ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
преодолении слабых сторон ассоциативного направления, хотя и перечеркивала всю систему «ментальной механики» Милля-старшего. Эта теория знаменует собой этап начала кризиса ассоцианизма.
Дальнейшее развитие психологии связано с эволюционной теорией Дарвина. С теорией эволюции в психологии появились два новых постулата – об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, т.е. о том, что все психические процессы не появляются в готовом виде, но проходят закономерные этапы в своем развитии.
Эволюционный подход в психологии отразился в концепции Александра Бэна (1818-1903). В работах «Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля» он доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании человека, но и те, которые лежат в основе его поведения. Большое внимание Бэн уделял рефлексам, инстинктам, навыкам. Именно в теории Бэна в предмет ассоциативной психологии было включено реальное поведение живого существа.
Истолковывая движущие силы поведения, Бэн вступил в противоречие причинной тенденцией в психологии, где главным механизмом поведения считался, еще со времен Декарта, рефлекс. Бэн противопоставил рефлексу спонтанное действие. Спонтанными он называл действия, для возникновения которых прямых физических причин недостаточно.
Навык образуется в результате спонтанных движений, т.е. беспорядочно повторяющихся случайных движений, из которых отбираются и закрепляются путем повторения те, что привели к успеху.
Большое внимание Бэн уделял факторам, которые определяют переход от инстинктивного поведения к поведению волевому. Апеллируя к эволюционной теории, он доказывал, что как природа, пробуя и ошибаясь, отбирает наиболее продуктивные виды, так и человек совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому не сразу, а постепенно. Человек отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакции на определенные события и предметы окружающего мира, которые и закрепляются в виде навыка или волевого, разумного действия.
Так появилась в психологии модель проб и ошибок, которая в дальнейшем была положена американской психологией в основу объективного исследования поведения.
Если Бэн способствовал фактическому изменению предмета психологии, то теоретическое обоснование этому было сделано социологом Гербертом Спенсером (1820-1903). Спенсер был основателем позитивизма, в русле которого он и пытался трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает теорию эволюции.
Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, т.к. считал его отождествление с сознанием неудовлетворительным. Он определил предмет психологии как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Т.о., он расширил предмет психологии, включив в него не только ассоциации между внутренними факторами, т.е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром.
Исследуя различные состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы в развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Т.о., и внутреннее и внешнее становилось предметом исследования психологии, что позволяло выработать объективные методы исследования, невозможные при сведении психики только к сознанию. Он подчеркивал уникальность психологии как единственной науки, которая рассматривает связь внешнего и внутреннего, в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем поле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология).
В своей работе «Основы психологии», вышедшей в 1872 г., Спенсер писал о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Т.е. на смену механистической детерминации пришла детерминация биологическая. Психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни существа усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.
В генезисе психики Спенсер выделял несколько этапов (частных форм адаптации к среде):
ощущение рефлекс
чувства инстинкт
память навык
разум волевое поведение
сознание поведение
Идея о связи интеллекта с адаптацией стала ведущей для психологии в начале ХХ века. Спенсер исследовал разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и живущим в разное время. Это позволило ему отказаться от прежних взглядов ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству, т.о., «сознание не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций». Эти врожденные ассоциации определяют разницу между мозгом европейца и туземца.
Теория Спенсера способствовала созданию экспериментальной психологии.
Итак, ассоциативная психология или ассоцианизм – направление в психологии, в котором понятие ассоциации выступает главным принципом всей психологической жизни человека. В этом направлении стремятся применять к поведению человека стремятся применять исключительно причинно-следственный подход. Мышление — это способы взаимодействия и сливания ассоциаций.
Дальнейшее развитие психологии связано с эволюционной теорией Дарвина. С теорией эволюции в психологии появились два новых постулата – об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, т.е. о том, что все психические процессы не появляются в готовом виде, но проходят закономерные этапы в своем развитии.
Эволюционный подход в психологии отразился в концепции Александра Бэна (1818-1903). В работах «Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля» он доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании человека, но и те, которые лежат в основе его поведения. Большое внимание Бэн уделял рефлексам, инстинктам, навыкам. Именно в теории Бэна в предмет ассоциативной психологии было включено реальное поведение живого существа.
Истолковывая движущие силы поведения, Бэн вступил в противоречие причинной тенденцией в психологии, где главным механизмом поведения считался, еще со времен Декарта, рефлекс. Бэн противопоставил рефлексу спонтанное действие. Спонтанными он называл действия, для возникновения которых прямых физических причин недостаточно.
Навык образуется в результате спонтанных движений, т.е. беспорядочно повторяющихся случайных движений, из которых отбираются и закрепляются путем повторения те, что привели к успеху.
Большое внимание Бэн уделял факторам, которые определяют переход от инстинктивного поведения к поведению волевому. Апеллируя к эволюционной теории, он доказывал, что как природа, пробуя и ошибаясь, отбирает наиболее продуктивные виды, так и человек совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому не сразу, а постепенно. Человек отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакции на определенные события и предметы окружающего мира, которые и закрепляются в виде навыка или волевого, разумного действия.
Так появилась в психологии модель проб и ошибок, которая в дальнейшем была положена американской психологией в основу объективного исследования поведения.
Если Бэн способствовал фактическому изменению предмета психологии, то теоретическое обоснование этому было сделано социологом Гербертом Спенсером (1820-1903). Спенсер был основателем позитивизма, в русле которого он и пытался трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает теорию эволюции.
Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, т.к. считал его отождествление с сознанием неудовлетворительным. Он определил предмет психологии как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Т.о., он расширил предмет психологии, включив в него не только ассоциации между внутренними факторами, т.е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром.
Исследуя различные состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы в развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Т.о., и внутреннее и внешнее становилось предметом исследования психологии, что позволяло выработать объективные методы исследования, невозможные при сведении психики только к сознанию. Он подчеркивал уникальность психологии как единственной науки, которая рассматривает связь внешнего и внутреннего, в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем поле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология).
В своей работе «Основы психологии», вышедшей в 1872 г., Спенсер писал о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Т.е. на смену механистической детерминации пришла детерминация биологическая. Психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни существа усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.
В генезисе психики Спенсер выделял несколько этапов (частных форм адаптации к среде):
ощущение рефлекс
чувства инстинкт
память навык
разум волевое поведение
сознание поведение
Идея о связи интеллекта с адаптацией стала ведущей для психологии в начале ХХ века. Спенсер исследовал разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и живущим в разное время. Это позволило ему отказаться от прежних взглядов ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству, т.о., «сознание не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций». Эти врожденные ассоциации определяют разницу между мозгом европейца и туземца.
Теория Спенсера способствовала созданию экспериментальной психологии.
Итак, ассоциативная психология или ассоцианизм – направление в психологии, в котором понятие ассоциации выступает главным принципом всей психологической жизни человека. В этом направлении стремятся применять к поведению человека стремятся применять исключительно причинно-следственный подход. Мышление — это способы взаимодействия и сливания ассоциаций.