Файл: Курсовой проект Развитие измерительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в игре. Выполнил студент Гнездилова Е. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Определи длину» Выбирают в группе объекты, которые можно измерить условной мерой, предложенной педагогом, определяют их длину.

(в условной мере- полоска бумаги в клетку). Умеют измерять длину объекта с помощью условной мерки (полоса бумаги в клетку)

Проводит физминутку Повторяют движения и текст физминутки за воспитателем Знают текст физминутки и выполняют движения.

Открывает приготовленную заранее чашку с крупой.

Задаёт наводящие вопросы:


- как узнать, сколько крупы в чашке?


-что для этого нужно сделать?

- чем можно измерить (колпачком от ручки, стаканчик от детской посудки и т. д.) Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответов Имеют представление о том, чем можно измерить объём сыпучего вещества

Объясняет правила пользования условной меркой для измерения объёма сыпучих веществ (стаканчик из детской посудки) учатся соблюдать правила пользования условной мерой. Имеют представление об условной мере при измерении объёма сыпучих веществ. Умеют соблюдать правила пользования условной меркой при измерении объёма сыпучих веществ

Показывает способы измерения сыпучего вещества (крупы) двумя разными по величине мерами при помощи детей Измеряют объем сыпучих веществ разными условными мерками (большим и маленьким стаканчиком) Умеют точно измерять объем сыпучих веществ разными условными мерками (большой и маленькой)

Задаёт вопрос о том,почему получились разные ответы при измерении сыпучего вещества (крупы) двумя разными условными мерками и отвечает на него, если дети испытывают трудности Отвечают на вопросы Имеют представление о том, что результат измерения зависит от размера условной мерки

Обобщает полученные результаты. Учатся делать выводы и четко их формулировать Умеют делать выводы и у них сформированы первые измерительные умения.

    1. Особенности представлений о размере, объеме и массе предметов у дошкольников.

Почему нигде нет ссылок на авторов? Вы же заимствовали тексты из книг!

Особенности восприятия величины предметов детей раннего и дошкольного возраста.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей.В этом процессе участвуют различные анализаторы
: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутри анализаторных и межанализаторных связей.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова,участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др.

Механизм восприятия величины у взрослого и ребенка общий. Однако даже у самых маленьких детей могут быть выработаны реакции на отношения между объектами по признаку величины.

Для образования самых элементарных знаний о величине необходимо сформировать конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться уже в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно-тактильными ощущениями от тех игрушек и предметов различных размеров, которыми оперирует малыш. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию константности восприятия.

Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером — важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте маленькими детьми производится практически путем наложения или приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.

Первичный опыт в умении различать величины долгое время носит локальный характер. Дошкольники прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом,который им хорошо знаком«Слон большой, а мышка маленькая». Маленький ребенок довольно часто в своих играх вообще игнорирует признак величины: старается уложить большую куклу в маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул и т. д.

Дети трехлетнего возраста ориентируются на о6ъем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.

Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов

, педагогическая работа строится в определенной последовательности.

Вначале формируется представление о величине как пространственном признаке предмета. Детей учат выделять данный признак наряду с другими,пользуясь специальными приемами обследования: приложением и наложением. Практически сравнивая контрастные и одинаковые по величине предметы, малыши устанавливают отношения «равенства — неравенства».Результаты сравнения отражаются в речи с помощью прилагательных: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине, шире, уже, одинаковые (равные по ширине, выше, ниже, одинаковые (равные по высоте, больше, меньше, одинаковые (равные по величине) и т. д. Таким образом, первоначально предусматривается лишь попарное сравнение предметов по одному признаку.

Практические приемы приложения и наложения применяются для составления упорядоченного ряда. Затем дети учатся создавать его по правилу. Располагая предметы (3—5 штук) в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, высоте и другим признакам,они отражают это в речи: самая широкая, уже, еще уже, самая узкая и др.

Задача последующей работы — закрепить умение строить сериационый ряд предметов по длине, ширине, высоте и другим признакам, правильно отражая это в речи, развивать глазомер детей, учить на глаз определять размеры различных предметов, сопоставляя их с величиной известных предметов, а также пользуясь условной меркой.

Формирование элементарных математических представлений в раннем и дошкольном возрасте создает фундамент для дальнейшего математического образования. Поэтому ребенку необходимо дать возможность представления о величине как важной части формирования элементарных математических представлений. Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов,участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка.


Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности. Дети учатся осознавать цель, осваиватьспособы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи.

Для того, чтобы легче усвоить знания о величине используют игровые приёмы. В современной педагогической теории игра рассматривается как вид деятельности ребёнка-дошкольника.

1.3.Содержание, средства, методы формирования представлений об измерении и измерительных действий у детей в дошкольных образовательных организациях.

В этот параграф обязательно включить анализ ФГОС ВО и Программы дошкольного образовании (4-5)!!!

Нет ссылок!!!

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка – дошкольника многосторонне. Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е. И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф. Н. Блехер еще в 20–30 годы указывали на необходимость обучения детей с дошкольного возраста измерению. Они в общих чертах определили объем и содержание знаний, пути и методы обучения.

Потребность в простейших измеренияхвозникает у детей в практических делах: сделать одинаковые по длине и ширине грядки, встать друг за другом по росту на занятиях по физкультуре, определить, чья постройка выше и т. д. В жизни детского сада и в домашних условиях часто возникают ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает его деятельность. Научившись правильно измерять, дети могут использовать свои умения в процессе ручного труда, аппликации, конструирования, при разбивке грядок, клумб, дорожек. Формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Итак, практическая и игровая деятельность детей, и хозяйственная деятельность взрослых – основа для ознакомления с простейшими способами измерения.

Измеряя, дети начинают точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т. е. пространственные признаки предметов. В процессе измерения дети не только обследуют предмет с качественной стороны, но и более глубоко познают его количественную характеристику.


Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений и требуется людям разных профессий. Измерительные действия помогают детям справиться с решением простейших глазомерных задач, дают возможность точнее оценить величину, длину, ширину, высоту.

Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно – действенного, наглядно – образного и логического мышления.Особенно активизируется причинное мышление: дети способны предположить, в каком направлении будет осуществляться изменение результата измерения в зависимости от размера мерок. В процессе измерительной деятельности у дошкольников развивается умение действовать по представлению, мысленно трансформировать образы, высказывать предположения и проверять их.

Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности. Дети учатся осознавать цель деятельности, осваивать способы ее достижения, подчиняться правилам, определяющим характер и последовательность действий, решать практические и учебные задачи. Измерение требует от детей точности и аккуратности при выполнении заданий. В детском саду измерительная деятельность носит элементарный, пропедевтический характер. Однако, она на столь содержательна, что позволяет успешно решать задачи математического развития дошкольников: уточнить и углубить целый ряд элементарных математических представлений, в доступной форме раскрыть перед детьми некоторые математические связи, зависимости и отношения. Измерение способствует совершенствованию счетной деятельности и формированию понятия числа, на основе измерения познается новая функция числа. Это обеспечивает постепенное углубление и расширение представлений детей о числе.

Процесс измерения позволяет обогатить не только количественные, но и пространственные представления детей. Взаимосвязь пространственно – количественных отношений легко осознается детьми в практической деятельности. Закрепляя умение выделять длину, ширину, высоту предметов, оценивать их величину с помощью условных мерок, детей подводят к пониманию трехмерности пространства, развивают у них представления об объеме.

Измерение можно успешно использовать для уточнения геометрических представлений.