Файл: «История развития менеджмента» (Управление в Союзе Советских Социалистических Республик).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В военное время в составе стратегов выбирался автократор, на которого возлагалось командование армией и вся власть в государстве.

Римское право первых веков новой эры (в период империи), по словам Маркса и Энгельса, «наиболее совершенная» форма права, покоящегося на частной собственности. Частное право – это нормы права, защищающие интересы отдельного лица или лиц в их взаимоотношениях с другими людьми. Первоначально полноправными людьми признавались только лишь римские граждане. Тот, кто не входил в общину, рассматривался как бесправный. В дальнейшем по мере расширения границ Империи потребовалось расширить и границы права, ибо в Римскую империю стали входить муниципии, колонии, общины и провинции. Все это требовало признания сторонами прав собственности, права заключаться договора, подтверждать из и нести ответственность за сделки.

Государства Аккад и Шумер имели мощный бюрократический аппарат и жесткую централизацию в управлении. Существует «Царский список», где обосновывалась тирания царской власти, изданы судебники с целью централизации правовых отношений в государстве. Шумера славится тем, что является обладателем древнейшей на земле письменностью[5], они первые создали поэмы, элегии, создали первый в мире библиотечный каталог. Они авторы первых медицинских книг, первого календаря для двух сезонов.[6]

Шумеры отличались от окружающих их народов. Они поселились в Двуречье и сразу принялись за строительство городов, организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Из-за отсутствия полезных ископаемых шумеры были вынуждены вступить в широкий товарообмен с соседями.

Правителем шумерского города в начальный период истории Шумера был «Эн».[7] Он был военным вождем, градоначальником, председателем парламента. Ниже приведены его функции:

    • Руководство общинным культом, особенно участие в обряде священного брака
    • Руководство строительными работами
    • Предводительство войском из лиц, зависимых от храма или от него лично
    • Председатели в народном собрании (прим. В совете старейшин общины)

Правитель и его люди должны были спрашивать разрешения на свои действия у народного собрания, состоявшего из «юношей и старцев города».

В Древнем Китая изначально история развития управление не отличалась существенно от других регионов Древнего мира. Внушительные изменения привнес Конфуций, чьим стилем было традиционное начало в управлении обществом. Он опирался на принцип гуманности и развитое чувство долга, основанное не на запугивании и тирании, а на собственном убеждении действовать во имя блага других. Он категорично не принимал появление новых законов. Административное деление территории на провинции и уезды, иерархическая структура чиновничьего аппарата, система наказаний, коллективная ответственность — это все это было сохранено после распада легизма[8] в сочетании с конфуцианством для полноценного управления империей. Управление как наука зародилась там в начале прошлого столетия. Сен-Симон написал ряд трудов, основанных на идее, что управление должно стать делом всех людей, обладающих необходимыми для этого позитивными знаниями и навыками.


Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна, разработавшего формулу смены династий. В соответствии с преподаваемым им учением Небо предоставляет мандат властелина тому, что воплощает в своем лице наиболее количество «Дэ». Под «Дэ» понимается честность и справедливость Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор, пока в них не исчерпается необходимые черты («Д»). Признаками утраты являются аморальность поведения правителя, его пренебрежительное отношение к подданым, нарушение им существующих принципов справедливости.[9]

Необходимо отметить, что важнейшим направлением ранней китайской управленческой мысли принято считать даосизм. Его основоположник Лао Цзы. Главная роль в даосизме отводится принципу воздержания от активных действий. То есть невмешательство выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародной активности властителей и богачей, как призыв воздержаться от притеснения народа и оставить его в покое.

«Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением «дао». Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов».[10]

Основными положениями даосизма являются:

  • Даосизм есть философия «недеяния», согласно которой именно бездействие, а не активность, приносит людям счастье и спокойствие
  • Все сущее развивается, изменяется само собой. Все сущее есть результат саморазвития
  • Даосизм – это не отсутствие всякого действия как такого, а отсутствие действия, которое идет вразрез с принципом саморазвития

Лао Цзы впервые за всю историю сформулировал принцип невмешательства государства в управление экономическими и социальными процессами, то есть, другими словами, можно сказать, что он был первым проявлением либерализма. Ниже приведен список основным принципов по Лао Цзы:

    • Лучший руководитель тот, о котором люди знают, что он существует, мудрый руководитель не делает ничего такого, что тормозит принцип саморазвития, и тогда общество процветает, пребывая в гармонии и спокойствии.
    • Идея ситуативности управления: методы и стиль управления выбираются управленцем по ситуации в соответствии с ней; нет изначально плохих или изначально хороших методов или стилей управления – есть соответствующие ситуации или несоответствующие (неадекватные»; мудрость управленца, искусство управления заключается в способности правильно выбрать метод и стиль управления, соответствующий конкретной ситуации (в условии кризиса нельзя управлять теми же методами, что и при нормальном развитии страны);
    • Управление страной при помощи знаний приносит ей несчастья, а без их применения приводит страну к счастью: трудно управлять людьми с достаточном количеством знаний; поэтому надо понизить уровень образования у населения; сердца и души простолюдинов (управляемых) надо делать «пустыми», а их желудки и кошельки полными. Тогда в обществе настанет покой и счастье.
    • Управлять легче малым и немногим, чем большим и многочисленным: Лао впервые поставил проблему оптимального размера объекта управления; масштабы объекта управления должны соответствовать масштабам субъекта управления. Нельзя малой группе людей властвовать над слишком большой территорией – не смогут управлять.
    • Нет для руководителя большего несчастья, чем незнание границы собственной страсти, и нет большей опасности, чем приобретение богатства: руководитель должен уметь сам ограничивать себя; руководитель не должен подменять достижение целей общества (организации) целями личного обогащения. Если это происходит, то следует крах общества, организации, а в конечном счете, и самого руководителя;
    • Руководитель должен начинать преодоление трудного с преодоления легкого (философия малых дел): «осуществление великого начинается с малого»: прежде, чем ставить перед собой системные цели, научитесь достигать целей локальных
    • Руководитель не должен быть самонадеянным. Уверенным в себе, но не самонадеянным.[11]

Таким образов, на базе рассмотренных принципов управления в различных странах, можно сделать вывод, что человечество с самых древних времен искало способ наилучшего управления страной и рабочим процессом.

Все эти государства положили начало современной цивилизации, и сегодня на их опыте у нас есть возможность учиться и перенимать драгоценный опыт, который достался человечеству кровью и усилиями. Естественно, и в современном мире не приходится без ошибок, но критично оценить их можно будет спустя время и при условии работы над собой для дальнейшего развития цивилизации.

    1. Управление в Союзе Советских Социалистических Республик

В данной главе будет рассмотрена система управления людьми, принятая и созданная в СССР.

В СССР существовала государственная идеология марксизма-ленинизма. В работах Ленина можно явно выразить идею о всеобщем благе, путем повышения сознательности и уровня образования у населения. СССР стремился к «уничтожению государства», как органа управления в итоге, так как по Марксу предполагается, что человечество способно достичь такого уровня сознательности и образованности, что потребность в государстве отпадет. Считалось, что «государство есть продукт общества на известной ступени развития и никоем образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу»[12], то есть из этого можно сделать вывод, что роль государства было промежуточной, не ставилось выше рабочих людей и имело исключительно направляющих характер.

«Особая роль советской власти объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что советская власть должна была не заменить одну форму эксплуатации другой формой, как это было в старых революциях, а ликвидировать всякую эксплуатацию; во-вторых, тем, что ввиду отсутствия в стране каких-либо готовых зачатков социалистического хозяйства, она должна была создать, так сказать, на «пустом месте» новые, социалистические формы хозяйства.» Лидеры этого общества намеревались построить совершенно иной уклад жизни, их целью было настолько поднять сознательность человека, что он бы перестал нуждаться в правителе. «Опираясь на экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, Советская власть обобществила средства производства, сделала их собственностью всего народа и тем уничтожила систему эксплуатации, создала социалистические формы хозяйства. Не будь этого закона и, не опираясь на него, Советская власть не смогла бы выполнить своей задачи.»[13]


В этом государстве разделяли понятия товарного и капиталистического производства. Сталин утверждал, что товарное намного старше капиталистического, и его наличие в государстве не обязательно приводит к капитализму. Идеей советского союза было объединение людей, путем повышения уровня сознательности каждого гражданина, чтобы каждый член общества мог «быть государством». Этого пытались достичь с помощью качественного образования, постоянных поисков повышения уровня жизни и культуры населения. В работе Сталина «Экономические проблемы социализма» есть цитата, вполне четко отображающая основную идею того строя:

«... Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.

Что требуется для этого? Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления. Таковы основные условия подготовки перехода к коммунизму.»

Исходя из этого текста можно сформулировать идею об общем благе, о том, что человек и его труд являлся главной целью этой идеологии. Также необходимо отметить то, что наука и научные достижения лидирующую позицию в жизни государства. Чтобы детальней рассмотреть влияние данной управленческой мысли следует привести некоторую статистику послевоенных годов, ущерб, причиненный в годы Великой Отечественной войны и статистику, отображающую жизнь населения после восстановления от войны.


В период войны страна понесла за тобой огромные потери. Восстановление было необходимо срочное и повсеместное. Завершение Великой Отечественной войны стало огромным облегчением для жителей СССР, но одновременно поставило перед правительством страны ряд неотложных задач. Вопросы, решение которых было отложено на время войны, теперь нужно было решить срочно. Кроме этого, властям было необходимо обустроить демобилизированных красноармейцев, обеспечить социальную защиту жертв войны и восстановить разрушенные хозяйственные объекты на западе СССР.

Во время войны немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили и сожгли:

1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень

Свыше 6 миллионов зданий и потеряли дом около 25 миллионов человек

31850 промышленных предприятий, вывели из строя мет. заводы, на которых выплавлялось около 60% стали до войны, шахты, дававшие свыше 60% добычи угля в стране

65000 км железнодорожной колеи и 4100 железнодорожных станций

36000 почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций и других предприятий связи

Разорили и разграбили десятки тысяч колхозов и совхозов

Уничтожено 17 миллионов голов крупного рогатого скота, 47 миллионов свиней, коз и овец

40 тысяч больниц и других лечебных учреждений

84000 школ, техникумов, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, 43000 библиотек общественного пользования

Таблица №1 [14]

Развернулось в больших размерах капитальное строительство в послевоенные годы. Необходимо было восстановить и построить тысячи крупных государственных промышленных предприятий. Ниже приведена статистика восстановления:

«В больших размерах развернулось капитальное строительство в послевоенные годы. За 1946–1950 годы было построено новых и восстановлено разрушенных во время войны 6200 крупных государственных промышленных предприятий. Вступили в строй Нижне-Туринская, Щекинская тепловые районные электростанции, Фархадская и Храмская гидроэлектростанции, Нива ГЭС III. Вошли в строй Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат и Канакерский алюминиевый завод. В химической промышленности вступили в строй Джамбулский и Кокандский суперфосфатные заводы, Ташкентский лакокрасочный завод; в машиностроении начали давать продукцию Калужский турбинный завод, Коломенский завод тяжелого станкостроения, Рязанский станкостроительный и Кутаисский автомобильный заводы, Бакинский электромашиностроительный завод, Красноярский и Ферганский гидролизные заводы, Бакинский комбинат асбоцементных и керамических изделий, вступили в строй Краснокамский и Ангренский мясокомбинаты. Были построены и введены в эксплуатацию крупнейшие газопроводы Саратов – Москва, Кохтла-Ярве – Ленинград, Дашава – Киев. В Москве была введена в эксплуатацию четвертая очередь метрополитена. Огромные работы проводились в четвертой пятилетке по восстановлению промышленных предприятий, разрушенных во время войны. В Украинской ССР были восстановлены Днепровская ГЭС имени В.И. Ленина, металлургические заводы Юга, среди них: Запорожский, Донецкий и Макеевский металлургические заводы; построено и восстановлено большое количество угольных шахт и других предприятий»[15].