Файл: 1. Классификация доходов бюджетов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Классификация доходов бюджетов

При составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов) следует руководствоваться Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденными Приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н (далее – Порядок № 82н).

Как и прежде, бюджетная классификация включает (п. 3 Порядка № 82н):

  • классификацию доходов бюджетов;

  • классификацию расходов бюджетов;

  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

  • классификацию операций публично-правовых образований.

Коды бюджетной классификации назначаются в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), прозрачности (открытости) (п. 5 Порядка № 82н). Определения указанных принципов остались прежними.

Согласно п. 7 Порядка № 82н код классификации доходов бюджетов состоит из 20 знаков. Структура двадцатизначного кода осталась неизменной – она является единой для бюджетов бюджетной системы РФ и включает следующие составные части:

– код главного администратора доходов бюджета (1–3‑й разряды);

– код вида доходов бюджетов (4–13‑й разряды);

– код подвида доходов бюджетов (14–20‑й разряды).



Рисунок 1 - Структура кода классификации доходов бюджетов

В силу п. 8 Порядка № 82н перечень главных администраторов доходов бюджетов устанавливается согласно положениям п. 3.2 ст. 160.1 БК РФ (до 1 января 2023 года – законом (решением) о соответствующем бюджете).

В частности, на основании п. 3.2 ст. 160.1 БК РФ перечень главных администраторов доходов:

1) федерального бюджета утверждается Правительством РФ, если иное не предусмотрено указанным пунктом (перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете);

2) бюджета субъекта РФ, территориального фонда обязательного медицинского страхования – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ;


3) местного бюджета – местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ.

Группа доходов имеет следующие значения (п. 10.1 Порядка № 82н):

– 100 – налоговые и неналоговые доходы (подгруппы 101–118);

– 200 – безвозмездные поступления (подгруппы 201–208, 218, 219).

Дальнейшая детализация кода вида доходов бюджетов осуществляется по соответствующим статьям и подстатьям, которые, как и прежде, утверждаются Минфином.

Остались неизменными и следующие элементы кода вида доходов бюджетов:

– 01 – федеральный бюджет;

– 02 – бюджет субъекта РФ;

– 03 – бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

– 04 – бюджет городского округа;

– 05 – бюджет муниципального района;

– 06 – бюджет Пенсионного фонда РФ;

– 07 – бюджет Фонда социального страхования РФ;

– 08 – бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

– 09 – бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;

– 10 – бюджет сельского поселения;

– 11 – бюджет городского округа с внутригородским делением;

– 12 – бюджет внутригородского района;

– 13 – бюджет городского поселения;

– 14 – бюджет муниципального округа.

Общим требованием к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы РФ является утверждение финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования перечня кодов подвидов доходов, включающего коды аналитической группы подвида доходов бюджетов в соответствии с п. 12 Порядка № 82н.

Коды подвидов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, Центральный банк РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения, утверждает Минфин (п. 11 Порядка № 82н).
2. Бюджетные и внебюджетные фонды в составе государственных доходов

Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми. Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов. Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.



Использование финансовых резервов бюджетных фондов регулируется соответствующими нормативными документами. ЦБФ формируются за счёт доходов целевого назначения и могут использоваться только для финансирования соответствующих целевых направлений. Все операции с такими средствами при этом проводятся исключительно через отделения Центробанка, а также главного управления казначейства Минфина. Учёт средств ведётся на бюджетных счетах, открытых в казначействе/Центробанке.

К числу федеральных бюджетных фондов можно отнести следующие госструктуры:

федеральный фонд компенсаций,

федеральный бюджетный фонд реформирования соцфинансов,

фонд софинансирования социальных расходов,

федеральный фонд развития регионов,

резервные бюджетные и другие фонды.

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:

1) в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 БК РФ;

неналоговые доходы:

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного пенсионного страхования - по нормативу 72,8 процента, если иное не установлено настоящим подпунктом;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, в части обязательного пенсионного страхования - по нормативу 80,1078 процента;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период;


страховые взносы по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, зачисляемые в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

взносы, уплачиваемые организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату ежемесячной доплаты к пенсии, зачисляемые в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

суммы пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 настоящего Кодекса, в части обязательного пенсионного страхования - по нормативу 75 процентов, если иное не установлено настоящим подпунктом;

недоимки, пени и штрафы по взносам, уплачиваемым организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - по нормативу 8,9 процента, если иное не установлено настоящим подпунктом;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей, с указанных выплат;


страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

суммы пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 настоящего Кодекса, в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - по нормативу 6,5 процента;

штрафы по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

недоимки, пени, штрафы и проценты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

доходы от размещения средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

денежные средства, полученные от обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления:

безвозмездные поступления от нерезидентов;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

прочие поступления;

3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования: