Файл: Практических заданий по дисциплине общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Группа Лх19П191


Студент




М.Н. Ершова







МОСКВА 2021


  1. Практическое занятие


В.М. Бехтерев. Психологическое определение личности

Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее развития составляет ту непосредственную цель, к которой прежде всего должен стремиться каждый из врачей, посвящающих себя изучению душевных расстройств. Руководясь этим, я полагаю, что собравшиеся здесь не посетуют на меня, если я займу их внимание вопросами, связанными с личностью и охраной ее здоровья и правильного развития с точки зрения врача-психиатра.
Прежде всего, мы должны выяснить для себя, что следует понимать под названием личности?
Должно иметь в виду, что в отношении психологического определения личности мы встречаемся еще с большими противоречиями в науке. Действительно, по поводу понятия личности высказывались различные взгляды и мнения в зависимости от того направления в своих основных воззрениях, которого держались различные психологические школы.
Мы полагаем, что кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека.
Таким образом, кроме внутреннего объединения и координации личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий.

В этом определении наряду с субъективной стороной выдвигается, как легко видеть, и объективная сторона личности.
Мы думаем, что в вопросах психологических мы не должны ныне пользоваться одними субъективными определениями. Психическая жизнь есть не только ряд субъективных переживаний, но она вместе с тем выражается всегда и определенным рядом объективных явлений.
В этих объективных явлениях собственно и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее внешний мир. Мы скажем более! Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность.
По Ribot , «реальная личность - это организм и его высший представитель – мозг, заключающий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижностью и деятельностью».
Мы не погрешим против истины, если скажем короче: личность с объективной точки зрения есть психический индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям.
Должно иметь в виду, что ни оригинальность ума, ни творческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокупность психических явлений со всеми их особенностями, выделяющая данное лицо от других и обусловливающая ее самодеятельность, характеризует личность с объективной ее стороны.
Умственный кругозор представляется неодинаковым между лицами различно образованными, но ни один из них не теряет права на признание в нем личности, если только он проявляет в той или другой мере свое индивидуальное отношение к окружающим условиям, представляясь самодеятельным существом. Только утрата этой самодеятельности делает человека вполне безличным; при слабом же проявлении самодеятельности мы можем говорить о слабо развитой или пассивной личности.
Итак, личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру.


  1. Практическое занятие


Задание 1:

Развитие личности

— это процесс, в ходе которого меняются системные качества личности человека, как результат его социализации и взаимодействия с окружающей социальной средой. 

Формирование личности - процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий социальной среды, воспитания, обучения; целенаправленное развитие личности или каких-либо её сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

Основа личности – внутренняя самоорганизация.

Психические свойства личности – это психические явления устойчивого характера, они влияют на человеческую деятельность и характеризуют личность с психологической и социальной стороны.

Воспитание качеств личности - системные воспитательные воздействия, приводящие к нужному устойчивому поведению.

Психические новообразования личности – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Задание 2:

Главные особенности личности определяются не столько генетической наследственностью, сколько развитием в ходе жизни.

У человека возник принципиально новый способ закрепления и передачи опыта старших поколений через продукты активности.

Соотношение биологического и социального есть величина необходимая для развития личности.
Задание 3:

Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что появившийся на свет человек обладает лишь одной способностью — стать человеком. Личностью не рождаются, а становятся. Возможность стать ею у него есть, но этой возможности нет ни у одного из животных, даже если поместить это животное в самые лучшие социальные условия, и это связано с природными предпосылками, с которыми человек рождается. Под влиянием обстоятельств, сопутствующих истории жизни человека, биологически обусловленные психологические особенности изменяются, формируются качественно новые психические образования и психическая деятельность постепенно все больше подчиняется социально обусловленным психологическим закономерностям, формирующимся свойствам личности. Как это происходит физиологически, научно объясняет физиология высшей нервной деятельности.

Задание 5.

Оба народа демонстрируют общительность и коммуникативный де­мократизм, что сближает две описываемые коммуникативные культу­ры. Однако американцы при этом демонстрируют в общении большую по сравнению с русскими коммуникативную приветливость, улыбчивость, жизнерадостность и шумность.

Русские проявляют большую по сравнению с американцами ком­муникативную доминантность, искренность и эмоциональность в об­щении, не любят пауз, любят разговор «по душам», высказывают мно­го оценок, любят спорить, поднимать в бытовом общении серьезные вопросы, лучше информированы по многим из них.

Русские не любят неэмоциональности, сдержанности, светских раз­говоров, задают незнакомым или малознакомым людям глубоко лич­ные вопросы и рассказывают о себе личную информацию.

Русские склонны к скромности при самопрезентации и к коммуни­кативному пессимизму (на вопрос «Как дела?» обычно отвечают «Ниче­го», а не «Fine» («прекрасно»), как обычно отвечают американцы), не склонны хвалиться своими успехами; американцы предпочитают аг­рессивную самопрезентацию, для них характерен коммуникативный оптимизм и демонстрация своих успехов.

Американское общение более деловито, прагматично, американ­цы более правдивы в сообщаемой собеседнику информации. При этом они нелюбопытны, менее информированы по вопросам, не затрагива­ющим их лично. Официальное общение в американской коммуника­тивной культуре гораздо более эффективно, чем в русской, в деловом общении официальные лица демонстрируют приветливость и добро­желательность.

Всемирно известный американский драматург Артур Миллер, срав­нивая американцев и русских, говорил, что американцев, в отличие от русских, не интересует, что вы действительно чувствуете и думаете.

Русские стремятся регулировать поведение окружающих, амери­канцы стараются этого избегать. Юмор в русском коммуникативном поведении не является частью бытового повседневного общения, как у американцев, а входит в развлекательное общение.

Американская дистанция общения гораздо больше, чем русская, американцы менее склонны к физическим контактам с собеседником, чем русские, Русская мимика и жестикуляция более интенсивная и раз­нообразная, чем у американцев.

Существенными оказываются и многие конкретные различия в об­щении русских и американцев. Перечислим наиболее яркие и суще­ственные из них.
Задание 10.


1.Свойства человека, обусловленные биологическими факторами – это: а) задатки.

2. Личностные свойства, обусловленные социально — это: б) ценностные отношения.

3. Личность — это: е) все ответы неверны.

4. Человека можно считать сложившейся личностью, если: а) в его мотивах есть иерархия.

5. Процесс социализации состоит в следующем: б) усвоении ребенком общекультурного опыта, в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил.

6. Источниками социализации выступают: а) передача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания, в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

7. В становлении личности участвуют механизмы: г) все ответы верны


  1. Практическое занятие


Бихевиоральное направление (Уотсон, Скиннер)

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.