Файл: Занятие. Здравствуй, театр!.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

«Здравствуй, театр!»
Задачи:

  • вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;

  • закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, драмтеатр, гапит); - знакомить с театральной куклой на гапите, обучать элементарным навыкам управления куклой;

  • воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;

  • активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов - понятий (кукловод, гапит, актёр).

Словарь: драматический театр, кукольный, гапит, театральная маска, режиссёр.

Материал: ширма, куклы на гапите 10 шт., магнитофон, театральные маски на палочке 14 шт. (грустные и весёлые), бутафория (подарки для кукол).

Ход занятия

1 часть.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Думаю, пришла пора нам с вами познакомиться. А теперь усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься.

- Скажите, вы любите волшебство?

- Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).

- А вы любите сказки?

- А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?

- А где их можно увидеть? (в театре).

- Ребята, а в нашем городе есть театры?

- Какие театры вы знаете? (экспериментальный, кукольный, музыкальный, казачий, молодежный)

-Слышали вы такое выражение: «Театр начинается с вешалки»? Как вы его понимаете?

-А кто по-вашему самый главный в театре? (зрители)

- Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)

- А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)

- Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.

- А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь? Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.


Этюд: “Котята”.

- Молодцы, настоящие котята!

- А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом - руки, потом - туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.

Этюд: “Снеговики”.

- Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

2 часть.

- Ну, а теперь вы можете присесть на стульчики, отдохнуть и посмотреть, что я для вас приготовила. (достаю маски 2 шт., весёлую и грустную)

- Что это, ребята? (маски)

- Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.

- Они одинаковые или разные? (разные)

- Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)

- Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг.

- Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски

- Ой, вас совсем не узнать!

- Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением.

- Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска!)

Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!

- А ты, маска, какая? (Я грустная маска!)

У грустной маски грустный голос, жесты и движения тоже выражают грусть. - А теперь все грустные маски, сделайте шаг в круг и повернитесь к весёлым маскам. И я предлагаю маскам поприветствовать друг друга.

- Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”

- А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”

- А можно я поприветствую вас? (надеваю маску)

“Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) - Я правильно передала голосом настроение маски?

- Почему неправильно?

- Какие, ребята, вы молодцы! Вас за масками невозможно было узнать!

Замечательно голосом и движением передавали настроение маски! А теперь можно положить маску и немного отдохнуть.

3 часть.

- Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, а теперь еще

немного поговорим о другом театре, кукольном.

- Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?

- Конечно, куклы!

- А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме?

- Помогают люди.

- А как называют людей, которыми управляют куклами?

- Их называют - КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.

- А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз!

- Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте!

- Эти куклы выступают на ширме, называются они - куклы на гапите.

- Что такое гапит? Это палочка, на которую надета кукла, палочка называется – ГАПИТ, от этого и название - куклы на гапите!

- Сегодня я научу вас управлять этими куклами, ведь вы будете кукловоды.

Кукла на гапите появляется постепенно, как будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, потом - плечи, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы - то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы - То та кукла, которая слушает - стоит не подвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?

- Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре?

- Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия - режиссёр. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.

- Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром.

- Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью кукол на гапите, для наших зрителей кукольный спектакль - сказку “День рождения ослика Иа». Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.

- Сейчас каждый из вас может подойти и выбрать себе куклу, которая вам понравилась. Кто выбрал куклу, проходите, садитесь на стульчики и познакомьтесь с ней.


- У кого из кукловодов оказалась наш именинник? Подойди, пожалуйста, покажись всем!

- Это - Иа, у него сегодня день рождения и он будет встречать гостей. Ваши куклы - его гости. И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле ожить, ведь вы ... (кукловоды)

- Ой, ребята, совсем забыла, а когда собираются на день рождения, то что готовят для именинника? (подарки, поздравления - красивые, нежные слова). А именинник приглашает всех гостей. Вы можете помочь вашей кукле выбрать подарок для именинницы. Посмотрите сколько их!

- Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!

Сказка “День рождения ослика Иа”

Жил - был ослик Иа. Он была очень добрым. Его любили не только друзья, но и все зверюшки в сказочном лесу!

И вот однажды, когда у Иа наступил день рождения, друзья и приятели решили поздравить его с праздником. Они приготовили для именинника подарки и поздравления.

Сначала к Иа пришёл Кролик! (кролик постепенно появляется на ширме)

Подошёл к нему и говорит: “Иа, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (кролик слегка покачивается, а Иа стоит не подвижно)

Ослик был очень рад приходу Кролика и его подарку и говорит: “Спасибо, кролик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”.

Кролик прошёл и уселся на стульчик. А в это время по тропинке бежал Пятачек. Он увидел ослика и радостно сказал: “Здравствуй, Иа! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе ... ”

Именинник поблагодарила Пятачка: “Спасибо, Пятачек! Проходи, пожалуйста!”. Поросенок с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с Кроликом.

- Только Пятачек уселся, как все услышали песенку, её напевал Слоненок, который тоже торопился с поздравлениями к своему другу.

Слоник подбежал к ослику и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок!”

Подарил Иа подарок и совсем было собрался уходить, как ослик сказал: “Спасибо, Слоненок, оставайся на праздник!”

Слоник поблагодарил Иа, пошёл и сел на стульчик рядом с Пятачком и тут все увидели, что к дому именинника скачет крошка Рут. Рут была очень робкой и стеснительной. Подошла и тихонько сказала: “Поздравляю с днём рождения!” Подарила Иа подарок и тихонько пошла домой. А ослика ей вслед и говорит: “Спасибо, Рут, оставайся на празднике!” Рут от удовольствия даже подпрыгнула, пошла и села рядом с Кроликом. И тут все увидели, что к Иа с поздравлениями идут Сова и мама крошки Рут - Кени. Сова шла впереди и звонко репетировала поздравление, а Кени шла за ним и всё думала, как она будет поздравлять Иа.


Подошли они к имениннику и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем ... Вот подарки от нас!”

Иа сказал: “Спасибо, проходите, пожалуйста!” Сова прошла и уселась рядом со Слоненком, а Кени - рядом с Рут.

Когда гости уселись, ослик увидел, что к нему в гости торопится Тигруля.

Он была как всегда в отличном настроении. Тигруля тоже нес подарок.

Подошёл он к ослику и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!”

Иа сказал: “Спасибо большое, проходи, пожалуйста!”

Тигруля с удовольствием прошёл и сел рядом с Винни.

Иа был очень рад гостям, но с нетерпением ждал своего друга Винни-Пуха. И тут он увидел, что по тропинке торопливо идёт Винни, а с ним Кристофер Робин. Когда Винни и Кристофер-Робин подошли, Иа сказал: “Я рад, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”

Винни и Кристофер поздравили именинника с днём рождения и подарили свои подарки. А потом они долго-долго праздновали и веселились!

Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру (аплодирую).

- Ну, что, ребята, понравились вам наши превращения?

- В каких театрах мы с вами побывали?

- Кем мы были в театре?

- В кого мы превращались, когда были актёрами драматического театра?

- А в кукольном театре кем мы были?

- С какими куклами познакомились?

- Чему мы с вами научились? (превращениям, кукловождению)

- А кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)

Мне очень понравилось у вас в гостях, я очень рада была с вами познакомиться. Теперь мы будем встречаться каждую неделю, я научу вас многим интересным театральным премудростям, и уже очень скоро мы поставим собственный спектакль. Договорились?! Всего доброго вам, ребята. До свидания.

  1. Игровая театральная педагогика.

Ситуативно-массовая сценка «Тысяча дней и одна Дочь».
Материал: карточки с названием роли
Действующие лица:

Занавес, Дуб, Попугай, Дочь старого вождя, Мягкая подушечка, Собачка, Разбойники, Лошадь (два человека- передняя и задняя часть), Молодой вождь, Дом, Камин.

  • Акт первый

Ведущий. Занавес открывается. На поляне растет красивый, раскидистый Дуб. На Дубе сидит Попугай, который чистит свои прекрасные перышки.