Файл: Курсовой проект Развитие измерительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в игре. Выполнил студент Гнездилова Е. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А.БУНИНА»

Курсовой проект

Развитие измерительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в игре.

Выполнил студент

Гнездилова Е.В

Научный руководитель

Сушкова Ирина Викторовна

Елец 2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1

Глава 1. Теоретические основы обучения дошкольников умению измерять..............................................................................................................

1.1. Анализ понятий «размер», «величина», «длина», «ширина», «высота», «объем», «масса», «измерение», «способы измерения», «мера»……………

1.2. Особенности представлений о размере, объеме и массе предметов у дошкольников…………………………………………………………………….

1.3. Содержание, средства, методы формирования представлений об измерении и измерительных действий у детей  в дошкольных образовательных организациях………………………………………………..

Выводы к главе 1……………………………………………………………….

Глава 2. Педагогическая работа по развитию измерительной деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………………….

2.1. Выявление измерительных умений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..

2.2. Содержание и методы педагогической работы по развитию измерительной деятельности детей шести лет…………………………………

Выводы к главе 2………………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………….

Введение.

Этот материал не пойдет. Во введения надо отразить актуальность темы, то есть почему важно учить детей измерению. И почему это важно именно в дошкольном детстве!

Также надо написать:

  • цель исследования- ,

  • задачи исследования- ,

  • методы исследования - ,

  • гипотеза исследованимя - ,

  • экспериментальная база исследования - .

Сначала набросайте сами, а я потом вам помогу.


Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу можно сказать, что успешное решение задач развития личности ребенка, повышения эффективности обучения, во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема мотивации обучения у дошкольников получает особое значение. Так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Дифференцированный подход в обучении зависит от уровня их готовности к обучению дошкольников. Знания воспитателем индивидуально - психологических особенностей дошкольников,позволяет ему правильно организовать учебный процесс:

- Подбор упражнений, способствующих развитию дошкольников;

- Широкое использование различного методического материала;

- Моделирование дифференцированных заданий для дошкольников;

- Постоянный контроль за уровнем развития мотивационной сферы.

В своей работе воспитатель должен опираться на такие дидактические принципы обучения как:

- Учет индивидуально - психологических особенностей дошкольников;

- Сознательности;

- Наглядности;

- Систематичности;

- Последовательности;

- Результативности.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике - одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

- научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

- определение содержания материала для подготовки ребёнка в детском саду к усвоению математики в школе;



- совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;

- разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм и организация процесса развития элементарных математических представлений ;

- реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе:

- разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;

- разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Заняти1 .Навестим кота Леопольда

Цель. Освоение умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.Обогащение словаря детей за счет слов: длиннее, короче, самый длинный, самый короткий и др. Развитие сообразительности, внимания, смекалки.

Материал. Полоски бумаги разной ширины. Карточки с изоб-ражениями автомобилей, домиков, сказочных персонажей разных размеров.

Развитие сюжета

Дети узнают, что кот Леопольд заболел. Воспитатель берет на себя роль Доктора.

Доктор. Ребята, я должен поскорее попасть к коту Леопольду и передать ему лекарства, чтобы кот быстрее поправился. Но, к сожалению, Леопольд не оставил своего адреса. Я думаю, вместе мы найдем его быстрее.

По дороге дети и Доктор встречают Красную Шапочку. Спрашивают у нее, знает ли она, где живет кот Леопольд. Красная Шапочка говорит, что точно не знает, но ей известно, что к его домику ведет очень широкая дорожка.

Доктор раздает детям полоски бумаги разной ширины, всего 3, которые символизируют дорогу.

Начинается выбор дорожки согласно условию. Коллективно решают,как можно искать: наложить все 3 полоски одну на другую, чтобы были видны различия по ширине; приложить, совместить их узкой частью; использовать шнур, полоску бумаги, сравнение которых дает возможность найти самую широкую дорожку и т. д.

По дороге дети и Доктор встречают нескольких сказочных героев (Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Буратино, Чиполлино, Карандаш, дядя Степа, которые отчаянно спорят о том, кто из них самый высокий.

Дети спрашивают, не знают ли они, как найти домик кота Леопольда? В ответ сказочные герои просят детей помочь им разобраться в том, кто из них какого роста.


Дети берут карточки с изображениями сказочных персонажей. Сравнивают их по росту (зрительно, сопоставляя парами, выстраивая их от самого низкого к самому высокому и наоборот.

Уточняющие вопросы могут быть следующими: кто выше Карандаша? Кто ниже Мальвины? Кто самый высокий? Кто стал бы самым высоким, если бы ушел дядя Степа? Кто стал бы самым низким, если бы ушел Малъчик-с-палъчик?

Сказочные герои благодарят детей за то, что они могли решить спор, и сообщают, что точно не знают, где живет кот Леопольд, но знают, что у него самая длинная машина во всем городе.

Мы почти у цели, осталось только отыскать самую длинную машину, и тогда мы узнаем, где живет наш больной.

Дети анализируют картинки с изображениями домов и стоящих рядом с ними машин. Находят самую длинную из них.

Доктор. Вот и домик кота Леопольда. Теперь он быстро поправится. А вам я говорю большое спасибо за то, что помогли мне.

Итог. Разговор с детьми о том, что значит «оказать кому-либо помощь». Оказывали ли они помощь; оказывали ли им помощь? Просили ли их о помощи?

Глава 1. Теоретические основы обучения дошкольников умению измерять.

    1. Анализ понятий «размер», «величина», «длина», «ширина», «высота», «объем», «масса», «измерение», «способы измерения», «мера».

Этот материал не пойдет!!! Работайте со словарями и учебниками!

Размерный анализ позволяет уточнить намечаемый вариант технологического процесса и решить при этом следующий круг задач: 1. Рассчитать требуемые размеры заготовки с минимально допустимыми припусками, обеспечив, тем самым, минимальную материалоемкость детали. 2. Спроектировать рациональный технологический процесс с минимальным количеством операций и переходов с минимальной трудоемкостью изготовления изделий. 3. Внедрить в производство разработанный техпроцесс с минимальными корректировками. 4. Гарантировать изготовление качественной продукции в ходе спроектированного таким образом технологического процесса. Размерный анализ техпроцесса представляет собой обширный комплекс работ, включающий в себя следующее: 1. Построение специальных размерных схем технологических процессов. 2. Выявление и фиксацию взаимосвязей всех размерных параметров. 3. Выявление размерных цепей. 4. Проверка и установление рациональных способов простановки размеров на чертежах. 5. Назначение достаточного и необходимого числа технических требований. 6. Проверочный расчет возможности обеспечения чертежных размеров и технических требований. 7. Расчет припусков. 8. Назначение обоснованных допусков на технологические размеры. 9. Определение номинальных и предельных значений операционных размеров. 10. Определение толщины покрытий, необходимой глубины химико-термической обработки и других характеристик деталей. Размерный анализ с одной стороны связан с контролем точности (метрологией), с другой – с обеспечением размеров и точности с минимизацией всех затрат (технологией).


1) Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину (отрезок прямой линии) с помощью условной мерки. (бумаги в клетку)Учить детей измерять объём сыпучих веществ с помощью условной меры (стаканчик) Развивать представление о том, что результат измерения объёма сыпучих веществ зависит от величины условной мерки. («Познавательное развитие»)

2) Побуждать детей комментировать свои действия, формировать умение отстаивать свою точку зрения («Речевое развитие»);

3) Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности; («Физическая развитие»)

Методы и приемы:

- практические – проблемная ситуация, опытно-экспериментальная деятельность.

- наглядные - рассматривание, наблюдение, демонстрация способов действия

- словесные– объяснение

Материалы и оборудование:

- демонстрационный материал для определения длины отрезка (условная мерка –бумага в клетку)

- демонстрационный материал для определения объёма сыпучих веществ с помощью условной мерки (2 стаканчика разной величины,чашка с крупой)

Детская деятельность - Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная- физминутка

Игровая - Дидактическая игра

Познавательно-исследовательская - экспериментирование, наблюдение за ходом опыта, решение проблемной ситуации

Коммуникативная- Вопросы, беседа

Музыкальная

Изобразительная

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Конструирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице) Самообслуживание - задания

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемые результаты

[/h4]

Ставит проблемную ситуацию «Как измерить ширину стола, если нет под рукой линейки?»(карандашом,книгой и т. д.) предлагают свои варианты ответов, испытывают их на практике. Имеют представление о том, как измерить длину предмета без линейки.

Вводит понятие условная мера (полоска бумаги в клетку). Объясняет правила пользования условной мерой. Демонстрирует способы действия Учатся пользоваться условной меркой при измерении длины объекта Имеют представление о том, как измерить длину предмета с помощью условной мерки (полоски бумаги в клетку) .

Д/и