Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 389
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а высшая форма- общественное движение. Движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному.
Материя движется в пространстве и во времени. Пространство – философское понятие отражающее всеобщие свойства материальных тел обладать размерами (длина, высота, ширина) и занимает определенное место среди других тел (протяженность, месторасположение), то есть три измерения.
Время - философское понятие, отражающее всеобщее свойство материальных процессов обладать длительностью существования и развиваться по этапам. Оно имеет три формы -прошедшее, будущее, настоящее. Материя, движение, пространство и время - единое целое, зависящее друг от друга и взаимосвязанные (Пример: на очень больших скоростях замедляется течение времени, а в пространстве искажается).
Движение в пространстве характеризуется протяженностью и месторасположенностью предмета. Движение во времени характеризуется длительностью и последовательностью событий. Все явления материального мира имеют начало и конец ( время измеряется). Если движение в пространстве проходит во всех направлениях, то движение во времени идет только вперед. Вечность и бесконечность материи обуславливается вечностью времени и бесконечностью пространства
Вопрос 4. Материализм и идеализм во взглядах на материю.
Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное
Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности
Идеализм общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположное, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.
Если взять за основу идею оживления организма специфической полевой структурой, которую и стоит называть душой, станет очевидной практическая невозможность использования ни материалистической, ни идеалистической философских концепций.
Тема 2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ
Вопросы:
Базовые философские методы
Методология – система принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической действительности, а так же учение об этой системе
Диалектика – вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий и изменений
Метафизика – (гр. Meta ta physica – после физики) – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно (ведется поиск абсолютной истины)
Вопросы 1: Диалектика-основное учение о развитии всеобщей связи
Диалектика (греч.) – искусство вести беседу
Диалектика – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
Диалектика - это, прежде всего, философская концепция развития
Диалектика – это такой способ понимания мира,
при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций в процессах изменения, развития.
Принципы диалектики
Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому знанию
качественную определенность, системность и целостность
все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга
Диалектика - метод познания
Принцип всеобщей связи - все в мире (вещи, свойства, отношения) разделимо на составные части, но, будучи разделенным в каких-то отношениях, остается связанным в других
Мир представлен как совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом
Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое
Принцип развития
Принцип развития
Развитие - это направленное, необратимое изменение объекта
Принцип развития означает, что все в мире имеет свою историю
В мире нет ничего окончательно завершенного, все находится на пути к иному
Принцип предполагает изучение явлений с учетом того, как они возникли, какие этапы в своем развитии прошли, чем стали теперь, чем могут стать в будущем
Принцип детерминизма
Принцип детерминизма утверждает причинность как универсальный вид связи
Причинность- это и генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое Всякое изменение или развитие имеет свою причину и следствие.
Дополнение:
Концепции развития философии
Вопрос в том , что есть развитее и имеет ли место развитее природы- один из важнейших философских вопросов.
Анаксимен(Древняя Греция 5 в.до н.э.) источник всего сущего вечное и беспредельное начало, которое управляет всем - Анейрон. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, он возник в результате борьбы противоположностей(тепло холод). Живые существа зародились в иле, земля высохла, а влага скопилась в углублениях(моря) и некоторые животные вышли на сушу, в чреве которых развивались люди(идея эволюции природе).
Гераклит отрицая существование вечного, неизменного постоянного «Все течет, все изменяется». «Нельзя дважды войти в одну реку». Но это движение не поступательное, а круговое.
Платон- истину можно обнаружить на основе последовательного (диалектического) анализа какого-либо утверждения и его отрицания. Так как движение существует и покой тоже, то бытие должно быть совместно и с движением и с покоем. Мысль движется от низших к высшим.
Аристотель-каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Развитие- это ряд статистических уровней совершенствования, в котором еще нет синтеза восходящего движения, но уже движение по кругу.
Кант- учение о противоречиях, в которые впадает разум человека, как только он пытается решать вопросы, выходящие за пределы мира явлений. Человеческий разум противоречив, но он счится эти противоречия, поскольку мир для человека вещ неопознанная.
Гегель-развитие, есть саморазвитие понятия, его самодвижение, а развитие в природе и обществе является снимком с поступательного движущегося понятия, существующего независимо от природы человеческого сознания. Развитие идет от идеи к природе.
Маркс, его диалектика исходит от реального самодвижения в природе и обществе.(Материальная диалектика, мир развивается по законам диалетики). Современная наука уделяет большое внимание вопросу развития. Развитие всегда конкретно и связано с определенными материальными и духовными системами. Вне конкретных систем развития не существует.
Развитие- это всегда качественное изменение вещей и процессов. Первый важнейший признак- необратимость процессов изменения. Необратимость, если даже повторение( круговорот)- это всегда возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Второй признак направленность или изменение качества системы в определенном направление и по определенным законам.
Вывод: Развитие- это процесс направленного, необратимого, качественного изменения систем. (Оно м.б. прямолинейным, зигзагообразным общим – локальным, ускоренным замедленным, гармоничным- дисгармоничным и т.п.- все это типы формы развития, которые могут существовать а природе и обществе0. В реальных ситуациях они переплетаются друг с другом, создавая картину богатства природных связей, действительности. Эта сложная картина находит свое отражение в Трех основных законах диалектики.
Вопрос 3: КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ: возможность, действительность, необходимость, форма и др.
Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, выражают подвижность и противоречивость бытия
Категории образуют определенную иерархию, отражающую все возрастающую сложность объективных связей и движения познания от простого к сложному
Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко в виде триад), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов
В совокупности они способны отражать подвижность переходы и противоречивость бытия
ЕДИНИЧНОЕ - характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений, процессов)
ОБЩЕЕ - указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим предметам, на их однотипность
ОСОБЕННОЕ – означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта
ЯВЛЕНИЕ - отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны предметов
СУЩНОСТЬ - отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам
ЭЛЕМЕНТ - относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого
Материя движется в пространстве и во времени. Пространство – философское понятие отражающее всеобщие свойства материальных тел обладать размерами (длина, высота, ширина) и занимает определенное место среди других тел (протяженность, месторасположение), то есть три измерения.
Время - философское понятие, отражающее всеобщее свойство материальных процессов обладать длительностью существования и развиваться по этапам. Оно имеет три формы -прошедшее, будущее, настоящее. Материя, движение, пространство и время - единое целое, зависящее друг от друга и взаимосвязанные (Пример: на очень больших скоростях замедляется течение времени, а в пространстве искажается).
Движение в пространстве характеризуется протяженностью и месторасположенностью предмета. Движение во времени характеризуется длительностью и последовательностью событий. Все явления материального мира имеют начало и конец ( время измеряется). Если движение в пространстве проходит во всех направлениях, то движение во времени идет только вперед. Вечность и бесконечность материи обуславливается вечностью времени и бесконечностью пространства
Вопрос 4. Материализм и идеализм во взглядах на материю.
Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное
Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности
Идеализм общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположное, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.
Если взять за основу идею оживления организма специфической полевой структурой, которую и стоит называть душой, станет очевидной практическая невозможность использования ни материалистической, ни идеалистической философских концепций.
Тема 2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ
Вопросы:
-
Диалектика-основное учение о развитии всеобщей связи -
Основные законы диалектики -
Категории диалектики: возможность, действительность, необходимость, форма, содержание и др.
Базовые философские методы
Методология – система принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической действительности, а так же учение об этой системе
Диалектика – вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий и изменений
Метафизика – (гр. Meta ta physica – после физики) – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно (ведется поиск абсолютной истины)
Вопросы 1: Диалектика-основное учение о развитии всеобщей связи
Диалектика (греч.) – искусство вести беседу
Диалектика – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
Диалектика - это, прежде всего, философская концепция развития
Диалектика – это такой способ понимания мира,
при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций в процессах изменения, развития.
Принципы диалектики
Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому знанию
качественную определенность, системность и целостность
-
Принцип развития и историзма -
Принцип всеобщей взаимосвязи -
Принцип детерминизма
все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга
Диалектика - метод познания
Принцип всеобщей связи - все в мире (вещи, свойства, отношения) разделимо на составные части, но, будучи разделенным в каких-то отношениях, остается связанным в других
Мир представлен как совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом
Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое
Принцип развития
Принцип развития
Развитие - это направленное, необратимое изменение объекта
Принцип развития означает, что все в мире имеет свою историю
В мире нет ничего окончательно завершенного, все находится на пути к иному
Принцип предполагает изучение явлений с учетом того, как они возникли, какие этапы в своем развитии прошли, чем стали теперь, чем могут стать в будущем
Принцип детерминизма
Принцип детерминизма утверждает причинность как универсальный вид связи
Причинность- это и генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое Всякое изменение или развитие имеет свою причину и следствие.
Дополнение:
Концепции развития философии
Вопрос в том , что есть развитее и имеет ли место развитее природы- один из важнейших философских вопросов.
Анаксимен(Древняя Греция 5 в.до н.э.) источник всего сущего вечное и беспредельное начало, которое управляет всем - Анейрон. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, он возник в результате борьбы противоположностей(тепло холод). Живые существа зародились в иле, земля высохла, а влага скопилась в углублениях(моря) и некоторые животные вышли на сушу, в чреве которых развивались люди(идея эволюции природе).
Гераклит отрицая существование вечного, неизменного постоянного «Все течет, все изменяется». «Нельзя дважды войти в одну реку». Но это движение не поступательное, а круговое.
Платон- истину можно обнаружить на основе последовательного (диалектического) анализа какого-либо утверждения и его отрицания. Так как движение существует и покой тоже, то бытие должно быть совместно и с движением и с покоем. Мысль движется от низших к высшим.
Аристотель-каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Развитие- это ряд статистических уровней совершенствования, в котором еще нет синтеза восходящего движения, но уже движение по кругу.
Кант- учение о противоречиях, в которые впадает разум человека, как только он пытается решать вопросы, выходящие за пределы мира явлений. Человеческий разум противоречив, но он счится эти противоречия, поскольку мир для человека вещ неопознанная.
Гегель-развитие, есть саморазвитие понятия, его самодвижение, а развитие в природе и обществе является снимком с поступательного движущегося понятия, существующего независимо от природы человеческого сознания. Развитие идет от идеи к природе.
Маркс, его диалектика исходит от реального самодвижения в природе и обществе.(Материальная диалектика, мир развивается по законам диалетики). Современная наука уделяет большое внимание вопросу развития. Развитие всегда конкретно и связано с определенными материальными и духовными системами. Вне конкретных систем развития не существует.
Развитие- это всегда качественное изменение вещей и процессов. Первый важнейший признак- необратимость процессов изменения. Необратимость, если даже повторение( круговорот)- это всегда возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Второй признак направленность или изменение качества системы в определенном направление и по определенным законам.
Вывод: Развитие- это процесс направленного, необратимого, качественного изменения систем. (Оно м.б. прямолинейным, зигзагообразным общим – локальным, ускоренным замедленным, гармоничным- дисгармоничным и т.п.- все это типы формы развития, которые могут существовать а природе и обществе0. В реальных ситуациях они переплетаются друг с другом, создавая картину богатства природных связей, действительности. Эта сложная картина находит свое отражение в Трех основных законах диалектики.
Вопрос 3: КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ: возможность, действительность, необходимость, форма и др.
Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, выражают подвижность и противоречивость бытия
Категории образуют определенную иерархию, отражающую все возрастающую сложность объективных связей и движения познания от простого к сложному
Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко в виде триад), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов
В совокупности они способны отражать подвижность переходы и противоречивость бытия
ЕДИНИЧНОЕ - характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений, процессов)
ОБЩЕЕ - указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим предметам, на их однотипность
ОСОБЕННОЕ – означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта
ЯВЛЕНИЕ - отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны предметов
СУЩНОСТЬ - отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам
ЭЛЕМЕНТ - относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого