Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №94»
Ленинского района Нижнего Новгорода
Районная конференция исследовательских работ
обучающихся начальных классов
«Старт в Науку»
«Как мультфильмы влияют на психику ребенка»
Выполнила : Ладагина
Ксения Сергеевна
ученица 4-г класса
Руководитель: Смирнова
Дарья Владимировна
г. Нижний Новгород
2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1…………………………………………………………………………………………………………..5
1.1. История создания мультипликационных фильмов……………………………..5
1.2. Польза и вред мультфильмов ……………………………………………………………...7
1.3. Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов …………………10
Глава 2………………………………………………………………………………………………………...12
2.1.Результаты анкетирования среди обучающихся .. ……………………………..12
2.2.Результаты исследования и их анализ ………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………………………...15
Приложения…………………………………………………………………...………………………….16
Введение
Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но моя мама не разрешают мне и моей сестре смотреть все мультики подряд. Она утверждает, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. А какие мультфильмы предпочитают смотреть дети? Какие мультфильмы нужно смотреть, а какие нет? Как сделать правильный выбор? Мне стало интересно получить ответы на эти вопросы. Я решил изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.
В своей работе я попыталась разобраться, как мультфильмы влияют на психику детей.
Цель исследования: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Задачи исследования:
1.изучить историю мультипликации;
2.выяснить какую пользу и вред может принести выдуманный мир мультипликации;
3. провести анкетирование обучающихся 4г класса, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;
4. сравнить отечественные и зарубежные мультфильмы;
5. проанализировать результаты исследований, сделать выводы;
6. составить памятку «Мультфильм в жизни ребенка»
Объект исследования– учащиеся 4г класса.
Предмет исследования – мультфильмы отечественного и иностранного производства.
Гипотеза :
мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут оказаться полезными при выборе учащимися 4 «г» класса мультфильмов для просмотра, которые будут благоприятно влиять на развитие гармоничной личности и составлены практические рекомендации для школьников и оформлены в буклеты.
Полученные данные в ходе исследования, могут использоваться педагогами - психологами и учителями начальных классов в образовательных организациях для сопровождения обучающихся в младшем школьном возрасте.
Методы и методики исследования, которые использовала во время выполнения работы:
Изучение литературы, проведение анкетирования учащихся 4г класса, анализ полученных результатов, составление рекомендаций и буклетов
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1
1.1 История создания мультипликационных фильмов
По одной из версий, французы, как родоначальники этого вида искусства, считают днем рождения мультипликации 30 августа 1877 года. Немногим ранее, 20 июля 1877 года, Эмиль Рейно представил доклад перед членами Французской академии и продемонстрировал праксиноскоп – аппарат, собранный из коробки из-под печенья и зеркального барабана, и позволяющий просматривать на прозрачной ленте фазовые картинки, создающие иллюзию движения фигур. Первый же мультфильм был создан в 1892 году, когда состоялся первый сеанс «световых пантомим», в оптическом театре Эмиля Рейно. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображения на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.
Создание мультипликации - длительный, трудоемкий процесс. Но, несмотря на то, что сегодня все мультфильмы создаются во многих странах мира, не все их, оказывается, рекомендуется смотреть. Что же мы видим на экранах своих телевизоров? Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют хорошие эмоции ребенка, а другие наносят откровенный вред, делая детей злыми? Среди создателей мультфильмов существует два мнения те, кто копирует взрослую жизнь в мультфильмах, и те, кто создает именно детский мир с его собственными законами жизни. Современные дети все более тяготеют к подражанию взрослой жизни с ее агрессией и жестокостью, поэтому и предпочитают первый тип мультфильмов
Все дети выбирают мультики по принципу красочности, интереса и моды. А ведь много российских мультов создавалось на основе сказок. Советские мультфильмы по своей природе интересны сюжетом и заставляют мыслить. А каким образом дело обстоит с мультфильмами иностранными? Почти половина иностранных мультиков строится по старому, проверенному принципу: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание. Поэтому главные темы американских фильмов - конфликты и преступления.
Большинство современных мультиков имеют следующие признаки:
1. Яркие, действие происходит очень быстро.
2.Простой понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках.
3.Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму.
4.Мультик озвучен одинаковыми голосами переводчиков.
5.Много агрессии.
6.Однообразная музыка.
Имеются и более ранние версии создания анимационных фильмов, но полноценным мультфильмом их назвать нельзя. Они были только демонстрацией возможностей для камеры.
Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением.
Позднее, с появлением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране – «живое» кино или анимированное.
Если говорить о нашей стране, то надо отметить, что в 1936 году в СССР была основана киностудия «Союзмультфильм», что дало огромный скачок отечественной мультипликации.
1.2 Польза и вред мультфильмов
Для юных зрителей открывается огромное множество мультипликационных фильмов с разнообразными жанрами и сюжетами. Всем давно известен тот факт, что мультфильмы имеют огромное влияние на нервную систему ребенка. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребенка? Что выбрать для ребенка: зарубежные или отечественные мультики? Стоит ли позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? И сколько времени можно позволять проводить ребенку перед телевизором?Постараемся ответить на данные вопросы, учитывая мнения специалистов.
Дляначала следует рассмотреть положительное влияние мультфильмов на ребенка.
Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Герои мультиков демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребенка, главное найти золотую середину. У просмотра «правильных» мультиков есть целый ряд положительных моментов:
-
ребенок имеет возможность отдохнуть и отвлечься, получить психологическую разгрузку; -
ребенок учится воспринимать сюжет и логически мыслить; -
познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь, расширяют кругозор и т.д.); -
смена картинки на экране с звуковым сопровождением -
стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию; -
совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка.
А теперь рассмотрим негативное влияние мультфильмов на сознание ребенка, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики ребёнка.
-
Агрессия и насилие на экране. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийства (если главный герой агрессивен, он может наносить вред окружающим, и ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни). -
Полная безнаказанность (если плохой поступок персонажа не наказывается, а даже приветствуется, у ребёнка может сформироваться ощущение вседозволенности. -
Нет чёткой границы между добром и злом (даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей). -
Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям может вызывать агрессию детей. -
Неправильное формирование инстинкта самосохранения (если герои могут по нескольку раз умирать и оживать на экране, то нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить такой подвиг).
Часто родители обеспокоены нездоровой зависимостью своего ребенка от мультфильмов. Ребенок у телевизора ест и одевается, проводит перед экраном все вечернее время и отрывается от него только тогда, когда приходит пора ложиться спать. Обвинять ребенка в том, что он слишком много смотрит мультфильмы, попросту нельзя. Вероятно, родители уделяют ребенку слишком мало времени, если он нехватку общения с живыми людьми заменяет мультфильмами.
Итак, важным моментом является длительность просмотра. Нельзя резко в один день запретить ребенку смотреть мультфильмы. Это может привести к острому конфликту. Просто необходимо обратить внимание на ребенка и попытаться переключить его с поглощения мультфильмов на другие, более интересные занятия, например новые игры.
Итак, подводя итоги, следует отметить:
- Во-первых, утверждать, что мультфильм - абсолютное зло неправильно. Хороший мультфильм - это маленькая сказка, где животные умеют говорить, а добро всегда побеждает зло. Хорошие и позитивные истории могут научить ребенка многим добрым и полезным вещам.
- Во-вторых, существует ряд признаков, которые характеризуют вредные для детской психики мультфильмы. Детям не следует смотреть истории, в которых главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим, калечат или убивают других персонажей. Вредны для малыша и те мультфильмы, в которых отклоняющееся поведение героев никем не наказывается, не говорят, что так делать нельзя. В итоге у маленького ребенка расшатываются эталоны допустимого и неприемлемого поведения, хорошего и плохого поступка. Вредно на психику ребенка влияют и мультфильмы, в которых главные герои неуважительно относятся к животным, людям и растениям.