Файл: Лабораторная работа 1 Тема. Основы работы с электронной таблицей Excel. Цель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа №1
Тема. Основы работы с электронной таблицей Excel.
Цель. Приобрести практические навыки по созданию и оформлению ЭТ, вводу данных, использованию функции Автосумма.
Задание. Создать таблицу, показанную на рисунке.
| A | B | C | D |
1 | Среднегодовая численность работающих | |||
2 | Категории должностей | Механический цех | Сборочный цех | Всего |
3 | Рабочие | 295 | 308 | |
4 | Ученики | 15 | 12 | |
5 | ИТР | 14 | 15 | |
6 | Служащие | 12 | 14 | |
7 | МОП | 5 | 4 | |
8 | Пожарно-сторожевая охрана | 4 | 6 | |
9 | ИТОГО: | | | |
Алгоритм выполнения задания.
-
В ячейку А1 записать Среднегодовая численность работающих, завершение записи - Enter или стрелки курсора. -
В ячейку А2 записать Категории должностей. -
Увеличить ширину столбца А так, чтобы запись появилась в ячейке А2, для этого подвести указатель мыши на границу между заголовками столбцов А и В, указатель примет вид двунаправленной стрелки ↔, с нажатой левой кнопкой передвинуть границу столбца. -
В ячейки B2, C2, D2 записать соответственно Механический цех Сборочный цех Всего. -
Отформатировать текст в строке 2 по центру, для этого выделить ячейки А2:D2 с нажатой левой кнопкой мыши, выполнить команду По центру на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Формат/Ячейки/Выравнивание, в поле «по горизонтали» выбрать «по центру», щёлкнуть ОК. -
В ячейки А3:А8 записать наименование должностей, а в А9 написать ИТОГО: -
Подобрать ширину столбца А так, чтобы запись поместилась в ячейке А8, действия аналогичны п. 3. -
Отформатировать текст в ячейке А9 по правому краю, -
В ячейки В3:С8 записать цифровые данные по численности. -
Произвести суммирование численности по Механическому цеху, для этого выделить ячейку В9, выполнить команду ∑ (Автосумма) на панели инструментов Стандартная. -
Произвести суммирование численности по Сборочному цеху, повторив действия п.10 для ячейки С8. -
Произвести суммирование численности по категории Рабочие, для этого выделить ячейку D3, выполнить команду ∑ (Автосумма). -
Произвести суммирование численности по всем остальным категориям должностей, повторяя действия по п. 12. -
При выполнении команды ∑ (Автосумма) в некоторых ячейках столбца D происходит автоматическое выделение не строки слева от ячейки, а столбца над выделенной ячейкой. Для изменения неверного диапазона суммирования необходимо при появлении пунктирной рамки выделить нужный диапазон ячеек с нажатой левой кнопкой мыши, нажать Enter. -
В ячейке D9 подсчитать общую численность работающих, выполнив команду ∑(Автосумма) и указывая нужный диапазон с помощью мыши. -
Отформатировать заголовок таблицы, для этого выделить ячейки А1:D1, выполнить команду Объединить и поместить в центре (кнопка ←а→ на панели инструментов Форматирование). -
Оформить рамку таблицы, для этого выделить всю таблицу (А1:D9), выполнить команду выбрать вкладку Главная /Шрифт/Граница
Контрольные вопросы
-
Назначение и возможности табличного процессора Excel. -
Как создать новое окно документа в Excel? -
Какие величины могут быть помещены в ячейки таблицы Excel? -
Какая ячейка называется активной? -
Как ввести и редактировать данные в Excel? -
Как применяется функция Автосумма?
Лабораторная работа №2
Тема. Основы работы с электронной таблицей Excel.
Цель. Закрепить практические навыки по созданию электронной таблицы, вводу данных, использованию функции Автосумма, освоить оформление ячеек таблицы, команду Сортировка.
Задание. Создать таблицу, показанную на рисунке.
| A | B | C | D Е | |
1 | Выполнение плана предприятиями области | ||||
2 | Наименование предприятия | Среднегодовая стоимость основных фондов (млн. руб.) | Среднесписочное число работающих за отчётный период | Производство продукции за отчётный период (млн. руб.) | Выполнение плана (в процентах) |
3 | Авиаприбор | 3,0 | 360 | 3,2 | 103,1 |
4 | Стеклозавод | 7,0 | 380 | 9,6 | 120,0 |
5 | Медтехника | 2,0 | 220 | 1,5 | 109,5 |
6 | Автопровод | 3,9 | 460 | 4,2 | 104,5 |
7 | Темп-Авиа | 3,3 | 395 | 6,4 | 104,8 |
8 | Приборо-строительный завод | 2,8 | 280 | 2,8 | 108,1 |
9 | Автонормаль | 6,5 | 580 | 9,4 | 94,3 |
10 | Войлочная | 6,6 | 200 | 11,9 | 125,0 |
11 | Машино-строительный завод | 2,0 | 270 | 2,5 | 101,4 |
12 | Легмаш | 4,7 | 340 | 3,5 | 102,4 |
13 | ИТОГО: | 41,8 | 3485 | 55 | |
Алгоритм выполнения задания.
-
В ячейке А1 записать название таблицы. -
В ячейках А2:Е2 записать шапочки таблицы с предварительным форматированием ячеек, для этого:-
Выделить диапазон ячеек А2:Е2. -
Выполнить команду Правой кнопкой мыши/Формат Ячеек/Выравнивание. -
Установить переключатель «переносить по словам». -
В поле «по горизонтали» выбрать «по центру», ОК. -
В поле «по вертикали» выбрать «по центру», ОК. -
Набрать тексты шапочек, подбирая по необходимости ширину столбцов вручную.
-
-
Заполнить столбец А названиями предприятий, предварительно отформатировав диапазон ячеек А3:А13 по образцу ячейки В2, для этого:-
Выделить ячейку В2. -
Выполнить команду Формат по образцу на панели инструментов Стандартная (кнопка в виде кисточки), к указателю мыши добавится значок кисточки. -
С нажатой левой кнопкой мыши обвести диапазон А3:А13. -
Набрать текст с названиями предприятий, подбирая при необходимости ширину столбцов вручную.
-
-
Набрать цифровые данные таблицы. -
Подсчитать итоговые данные по столбцам, используя команду Автосумма. -
Рассортировать предприятия по разным видам показателей, для этого:-
Выделить шапочку заголовка «Выполнение плана (в процентах)» (ячейка Е2), выполнить команду Сортировка по возрастанию (значок А/Я↓ на панели инструментов Стандартная), проверить изменение таблицы. -
Выполнить команду Сортировка по убыванию значок (Я/А↓), проверить изменение таблицы. -
Повторить сортировки для столбцов D, C, В, выделяя соответственно ячейки D2, С2, В2.
-
-
Рассортировать предприятия по алфавиту:-
Выделить шапочку «Наименование предприятия», выполнить команду Сортировка по возрастанию (значок А/Я↓) -
Отметить, что в середину списка предприятий попала графа ИТОГО: -
Отменить результаты последней сортировки, щёлкнув по кнопке Отменить на панели инструментов Стандартная (закруглённая синяя стрелка). -
Для выполнения нормальной сортировки необходимо отделить пустой строкой итоговые данные таблицы, для этого:-
Выделить строку 13, щёлкнув по заголовку строки. -
Выполнить команду Вставка/Строки.
-
-
Провести сортировку по п. 7.1, отметить изменение таблицы.
-
-
Провести сортировку с помощью команды Данные/Сортировка, для этого:-
Выполнить эту команду. -
В диалоговом окне Сортировка диапазона установить переключатель Идентифицировать поля «по подписям». -
В поле Сортировать по выбрать из списка нужный заголовок. -
Установить переключатель «по возрастанию» (или «по убыванию»), ОК.
-
Контрольные вопросы
-
Перечислите и поясните основные типы входных данных, которые могут быть введены в ячейки электронной таблицы. -
Что надо сделать в случае ошибки при вводе данных? -
Как отредактировать содержимое ячейки? -
Как очистить ячейку? -
Как выполняется сортировка по возрастанию (убыванию)?
Лабораторная работа №3
Тема. Основные навыки работы с электронной таблицей Excel.
Цель. Приобрести и закрепить практические навыки по созданию электронной таблицы с использованием возможностей автозаполнения, автосуммирования и копирования.
Задание. Создать шаблон для заполнения электронной таблицы, показанный на рисунке.
| A | B | C | D | E | F | G | H |
1 | Ведомость выдачи заработной платы | | | | ||||
2 | № | Фамилия | Январь | | | | | Итого |
3 | 1 | Иванов | | | | | | |
4 | 2 | Петров | | | | | | |
5 | | Сидоров | | | | | | |
6 | | Глухов | | | | | | |
7 | | Галкин | | | | | | |
8 | | Смирнов | | | | | | |
9 | | Горшков | | | | | | |
10 | | Авдеев | | | | | | |
11 | | Сумма: | | | | | | |
Алгоритм выполнения задания.
-
Набрать заголовки таблицы, для этого:
-
В ячейке 1 набрать текст Ведомость выдачи заработной платы. -
Завершить ввод текста нажатием клавиши Enter, или стрелкой вниз ↓, или щёлкнуть левой кнопкой мыши в ячейке А2. -
В ячейке А2 набрать №. -
В ячейках А3 и А4 набрать соответственно цифры 1 и 2. -
Перейти в ячейку В2 стрелками ↓ и → или щёлкнув в ней мышью. -
Набрать Фамилия, затем в ячейках В3-В10 набрать указанные фамилии. -
В ячейке С2 набрать Январь. -
В ячейках С3 по D4 набрать цифры в соответствии с шаблоном. -
В ячейке H2 набрать Итого, в ячейке В11 набрать Сумма.
1.10 Уменьшить ширину столбца А, для этого установить указатель мыши на границу заголовков столбцов А и В, указатель примет вид двунаправленной стрелки ↔, с нажатой левой кнопкой передвинуть границу.
-
Заполнить таблицу с помощью операции Автозаполнение, для этого:-
Выделить диапазон ячеек А3:А4, прокатив по нему указатель мыши (в виде белого креста) с нажатой левой кнопкой. -
Установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной области, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до А10, ячейки заполнятся цифрами до 10. -
Выделить ячейку С2, установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной ячейки, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до ячейки G2, ячейки заполнятся названием месяцев до Мая. -
Выделить диапазон ячеек С3:С4, установить указатель мыши на правый нижний угол выделенной области, указатель должен принять вид тонкого чёрного креста ┼, протащить с нажатой левой кнопкой до ячейки С10, ячейки С3: С10 заполнятся цифровыми значениями. -
Выделить диапазон ячеек D3:D4, проделать операцию Автозаполнение как в п. 2.4, заполнив диапазон D5:D10. -
Выделить диапазон ячеек С3:D10, проделать операцию Автозаполнение, протащив маркер автозаполнения до ячейки G10, в результате должна быть заполнена вся таблица, кроме строки Сумма и столбца Итого.
-
-
Рассчитать сумму Итого, полученную каждым работником за пять месяцев, для этого:-
Выделить ячейку Н3, щёлкнуть по кнопке ∑ (Автосуммирование), расположенной на панели инструментов Стандартная. -
В этой ячеке в строке формул появится формула =СУММ(С3:G3), а диапазон ячеек, используемых в этой формуле, выделяется п3унктирной рамкой. Для закрепления формулы нажать клавишу Enter. -
Можно записывать формулу суммы в каждую ячейку столбца, но удобней воспользоваться функцией автозаполнения. Выделить ячейку Н3, проделать операцию автозаполнения для диапазона Н4:Н10. Этот диапазон должен заполниться суммами, соответствующими каждому работнику.
-