Файл: Понятие ассоцианизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ассоцианизм первая психологическая школа.

  1. Понятие ассоцианизм

Ассоцианизм - первая психологическая школа, возникшая в XVIII в. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации. Понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов. Ассоцианизм скорее не какая-то определенная научная школа, а в большей степени - общий принцип, который служит основой для развития ряда конкретных теорий. Истоки его обнаруживаются еще в гносеологии Аристотеля, который в своем сочинении о памяти выделил три "соотношения" элементов, ведущих к образованию ассоциаций: сходство, контраст и смежность.

Ассоцианизм - это одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания.

Ассоцианизм стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу ассоцианизма легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм.

Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку:

  • идеи ощущений в ходе развития предшествуют идеям рефлексии (Reflection; Reflexion - умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания);

  • простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные;

  • знание основывается на опыте, источники опыта – ощущение и рефлексия;

  • из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка (tabula rasa), на коей можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже - и с проблемами психологии личности и психологией педагогической.

Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания.


  1. Основные принципы ассоцианизма:

  1. душа понимается как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте;

  2. в основе душевной жизни лежат простые элементы;

  3. психика построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;

  4. эти элементы – образы, ощущения – имеют чувственный характер, они первичны, а сложные психические образования – представления, мысли, чувства – вторичны;

  5. более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

6. условие образования ассоциаций - смежность двух психических процессов;

7. закрепление ассоциаций обусловлено живостью;

8. источник знаний о душе – самонаблюдение.

Наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными. Важно: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница.

  1. Этапы развития ассоцианизма.

1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания;

2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;

3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, характеризующийся попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
В начале 19 века ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой – сознание – был признан всеми без исключения учеными. Сознание рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциации. Методом психологии был метод интроспекции. Но метод самонаблюдения не мог оставаться основным методом, т.к. он субъективен и не может быть проверен математикой. К тому же он не может быть использован для исследования бессознательных процессов и при исследовании психики маленьких детей и животных. Поэтому психология должна была разработать новый объективный метод изучения душевной жизни.



Также на развитие психологии в этот период повлияло появление в 1859 г. эволюционной теории Дарвина, которая решительным образом повернула психологию к естествознанию. Идея о том, что целью психического развития является адаптация к среде, позволила пересмотреть предмет психологии. Психология из науки о сознании трансформировалась в науку о познавательных процессах

Одним из крупнейших представителей ассоциативного направления в этот период был Томас Браун (1778-1820). Его исследования были направлены на усовершенствование ассоциативной психологии, не подвергая сомнению ее постулаты. В частности, он пришел к выводу о том, что существуют законы ассоциаций двух степеней сложности.

Ассоциации по смежности, по сходству и по контрасту он относил к разряду первичных законов работы человеческого ума. Они изначально присущи сознанию. Эти первичные законы необходимы, но не достаточны, чтобы объяснить, почему заданным образом в сознании появляется именно такой, а не другой образ. Ведь перед умственным взором проходит бесчисленное множество образов, но лишь между немногими образуются стойкие ассоциации.

К первичным законам нужно присоединить вторичные. Браун разработал девять вторичных законов – частоты, новизны, длительности первоначального ощущения, необычности и т.д. Чем чаще осознаются какие-либо образы, чем более сильные эмоции они вызывают, чем свежее впечатление о них, чем они необычнее и т.п., тем больше шансов на установление связи между ними.

Важной идеей Брауна было положение, согласно которому отдельные ощущения могут сливаться в комплексы, в которых отдельные ощущения уже неразличимы. С этим было связано положение о наличии спонтанной ассоциации, при которой порядок идей может несколько отклоняться от порядка ощущений. Эти мысли Брауна были развернуты в законы творческой ассоциации, при которой у человека рождаются принципиально новые понятия.

Другим ученым, развивавшим это направление психологии, был Джеймс Миль (1773-1836) являющийся автором одной завершенной системы ассоциативной психологии. Он называет ее «ментальной механикой» или «ментальной физикой», в которой все психические процессы могут быть сведены к механическим по своей сути явлениям. Милль считал, что законы ассоциаций столь же непреложны, как и законы физики.

Отказавшись от идеи Брауна о спонтанных ассоциациях, Милль сформулировал закон: «Порядок и связь идей таковы, каковы порядок и связь ощущений». Таков подход классического ассоцианизма к содержанию сознания.


Элементами сознания являются ощущения и их бледные копии – идеи; в нечто более сложное они складываются благодаря последовательным и одновременным ассоциациям. Восприятие предмета строится на основе одновременных ассоциаций, т.е. целостное восприятие предмета возникает как результат связывания всех входящих в это целое ощущений разных модальностей (зрительных, вкусовых и т.п.)

А вот пример последовательной ассоциации: (лимон) – в прошлом опыте образовалась связь между ощущением кислого и гримасой. Когда появился «второй член» (гримаса), по ассоциации возник предшествующий ему «первый член» - ощущение кислого вкуса.

Таким образом, такой сложный процесс, как память, также сводился к определенному течению ассоциаций.

Процесс мышления также был объяснен механическим «сцеплением» соответствующих элементов, главным образом в виде последовательных ассоциаций.

Что такое решение задачи? «Удачное» попадание на нужную идею, ассоциативно связанную с каким-либо условием задачи. Вот и ставилась перед педагогами цель натаскать учеников на решение, например, математических задач так, чтобы «попадание» осуществлялось без помех сразу же после прочитывания условий задачи. Подобное понимание механизма мышления надолго осталось в педагогике.
Развитие ассоциативной психологии во второй половине 19 века
Одним из первых попытку перестроить ассоциативную психологию предпринял немецкий психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Его «Учебник психологии», выпущенный в 1834 г. стал новым этапом в развитии ассоцианизма.

Согласно Гербарту, душа непознаваема. Поэтому она не может быть предметом науки. Им могут быть феномены, доступные опытному изучению – представления. Этим термином он заменил термин «ощущение», подчеркнув тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Говоря об ассоциации представлений, Гербарт пришел к выводу, что представления не являются пассивным элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.

Представления могут быть в областях: «ясного сознания» - апперцепция, «сознания» - перцепция и бессознательного. Между этими областями пролегают границы, которые Гербарт называл «порогами». Одно и то же представление может в разное время находиться в разных областях; никаких особых препятствий для проникновения тех или иных представлений в сознание не существует.


Легче всего проникают в «ясное сознание» представления, которые для субъекта более значимы, обладающие большим зарядом, интенсивностью, а также те, которые имеют больше связей с прошлым опытом. Более ясные представления, «накопившись» в поле «ясного сознания», вытесняют другие за его порог.

Представления могут сливаться друг с другом, образуя комплексы, могут вытеснять друг друга. Эта концепция Гербарта, которую он назвал «теорией статики и динамики представлений», сыграла большую роль в теории обучения.

Впоследствии Джон Стюарт Милль (1806-1873) предложил свою систему ассоцианизма, которую стали называть «ментальной химией».

Милль-младший утверждал, что законы духовных явлений иногда аналогичны механическим, иногда же химическим законам.

Если на дух одновременно воздействуют много впечатлений или идей, то иногда имеет место процесс, подобный химическому соединению. Если конкретное сочетание впечатлений повторялось в опыте настолько часто, что каждое из них легко и мгновенно вызывает в уме всю группу, то идеи этих впечатлений иногда сливаются друг с другом в одно целое и кажутся уже не несколькими идеями, а одною – точно так же, как при быстрой смене перед глазами цветов спектра получается ощущение белого цвета. В этом случае правильно будет сказать, что семь цветов спектра производят белый цвет.

Точно также и относительно сложной идеи надо сказать, что она есть результат или порождение простых идей, а не то, что она состоит из них. Здесь мы имеем случаи психической химии: простые идеи порождают, а не составляют своею совокупностью идеи сложные. Знание же свойств простых идей не устраняет необходимости экспериментального изучения свойств позже возникшего явления (как знание свойств кислорода и водорода не устраняет необходимости изучения свойств воды).

Милль пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них три главных:


  • сходства (сходным идеям присуще возбуждать друг друга);

  • смежности (если два впечатления часто переживаются одновременно, то в тех случаях, когда одно из них возвращается в сознание, оно создает тенденцию к появлению и другого впечатления);

  • интенсивности (сила впечатления делает более вероятной частоту его слияния с другими).


Теория «ментальной химии» Милля-младшего сыграла важную роль в