленного воздействия Ц.О. действует, как на уровне сознания, так и на уровне подсознания определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития Ц.О. связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной среде, селекций стремлений личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивации нравственного и утилитарного порядка. Развитые Ц.О. – признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Это - призма восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира индивида обуславливающая связь между сознанием и самосознанием, психологическое основание для решения в индивидуальном плане вопроса о смысле жизни, благодаря которому происходит интеграция совокупности Ц.О. в нечто целостное и своеобразное, характерное именно для данной личности.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность Ц.О. обуславливает такие качества личности как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способностью к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в Ц.О. поражает непоследовательность в поведении, неразвитость Ц.О. – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственное воздействия объекта стремления на потребность.


Тема 3.3. Урок 3: «Духовная жизнь общества»

Вопросы:

1. Философия культуры и нравственности. Понятие и значение культуры для человека. Человек культуры.

2. Виды культуры. Особенности современной молодежной субкультуры. Досуг молодежи.

3. Искусство и мораль – составляющие культуры
Вопрос 1: Философия культуры и нравственности. Понятие и значение культуры для человека. Человек культуры.
Философия культуры и нравственности. Понятие и значение культуры для человека. Человек культуры.

Вопросы осмысления культуры как целого занимают одно из важнейших мест в ряду философских проблем.

Традиции философского осмысления культуры были заложены еще в эпоху античности. На протяжении дальнейшего развития в Средние века. В Новое время культура (просвещение, образованность, воспитание, цивилизация) оставалась ключевой в философском осмыслении.

В XIX в. самостоятельной областью философской рефлексии становится философия культуры, позволившая поднять представления о культуре на высокий обобщающий уровень, сконцентрировать все существенное, относящееся к знанию о культуре. На протяжении XIX–XX вв. в ее рамках сложился ряд оригинальных школ и направлений, разрабатывавших проблематику культуры, духовной жизни, символотворчества

Философский анализ не только изучает культуру, но и дает свое понимание культуры. Философское осмысление культуры нередко оказывается оригинальным, открывает новые перспективы и возможности осмысления культурной реальности человека. Только с философских позиций осмысление культуры происходит в целостности, во всем многообразии способов ее бытия. Философия позволяет увидеть наиболее фундаментальные основания культуры.

Философия ставит перед культурой ряд проблем, крайне значимых в социальном мире. Таковы, например, онтологические проблемы: вопросы о смысле культуры в перспективе человеческого бытия, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и их общем векторе развития. В отношении человека философией культуры поднимается вопрос о том, в чем состоит специфика его культурной деятельности. В философии культуры исследуются и фундаментальные проблемы, соотношения культуры и природы, культуры и творчества.
Следует также подчеркнуть, что философские интерпретации культуры не предполагают единообразия.

Можно сказать, что философий культуры столько, сколько есть философий, философских принципов, способных взять на себя функцию осмысления феноменов культуры. С того времени, когда культура стала предметом философских рефлексий, возникла не одна философия культуры.