Файл: 6. Платежный баланс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Некоторые методики составления платежного баланса выделяют односторонние государственные переводы в отдельную статью и не включают ее в сальдо текущих операций.

Текущими эти операции стали называть для того, чтобы отделить мировую торговлю товарами и услугами от международного движения капиталов и кредитов.

Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка иностранных ценных бумаг). Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывоза долгосрочного капитала и оказывают большое влияние на платежный баланс. Они не создают долговых обязательств, поскольку означают покупку собственности.

В результате этих инвестиций развивается международное производство, которое интегрирует национальные экономики в мировое хозяйство на более высоком уровне и прочнее, чем торговля.

В 2002 г. накопленная стоимость прямых заграничных инвестиций всех стран превысила 8 трлн долл. Вывоз предпринимательского капитала происходит интенсивнее, чем рост производства и внешней торговли, что свидетельствует о его ведущей роли в интернационализации и глобализации хозяйственной жизни. Более 2/3 стоимости прямых заграничных инвестиций составляют взаимные капиталовложения развитых стран. Это означает, что хозяйственные связи между ними укрепляются в большей степени, чем с остальным миром.

Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.

1. Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами.

По-иному выглядит картина с частными долгосрочными займами и кредитами. Здесь также развивающиеся страны прибегают к заимствованию у частных кредитно-финансовых институтов развитых стран. Но и в развитых странах корпорации активно используют привлечение ресурсов с мирового финансового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита.


2. Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары), перемещение денежного капитала между банками.

Межбанковские операции на мировом денежном рынке приобрели большой размах. Если в 60 - 70-е гг. преобладало стихийное перемещение «горячих» денег, что усиливало инфляцию и кризис Бреттон-вудской валютной системы, то в 80 - 90-е гг. основные потоки краткосрочных капиталов осуществляются через рынок евровалют.

Несмотря на совершенствование методики сбора и обработки статистических показателей платежного баланса, погрешности остаются значительными. Поэтому выделена статья «Ошибки и пропуски», в которую включаются данные статистической погрешности и неучтенных операций. Наиболее трудно поддается учету движение краткосрочного денежного капитала, особенно в периоды кризисных потрясений.

Поэтому статья «Ошибки и пропуски» примыкает к разделу платежного баланса, отражающему движение капиталов и кредитов, и ее показатели резко возрастают при кризисных ситуациях.

Заключительные статьи платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава официальных золотовалютных резервов.

Показатели платежного баланса и методы классификации его статей. Составление платежного баланса как отражение международных расчетов страны предназначено для выполнения как учетных, так и аналитических задач, тесно связанных между собой. Круг участников международных операций многообразен: отдельные страны и их группировки, национальные, иностранные и транснациональные корпорации, компании и банки, национальные и международные организации и учреждения, частные лица. Это приводит к необходимости учета, обработки большого числа данных, поступающих не только из национальных, но и из иностранных источников. Отсюда основным требованием становится единство содержания и методов исчисления однородных показателей. На достижение такого единства, придающего универсальный характер применяемым показателям, и возможность проводить их сопоставления, направлены рекомендации, содержащиеся в Руководстве Международного валютного фонда по составлению платежного баланса.



Эти рекомендации положены в основу составления платежных балансов стран - членов МВФ. В то же время отдельные страны вносят в правила составления платежных балансов свои элементы, обусловленные особенностями их экономики, внешнеэкономического положения, принятой системы национального счетоводства. Поэтому сопоставление показателей платежных балансов отдельных стран всегда содержит определенную долю условности и неточности, избежать которых невозможно. По этой причине вытекающие из подобных сопоставлений выводы указывают в первую очередь на масштабы анализируемых явлений, основные направления процессов и их последствия, но не могут претендовать на абсолютную полноту и точность оценок.


Разные определения платежного баланса. Обратимся к определению платежного баланса в зарубежной экономической литературе.

Анализ этих определений показывает, что они сводятся к прагматическому толкованию платежного баланса как формы статистического представления данных о внешнеэкономической деятельности страны.

В фундаментальной работе американских экономистов Вассермана и Уэйра по проблемам платежного баланса дается следующее определение: «Платежный баланс можно определить как статистическое представление экономических операций, которые имели место в течение данного периода между резидентами данной страны и представителями остального мира, т. е. другой страны, группы стран или международных организаций». В методических указаниях МВФ говорится: «Платежный баланс представляет собой таблицу статистических показателей за данный период, показывающую:

а) операции с товарами, услугами и доходами между данной страной и остальным миром;

б) смену собственности и другие изменения в принадлежащих данной стране монетарном золоте, специальных правах заимствования (СДР), а также финансовых требованиях и обязательствах по отношению к остальному миру и

в) односторонние переводы и компенсирующие записи, которые необходимы для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций и изменений, которые взаимно не покрываются». В соответствии с такими указаниями в платежный баланс рекомендуется включать не только данные о совершенных операциях, но и искусственно составленные показатели для балансирования операций.

Понятие резидента. Поскольку внешнеэкономические операции страны необходимо отделять от внутрихозяйственных операций, при составлении платежного баланса важное значение приобретают понятия резидента и сделки, трансакции, подлежащей учету. Внешнеэкономические операции совершаются конкретными организациями, фирмами или частными лицами, которые с точки зрения международных платежных отношений выступают либо резидентами данной страны, либо нерезидентами. Этот простой, казалось бы, вопрос трансформируется в сложную проблему в современных условиях, когда усиливается интернациональное переплетение капиталов, ТНК, миграция рабочей силы.

Руководство МВФ дает следующее определение: «Экономика страны рассматривается как совокупность хозяйственных единиц, более тесно связанных с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной территорией. Платежный баланс данной страны будет отражать либо операции этих
хозяйственных единиц с остальным миром, если указанные хозяйственные единицы рассматриваются как резиденты данной страны, либо операции этих хозяйственных единиц с данной страной, если хозяйственные единицы рассматриваются как нерезиденты по отношению к данной стране».

Вследствие применения системы двойной записи, указывается в Руководстве МВФ, в случае ошибки не произойдет нарушения баланса, но может возникнуть искаженное представление о совершенных операциях. Для его избежания необходимо универсальное определение резидента и его повсеместное правильное применение.

В США резидентами считаются правительственные учреждения, национальные компании и граждане, постоянно проживающие в стране. Что касается американских граждан, проживающих за границей (кроме государственных служащих), то отнесение их к числу резидентов США зависит от длительности их пребывания за пределами страны и других факторов. Заграничные филиалы американских корпораций и дочерние компании считаются для США иностранными фирмами. Аналогичная практика имеет место и в других ведущих странах.

В ФРГ резидентами с точки зрения платежного баланса считаются «физические и юридические лица, предприятия и т.д., для которых центр их хозяйственных интересов находится в данной стране независимо от их национальной принадлежности». В силу этого к резидентам в ФРГ относятся не только лица германского происхождения, но и иностранные предприниматели, обосновавшиеся в ФРГ.

Во Франции термин «резидент» означает физических лиц французской национальности, находящихся во Франции или за границей менее двух лет, а также иностранцев, находящихся во Франции более двух лет, за исключением иностранных служащих. Резидентами считаются также юридические лица во Франции, за исключением дипломатических и консульских представителей, работающих во Франции.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. 12-ФЗ (вступил в силу в 2004 г.) резидентами считаются:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства