Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 383

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


экзистенциализма(особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека).

Ее сторонники развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их «буржуазными». Справедливости ради следует отметить, что сложившиеся еще в дооктябрьский период философские, продолжали развиваться не только в русской эмигрантской среде, но и в первые годы существования советской России, до конца 20-х гг. Однако эти направления неуклонно вытеснялись из философской жизни советского общества.

1 этап 1922-1930

Это время, когда идеологические тиски уже были, но ещё не сжались и в рамках материалистической философии оставалось место для дискуссий и споров. Для этого был основан философский журнал «Под знаменем марксизма».

В это период становления советской философии решались такие проблемы как:

1) Соотношение в жизни человека и общества биологических и социальных факторов;

2) Дискуссия вокруг марксистского понятия базиса и представлений об азиатском способе производства;

3) В 1925 г. была впервые опубликована работа Энгельса «Диалектика природы», где систематически был изложен диалектический материализм.

Это послужило стимулом для внутрипартийной философской полемики, получившей известность как спор между механистами и диалектиками. Механисты, во главе которых стоял Бухарин Н.И. подчеркивали материализм диамата за счет диалектики, которую считали лишь подсобным методом; защищали автономию естественных наук против философской диктатуры; в идее развития более подчеркивали эволюцию, чем качественные скачки и чем революцию.

2 этап 1930-1953 Сталинский

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го раздела была небольшая по объему статья «О диалектическом и историческом материализме». Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. Вся философия свелась к «цитатничеству» классиков марксизма.

Тем не менее в этот период В.И. Вернадский создает «Размышления натуралиста», где развивается идея ноосферы; Кета Романович Мегрелидзе создает книгу «Основные проблемы социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью целые поколения советских философов. Возникает целый ряд формальных философских структур: на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты. С 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы философии».


3 этап 1953-1991

Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов, хотя до уже этого, начиная с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах, но и в технических; в 1958 г. возникает ещё один философский журнал «Философские науки»; с конца 50-х гг. Советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах.

Революционеры-демократы

Революционно-демократическая идеология зародилась в 40-х гг. 19 в. и стала определяющей в общественном движении 60—70-х гг. По социальному положению Революционные демократы — главным образом разночинцы, хотя среди них были и дворяне. Один из первых Революционные демократы —

В. Г. Белинский. В 50—60-е гг. Революционные демократы во главе с

Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым и др. пропагандировали свои идеи на страницах «Современника» и «Колокола».

Революционные демократы сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма.

Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму. Революционные демократы создали тайные революционные организации — «Землю и волю» 60-х гг. , «Землю и волю» 70-х гг. , «Народную волю» и др. 70-х гг. предшественниками русской социал-демократии. Идеи Революционные демократы оказали плодотворное влияние на развитие общественных наук, литературы и искусства народов России
Судьба русской философии в ХХ веке

Наиболее существенная черта всей русской философии, особенно в XX в., — ее онтологизм(убеждение, согласно которому достижение человеком знания возможно не иначе как благодаря познанию Бога.)

истинное метафизическое бытие как бытие Бога; сознание, по самой своей природе находящееся внутри бытия Бога; познание истины как «внутреннее соединение с истинно сущим» на фундаменте веры; жизнь как связь между Я и бытием Бога.

Со временем в русской философии усилилась экзистенциальная трактовка бытия и познания. «Прорыв в бытие» через трагические жизненные потрясения рассматривался в качестве средства преодоления всего земного, небожественного, человеческого (Бердяев, Шестов). Ориентации философии на прояснение глубоко выстраданного опыта и «некабинетный» стиль философствования способствовал неблагоприятный общественный климат России начала XX в. Русская философия выдвинула на передний план концепцию мистического познания, выразившегося в книге «Непостижимом» написавший С.Л.Франк



Для русской философии также характерны напряженные размышления о смысле жизни, ориентированном на спасение души как условие спасения мира. При этом в русской философии усиливается тенденция к персонализму (Бердяев, Шестов, М. Бахтин), гарантирующему права и свободы человека без атомизации общества (отношения между личностью и обществом рассматриваются на основе религиозного принципа).


Тема 2.1. «Учение о бытие. (Онтология)»

Урок I

Вопросы:

  1. Бытие как предельная философская категория всеохватывающая реальность.

  2. Научная, религиозная и философская картина мира.

  3. Философское понятие и структурная организация материи. Основные свойства и формы существования.

  4. Материализм и идеализм во взглядах на материю.


Вопрос 1: Бытие - философская категория всеохватывающая реальность.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения.

Антитезой бытия является ничто.

Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и "уплывает" в небытие как данная качественная определенность, например именно этот человек.

Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе само созидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

Бытие не безразлично для обладающей им реальности. Слепой жаждой бытия преисполнено все конкретно-сущее, что проявляется даже в простейших механических процессах в виде инерции, а также в различного рода новообразованиях.

Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории, философии.
Вопрос 2: Научная, религиозная и философская картина мира.
Картина мира — сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
Итак, религиозная, философская и научная картины мира со­существуют друг с другом.

Точность картины мира зависит от того насколько систематизировано видение мира, знание о мире, понимание человека. В зависимости от этого повышается уровень адаптации программы жизнедеятельности человека, более гибкой становится его жизненная стратегия. В этом заключается методологическая функция мировоззрения - выработка системы принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности человека. Именно мировоззрение человека определяет, какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели.. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов нам требуется особые мыслительные конструкции, которые позволяют уверенно чувствовать себя, прогнозируя свое будущее, само оценивать свои действия, чувства, оценивать поступки других людей.

Религиозная картина мира

Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Изучением религии занимаются прежде всего богословие, а также история и философия — каждая под своим особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления. Философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.

Религия должна рассматриваться в разных аспектах; она осмысливает Бога как Абсолют в его отношении к человеку, природе и обществу. Существенной функцией религии является нравственно-социальное служения она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие. Религия воссоединяет жизнь двух миров — земного, природно-социального, и трансцендентного.

Всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта. Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не