Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 380

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа, - глобальной, планетарной, с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания, информационная технология способна дать эффект. Стадиями экотехнологического развития являются:

1) общество с технологиями добычи;

2) господство аграрно-ремесленных технологий;

3) приоритет индустриальных технологий;

4) общество с сервисными технологиями.

Интеллектуализация технологий дает возможность планировать технологическое развитие. Профессиональная дифференциация выступает вместо классовой. Знание становится феноменом постиндустриализма. Вместо материальных стимулов к труду (как главных) на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального, благополучия и социальной защищенности человека.

Исторические типы цивилизации

Цивилизационный подход к истории предполагает глобальное членение мирового исторического процесса (Восточная и Западная цивилизация; традиционная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации и др.). Культурологический подход утверждает смену культурных типов общественного развития как основу динамики общества (первобытное общество, культуры древнего Востока и т.д.). Формационный, цивилизационный и культурологический подходы существенно дополняют друг друга. В рамках формационного подхода история – закономерный, предсказуемый, единый, направленный к более совершенным состояниям общества процесс социодинамики. Обладая уникальностью, локальные культуры обнаруживают и определенную общность. Это позволяет рассмотреть мировую цивилизацию как историю взаимоотношений двух типов цивилизационного развития – западного и восточного. Взаимодействие восточной и западной цивилизаций имеет «маятникообразный» характер: каждая из них поочередно доминировала в истории.

Эксперты выделяют четыре основных” мега-тренда”. Это рост влияния отдельных индивидумов, усиление многополярности в мире, серьезные демографические сдвиги и существенный рост спроса на еду, воду и энергоносители. Рост влияния отдельных людей — «снижение бедности и увеличение глобальной доли среднего класса, на фоне более доступного образования и лучшего здравоохранения ознаменует собой тектонический сдвиг в человеческом обществе». Впервые в истории человечества, по прогнозам экспертов, большая часть населения мира будет жить в достатке, нежели в бедности. Усиление многополярности в мире — страны Азии к 2030 превзойдут Северную Америку и Европу в плане веса на мировой арене. Объем ВВП, численность населения, военные расходы и технологические затраты будут выше в азиатском регионе. Согласно оценкам аналитиков, Китай выйдет на первое место в табеле о экономических рангах мира, опередив США, за незадолго до 2030г., вышел в 2014 году. Согласно прогнозам, Pax Americana, эра американского доминирования на мировой арене подходит к своему завершению. По мнению экспертов США будут «первыми среди равных», но больше не будут ярко выраженным лидером. Демографические сдвиги — здесь в докладе отмечается рост численности населения — с 7,1 млрд человек в 2012 до 8,3 в 2030г. Кроме того, аналитики также указывают на продолжение процесса старения населения. Рост спроса на еду, воду и энергоносители. Согласно прогнозам, к 2030г спрос на продовольствие в среднем вырастет на 35%, на воду — на 40%, на энергоносители — на 50%. В результате некоторые регионы и даже отдельные континенты, в частности, Африка и Ближний Восток, будут испытывать серьезную нехватку еды и воды. Помимо «мега-трендов», есть так называемые «черные лебеди» — т.е. Труднопрогнозируемые и редкие события, которые могут иметь очень значительные последствия. Среди подобных «черных лебедей» эксперты выделяют следующие: глобальная эпидемия, коллапс еврозоны, война с применением ядерного оружия, вспышки на Солнце, которые могут привести к мощным геомагнитным возмущениям на Земле, а также ряд других возможных событий, также приводится
оценка и отдельных технологических факторов, которые будут играть существенную роль в мире ближайшего будущего. В частности, речь идет о существенных возможностях по биомодификация человеческого организма, которая может разделить общество на тех, кто сможет ее себе позволить и остальных. Современная ведущая Европейская цивилизация взяла свой старт в 13 веке и в процессе своего развития достигла небывалого технического прогресса. Пик развития цивилизации пришелся на 19-20 вв. Благодаря принятым цивилизацией этническим ценностям, человечество достигло небывалых высот в изучении окружающего мира, произошло бурное развитие техники, общественных институтов по управлению государством, уважение к человеку, как личности, стало нормой. Но все же главный упор цивилизация делала не на развитие человека как интеллектуального существа, а на развитие человека как высокоразвитое животное. Противоречие новой дочерней интеллектуально-гуманистической цивилизации и доживающей отведенное ей время западной - это противоречие между тем, что первично для человека: удовлетворение его интеллектуальных и духовных потребностей или удовлетворение естественных биологических потребность человека, как примата. В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных аксиоматических критериев выделяют различные типы цивилизаций. В современной литературе рассматриваются такие типы цивилизаций, как:

1. Устная

2. Письменная

3. Книжная

4. Экранная

5. Космогенная

6. Техногенная

7. Антропогенная

8. Традиционная

9. Современная

10. Эволюционная

11. Инновационная

12. Однако в большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).
Вопрос 2: Условия современной цивилизации.
Цивилизационные ценности, открытые в начале Нового времени, и главная из них — ценность человеческой личности, остаются значимыми для обществ, составивших цивилизацию Нового времени XV—XX вв., до нынешнего дня. Современная (постиндустриальная, информационная, постмодернистская) цивилизация по существу является составной частью цивилизации, начало которой было положено в XV—XVII столетиях.



Современные цивилизации. Миграции. 100 тыс. лет назад

Современная цивилизация вступила в принципиально новую стадию развития информационную. Информатизацию общества принято связывать с тремя основными аспектами развития ускоренное накопление информации, создание новых технологий и развитие средств информации и вычислительной техники, инновации на уровне общества и личности. Анализ этих составляющих информатизации показывает, что эффективно развивающееся государство вкладывает средства в образование, стремится к максимальному развитию и использованию человеческого потенциала. Классовые различия будут вызваны, прежде всего различиями в образовании. Современное общество нуждается в человеке, обладающем знаниями, подготовленном к жизни, ориентирующемся в социокультурном пространстве и способном понять и определить свое место в мире. Антропологические основания образования в современном мире состоят в том, что акцент смещается с «человека знающего» на «человека, подготовленного к жизни».

Дополнение:

Культура и цивилизация. Человек и культура ХХI века

«Культура» - латинское слово смысл означал возделывание, а затем стал тождественным словом «воспитанность» и «образованность».

Термин цивилизация латинское слово первоначально собственно гражданские качества человека. В начале ХХ веков противопоставляли культурного человека - цивилизованному.

В настоящее время культура и цивилизация рассматриваются как взаимосвязанные, но не тождественные друг другу.

Термин «цивилизация» применяется для обозначения конкретного уровня развития культуры. Цивилизация одна из ступени развития культуры.

Ученые Х1Х века - цивилизации- это прогрессивное явление в развитий общества, что цивилизации независимы друг от друга Но она зависит от биографических условий, климата.

Освальд Шиллер(188О-19З6)- культура возникает, растет, расцветает и концом ее становится цивилизация (т.е. высокий уровень развития науки и техники, урбанизация, те. рост городов, упадок в развитии духовности.) Цивилизация формирует стремление к мировому господству.

Арнольд Тойнби(1889-I975) он не считал, что цивилизация эпоха упадка. Каждая цивилизация живет до сих пор пока она в состоянии давать ответы на «вызовы» исторической ситуации. Однако, когда общество не в состоянии дать такой ответ и прибегает к силе оружия
, цивилизация гибнет. У него 5 цивилизаций: 1- Китайская 2-Индийская 3-Исламская 4-Русская 5-Западная.

Они проходят одинаковые стадий: возникновение, развитие, надлом, разложение, гибель. За все время существования человечества в условиях цивилизации оно живет не более 2% времени. В наше время считал Тойнби, необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели и разложения цивилизации. А это предполагает необходимость разработки для всей общей философской концепции смысла жизни, понимания ее самоценности и неповторимости.

Современные исследователи рассматривают цивилизацию, как нечто внешнее по отношению к человеку воздействующая на него и противостоящая человеку, в то время как культура всегда является его внутренним достоянием, показывает меру его развития и служит символом его духовного богатства. В настоящее время в политической идеологии в многих государствах успешно развивается и используется концепция «общего дома», в которой предпринята попытка рассмотреть жизнь современного человека с точки зрения общемировых масштабов, а множество существующих в современном обществе культур с позиции единой мировой цивилизации.
Вопрос 3: Две мировые цивилизации: Запад-Восток, Россия в условиях мировой цивилизации.

Запад-Восток

Восточная цивилизация – это прежде всего традиционное общество (Западное общество характеризуется как техногенное). Современный Восток неоднороден по этническому составу, экономическому положению, религиозному признаку, однако имеет общие черты социальной жизни. К ним можно отнести экстенсивный тип экономики; господство общинной собственности, подчинение общества государству, личности – общине (с жесткой социальной иерархией); деспотическое государство; регуляцию социальной жизни обычаями и традициями; доминирование культурных ценностей над экономическими. Современный Восток меняется, демонстрируя эффективные модели сочетания традиционных ценностей и достижений западной цивилизации (Япония, Тайвань, Индия, Турция и др.), а также варианты некомпенсированного развития (Афганистан, Камбоджа и др.). Западный путь развития в историко-генетической модели представлен такими теоретиками, как Д. Белл, А. Тоффлер, Ж. Фурастье, Р. Арон и др. В данной модели выделяются три основные стадии развития: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Собственно, техногенная цивилизация существует с периода индустриализма, с этого времени она противостоит Востоку и взаимодействует с ним. Для техногенной цивилизация характерно развитие науки и техники; капиталистический экономический уклад (на ранних стадиях); прогресс в производстве и управлении; правовое государство, а также такие ценности, как: потребление, преобразование общества и природы, прогресс и свобода личности, гражданское общество. Это общество с высоким уровнем социальной мобильности. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается переориентацией экономики на сферу услуг; в промышленности начинает доминировать наукоемкие производства, компьютерные, информационные технологии; классовая структура общества меняется на профессиональную. Главным становится производство человека (культура, социальная сфера), устанавливается новая система ценностей: экологизм, гуманизм, приоритет духовных ценностей, культ знания, интеллекта.


Россия в условиях мировой цивилизации.

Россия - локальная цивилизация.

Российская цивилизация — периферийная, локальная, православно-христианская цивилизация.

«Греко-римская цивилизация родила две цивилизации: западно-европейскую и православно-христианскую».А.Тойнби

Вспомним типологию цивилизаций: первичные (древнейшие, очаговые), вторичные и периферийные, к которым относят и российскую.

Периферийные цивилизации складываются на окраине мировой цивилизации. Если вторичные цивилизации развиваются за счет тех цивилизаций, на месте которых они создаются, то вторичные создаются на «голом» месте.

При формировании цивилизации закладываются ее системообразующие свойства, которые сохраняются в течение многих веков. Они начинают изменяться и погибать с переходом к индустриальному обществу. Иногда локальные цивилизации оказывались в эпицентре мировых событий, иногда уходили в тень.

Определяя место российской цевилизации, русский философ XIX века Данилевский в книге «Россия и Европа» писал: «Если Россия… не принадлежит, к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления». А по словам социолога А. Тойнби, у западно-европейской и российской цивилизации есть «общая мать, сестринское родство. «Каждая локальная цивилизация, переживая сходные и взаимосвязанные с соседними этапы пути, в то же время имела свою, неповторимую судьбу, свой ритм, то сближавшийся, то отдалявшийся от идущих в авангарде стран».

Время и место возникновения российской цивилизации. Где и в какое время возникла российская цивилизация?

Версия N 1.

Российская цивилизация возникла в IX в. (V—VIII в. — предпосылки складывания).

Версия N 2.

Российская цивилизация возникла после XII—XIII вв. на Северо-Востоке Руси (Владимиро-Сузальская Русь, Московия), и до конца XVI в. шел процесс ее формирования.
Россия в условиях мировой цивилизации
В мировой истории Россия занимает особое место. Хотя и принято говорить, что она расположена в Европе и Азии и во многом впитала в себя характерное для стран этих районов, тем не менее надо иметь в виду, что ее история во многом носит самостоятельный характер. В то же время нельзя отрицать и того неоспоримого факта, что Россия серьезно подверглась влиянию как Европы, так и Азии. Так же, как, в свою очередь, и страны этих районов испытали на себе влияние России. Иначе говоря, исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. И тем не менее, каждая страна имеет свою особую историю, которая отличает ее от других стран. Сказанное имеет прямое отношение и к истории России.