Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 384
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Граффити — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.
Брейк-дансеры
Брейк-данс или бибоинг – это один из элементов молодёжной субкультуры хип-хоп. Брейк-данс – уличный танец - появился в 70-80 годах прошлого столетия, одновременно с зарождением хип-хопа в Америке. В конце 90-х годов брейк-данс дошёл и до России.
Пацифизм —идеология сопротивления насилию ради его исчезновения.
Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности.
Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.
Досуг молодежи
У значительной части молодёжи свободного времени не так уж много, в основном им располагают подростки. У подростков менее осмысленные и более пассивные формы отдыха.
На первом месте среди форм досуга молодёжи — просмотр телевизионных передач.
у старших – информационные программы;
у младших – музыкальные и развлекательные.
Таким образом, телевидение для подростков – один из источников информации, дающий в образной форме модели поведения, стереотипы восприятия жизни. Реклама формирует стиль в моде, музыкальные вкусы, оказывает серьёзное влияние на язык подростков.
Больше половины российских подростков проводят свой досуг на улице, общаясь с друзьями и сверстниками. Очень многие подростки и молодые люди используют ненормативную лексику (мат). Хотя выбор форм отдыха у подростков ограничен, они не говорят, что они не довольны своим досугом. В последние годы даже студенты провинциальных городов ходят в библиотеку только за готовыми рефератами и курсовыми работами. Большинство из-за низкого уровня жизни вынуждено просто гулять по улицам, другие сидят дома у телевизора. Малая часть занимается спортом или проводит время в интернет-клубах.
Молодёжь мало интересуется литературой и театром. Такие виды отдыха, как посещение выставок, театров, музеев и т.п., перестают быть популярными, а новые, такие, как компьютер, общение через интернет, доступны очень многим. Чтение книг и журналов занимает всё меньше и меньше места в жизни молодых людей. Все меньше молодых людей используют досуг для саморазвития, для интеллектуального роста.
Если же компьютер доступен, он занимает основную часть досуга молодежи, влияя на духовный мир и ценностные ориентации.
Вопрос 3: Искусство и мораль – составляющие культуры
Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира
По способу реального существования художественного образа (по человеческим чувствам) искусство подразделяется на:
Пространственные искусства – это те виды искусства, которые живут в пространстве, распространяются в пространстве. Их также принято называть статическими (или предметными). Пространственные искусства воспринимаются зрением. К таким видам искусства относят: архитектура, скульптура, живопись, графика, художественная фотография, декоративно-прикладное искусство.
Временные искусства – это те виды искусства, которые распространяются во времени. Их также принято называть динамическими (или процессуальными). Временные искусства воспринимаются (или могут восприниматься) слухом. К таким видам искусства относят: устное творчество, литература, музыка.
Пространственно-временные искусства – это те виды искусства, которые непосредственно существуют одновременно в пространстве и во времени. Их также принято называть синтетическими. Пространственно-временные искусства воспринимаются и зрением и слухом одновременно. К таким видам искусства относят: театр, кино, хореография, эстрада, цирк, телевидение.
Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях.
К моральным требованиям относятся:
Нормы поведения: «не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и т.д.
Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.
Нравственные принципы: коллективизм – индивидуализм, эгоизм – альтруизм и т.д
Морально-психологические механизмы: долг, совесть
Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье
Моральное (нравственное) сознание
включает два основных вида нормативов: нормы морали и принципы морали.
Нормы морали - это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях. Ими выступают представления о гуманизме, добре, долге, совести, стыде, честности и т. д.
Принципы морали - более широкого диапазона, чем нормы. Они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, а в целой системе общественных отношений. К такого рода нравственным принципам относятся такие положения, как: «уважай ближнего», «чти отца своего», «не укради» и т. п.
Моральная культура представляет собой исторически сложившуюся систему традиционных, устоявшихся, фиксированных, нормативных отношений между людьми. Элементами моральной культуры являются: обычаи, правила поведения, нравы данной культуры.
Задачи морали
Оценивать-Определять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение
Регулировать-Направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество
Воспитывать-Воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию правильной ориентации
Искусство и мораль – своеобразные
символы духовно-практической деятельности, которые синтезируют в себе этическое и эстетическое, добродетельное и прекрасное. Средствами музыки, литературы, живописи, скульптуры, кинематографии искусство стремится показать, объяснить языком художественного творчества правду жизни. В образной форме в виде чувственно-конкретного искусство воспроизводит и осмысливает моральные проблемы человека, жизненные ситуации, нравственные конфликты, делая это значительно многостороннее и доступнее, чем теоретическая этика.
Нравственные проблемы
составляют большую часть содержания искусства, по-своему решая проблемы счастья, смысла жизни, ее ценностей, столкновения добра и зла, добродетельного и порочного. Только языком искусства можно конкретно показать прекрасное как возвышенное, вечное, доброе.
Дополнение по Теме 3.3. Урок 3:
Историко – философские традиции в анализе культуры.
Велик и многообразен мир окружающий человека. Он живет в окружении предметов, вещей,
отношений, знаний, идеалов, бесконечное разнообразие которых называется культурной средой обитания людей. Философов всегда и во все времена волновал вопрос, что такое культура вообще, как она возникла, в чем ее назначение для существования народов, сословий, классов, государства и каждого отдельного человека.
ХIХ век две противоположные точки зрения на культуру:
1) Культура - это средство закабаления человека, превращение его в послушное орудие чужих и враждебных человеку сил.
2) Культура - средство облагораживания человека, превращение в собственного человека, носителя цивилизационного начала, развивающего общество и себя.
Первая точка зрения Пессимистическая- еще нашла отражение в работах Жан - Жака Руссо(172 1-1778) - рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы, как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. Человек антикультурен. Критикует культурные традиции, определяющие существующее социальное, экономическое, политическое правительство.
Фридрих Ницше(1844-1900) - человек антикультурен, культура создана для подавления и порабощения человека. Проповедовал идею сверхчеловека, он в состоянии отбросить культурные запреты, мешающие ему жить. Он порывает с обществом, реализует свою личную свободу. В работах немецких и французских экзистенциалистов - человек это свобода. Это вечная проблема выбора, своей жизни, своей судьбы. Свобода человека противостоит всему обществу, его культуре, всей цивилизации. Все поступки обусловлены их средой, наследственностью, воспитанием, а определяются самим человеком,
Зигмунд Фрейд(18б5-19З9) - основоположник психоанализа. Создает динамическую концепцию психики личности. У человека неустойчивая психика из-за запретов определенных поведением нормами культуры. Поэтому человек становится невропатом или вынужден перемещать свою нерастраченную энергию либидо в искусство, науку, политику. Итак те люди которые не нашли себе адекватного сексуального партнера вынуждены были переключить свою энергию на создание духовной культуры запада.
Оптимистическая концепция:
Иоганн - Готлиб Гердер(1744-1804) - немецкий философ. В основе прогрессивного развития человечества лежит идея гуманизма и понимание значения общечеловеческой любви.
Оптимистическая позиция по отношению к современной культуре характерна для представителей технической инженерной, научной интеллигенции Запада связывающей проблемы культуры с успехами в области материально-технического обеспечения человека.
Римский клуб (=100 ученых, общественных деятелей, букмекеров) - заговорили о конечных целях существования современной культуры, пределах ее роста, об экологических и других глобальных проблемах человечества.
Россия
Достоевский(1821-1889) концепция почвенничества, соединение высших слоев общества с великой «Почва» - русским народом, все это обеспечит России усвоение европейской культуры в цивилизации. У каждого человека есть свобода выбора и он должен быть ответственен за это «Ты сам решаешь что ты есть - тварь дрожащая, или человек» - считал писатель.
Л.Н.Толстой (1828-1910) - создал свою оригинальную концепцию понимания развития российской культуры. Критика западной культуры, что она игнорирует интересы простого человека, созданная интеллигенцией наука и искусство служат верхом общества. «Назначение человека - руководствоваться моралью любви и милосердия, не противление злу насилием.»
Сороки П.А.(1889 -1968) после революции работал - создал концепцию социальной культуры: три главных типа культуры:
1) Чувственная - чувственные восприятия мира человеком который является основным определителем социокультурных процессов. 2) Идеальный - господство рационального мышления, он характеризует разные народы в определенные периоды их развития. 3) Идеалистический - для него показательно господство интуитивных форм познания мира..
Все последователи отличают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом, что культура является специфической человеческой формой бытия, что культура раскрывается через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы, знаки.
Содержание понятие «Культура».
Рассматривая культуру как форму существования человека и человечества, многие культурологи считают, что в ее основе лежит деятельность людей. В таком случае культура раскрывает специфику взаимодействия человека с природой, обществом, с самим собой.
Ряд исследователей подчеркивают, что культура всегда является личностным достижением человека и судить о степени культурности общества надо по человеку, его умениям и навыкам, а не потому что имеет данное общество, какие богатства материальной и духовной культуры оно накопило в своем развитии. Они считают, что культура всегда актуальна, она раскрывается через знания, умения и навыки личности, через ту систему ценностных ориентаций, которой руководствуется человек.
Сторонники ценностей (аксиологической) - культуры это ориентация людей на определенные ценности - как полезные утилитарные и д.р. Все что существует в мире ценно для человека и еще он имеет свои предпочтения, вкусы, стремления.