Файл: Автор Марапова Жанна апроверяющий Марапова Жанна аорганизация.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
1.2 Виды коллективных трудовых споров
Целью любой классификации является установление общего и особенного, нахождение системных связей между частями одного целого, и,
как итог, наилучшее уяснение сути исследуемого явления. В тоже время необходимо учитывать условный характер проводимого деления, поскольку один и тот же вид может быть отнесен к различным группам, не нарушая при этом общей логики выделения критериев.
К числу наиболее устоявшихся критериев классификации трудовых споров относят: предмет спора; субъектный состав; вид спорного правоотношения. В науке трудового права также предложено разграничивать споры по институтам (трудовой договор, заработная плата, трудовая дисциплина и др.) и по субинститутам трудового права (споры о заключении трудового договора, о переводах, изменении существенных условий труда,
перемещении, прекращении трудового договора и т.д.)
5
Исходя из вида спорного отношения выделяют споры, вытекающие из:
правоотношений по занятости и трудоустройству; трудовых отношений; из правоотношений по подготовке на производстве и др. [3, с. 14].
В зависимости от предмета спора традиционно выделяют споры об интересе и споры о праве. Впервые такая классификация споров была предложена И. С. Войтинским еще в 1917 г., обосновавшим наличие споров,
охраняемых правом, и споров, не охраняемых правом [4, с. 10]. Споры об интересе (в зарубежной терминологии – конфликты интересов) возникают в связи с требованиями установления новых (или изменения существующих)
условий труда в случае, когда наниматель вправе, но не обязан удовлетворить данное требование. Суть споров об интересе – установление новых условий труда на основе компромиссного решения.
ᱸˌˎˑ˓
5
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Мотина Е.В. Классификация трудовых споров в контексте оснований и правового значения // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.
Серия 4. Правоведение. 2016. Т. 6. № 1. С. 51.
ᱹˌˎˑ˓
37
37
10
Это споры по поводу установления,
изменения социально- экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. Примечательно также, что к числу основных трудовых прав работников отнесено право на защиту экономических и социальных прав и интересов К спорам об интересе индивидуального порядка относятся, например, споры об установлении неполного рабочего времени, о предоставлении дополнительных свободных от работы дней, о предоставлении отпуска в определенное время при условии, что наниматель не обязан устанавливать новые или изменять существующие условия труда. Иногда такие споры именуют неисковыми,
указывая на форму защиты такого интереса, или экономическими, исходя из сути требования.
Споры о праве (в зарубежной терминологии – конфликты права)
касаются применения норм,
установленных нормативными и
индивидуальными источниками регулирования отношений, входящих в предмет трудового права. К таким источникам, помимо законодательства,
следует относить локальные нормативные правовые акты, коллективные договоры, соглашения в их нормативной части, трудовой договор и иные индивидуальные соглашения о труде (ученический договор, договор о материальной ответственности, соглашение о совмещении профессий,
должностей и некоторые другие)
6
Объектом защиты в данном случае выступает субъективное право лица,
корреспондирующее соответствующей обязанности другой стороны правоотношения. Результатом разрешения спора о праве должно стать восстановление нарушенного права или устранение препятствий в его реализации. Это могут быть споры о взыскании заработной платы,
компенсации морального вреда, предоставлении отпусков, восстановлении на работе, взыскании материального ущерба и другие случаи. Данные споры
ᱸˌˎˑ˓
6
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Павловская О.Ю. Коллективные трудовые споры в современной России:
теоретико-правовой аспект / автореферат дис. ... кандидата юридических наук / Акад.
труда и соц. отношений. Москва, 2009. С. 14.
ᱹˌˎˑ˓
4
17
37
11
также называют исковыми. При этом в литературе такой подход не получил однозначной положительной оценки, т.к. способом защиты права в указанном случае может выступать не только иск, но и заявление, подаваемое в комиссию по трудовым спорам.
В зависимости от спорящего субъекта и существа затрагиваемых разногласий трудовые споры бывают двух видов: индивидуальные и коллективные. Подчеркнем, что, по нашему мнению, в данном случае следует вести речь не о двух самостоятельных критериях, а об одном составном критерии, позволяющем дать правильную оценку правовой природе трудового спора. В советской юридической литературе такие споры определялись как споры индивидуального и коллективного значения. Как известно, сторонами индивидуальных споров являются стороны спорных материальных отношений, относящихся к предмету трудового права:
по обеспечению занятости (наниматель и кандидат на рабочее место, относительно которого у нанимателя есть обязанность по приему на работу), трудовых (работник и наниматель),
по обучению на производстве (наниматель и работник,
проходящий обучение либо лицо, заключившее с нанимателем ученический договор).
Индивидуальный трудовой спор возникает по поводу реализации субъективного права или законного интереса. Сторонами коллективного трудового спора являются наниматель
(наниматели,
объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов.
Применительно к коллективным трудовым спорам разногласия сторон вытекают из социально-партнерских отношений. В рамках этого вида спора защищаются коллективные права и интересы.
С точки зрения субъектного состава можно выделять споры категорий работников, обладающих особенностями правового статуса: лица, несущие специальную дисциплинарную ответственность; лица, работающие в дипломатических представительствах и
консульских учреждениях
37
32
8
12
иностранных государств. По отношению к коллективным спорам можно выделить споры работников, обладающих правом проведения забастовки и споры работников, право на проведение забастовки которых ограничено.
Две приведенные выше классификации могут быть взаимосвязаны. Так,
индивидуальные и коллективные трудовые споры по своему предмету делятся на споры о праве и споры об интересе. При этом среди индивидуальных трудовых споров преобладают споры о праве, а среди коллективных – споры об интересе.
Также в литературе предлагается разделять споры в зависимости от порядка разрешения трудового спора: споры, разрешаемые во внесудебном порядке; споры, разрешаемые в судебном порядке; споры, разрешаемые в административном порядке. Важно подчеркнуть, что к предмету трудового права относится лишь часть отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров. Это споры, которые рассматриваются в КТС, в органах примирения,
посредничества и
арбитража для урегулирования индивидуальных трудовых споров.
Последний критерий классификации трудовых споров взаимосвязан с другими, а именно с предметом спора и субъектным составом. В
совокупности последние критерии предопределяют порядок разрешения спора, в том числе, подведомственность как условие реализации права на обращение за рассмотрением и разрешением трудового спора.
Итак, изучение видов трудовых споров имеет значение для правильного определения сторон спора, заинтересованных лиц, выбора способа защиты прав и законных интересов субъектов отношений, регулируемых трудовым правом.
37
13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ
ТРУДОВЫХ СПОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Практика урегулирования коллективных трудовых споров
Конституцией
Российской
Федерации
(ст.
37)
и трудовым законодательством России закреплено право работника на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку в случае разрешения коллективного трудового спора
7
Статья
46
Конституции
РФ
предусматривает,
что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия
(бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров
8
Представим комплексный анализ процедуры разрешения коллективных трудовых споров,
а также научно обоснуем предложения по совершенствованию трудового законодательства в этой части.
Разрешение коллективного трудового спора состоит из нескольких этапов:
рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
рассмотрение спора с участием посредников; разрешение спора в трудовом арбитраже.
Эти стадии носят название примирительных процедур и являются основными способами урегулирования коллективных трудовых споров.
ᱸˌˎˑ˓
7
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
// Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
8
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Мухтарова Е.А., Баландина С.И. Порядок разрешения коллективных трудовых споров // В сборнике: Сборник научных трудов сотрудников Вологодского института права и экономики ФСИН России. Под общей редакцией В.Н. Некрасова. Вологда, 2017. С. 166.
ᱹˌˎˑ˓
4
25
9
35
44
13
8
18
15
14
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и
участия в
ее работе.
Работодатель
(представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии». В связи с этим представляется целесообразным предусмотреть в ТК РФ отдельную статью, например 401-1 «Образование примирительной комиссии» (или «Организация примирительной комиссии»).
Представляется также более логичным и правильным привести название ст.
414 ТК РФ в соответствие с ее содержанием, а именно, вместо слов
«Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки» предусмотреть «Гарантии и компенсации работникам в связи с проведением забастовки».
Порядок разрешения коллективных трудовых споров предусмотрен главой 61 ТК РФ «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров». При этом кодексом закреплено право работников на забастовку в целях разрешения коллективного трудового спора. Право на забастовку,
порядок принятия решения о ее проведении, порядок ее проведения и определенные ограничения урегулированы в ст.ст. 409-415 ТК РФ
9
Правом на забастовку можно воспользоваться тогда, когда в случаях возникновения коллективного трудового спора после примирительных процедур стороны не достигают соглашения и их спор остается неразрешенным.
Забастовкой признается временный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Из этого можно выделить следующие положения
10
:
ᱸˌˎˑ˓
9
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от
25.022.20122) // Собрание законодательства РФ. – 2002 – № 1 (ч. 1),
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
C
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓ т. 3.
ᱹˌˎˑ˓
ᱸˌˎˑ˓
10
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Халитова В.З., Габдрахманова Э.В. Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 6 (57). С. 654.
ᱹˌˎˑ˓
15
18
39
1
18
8
32
29
18
14
15 1. Забастовка является коллективным актом, принятым определенной группой, а не отдельным работником.
2. Забастовка обладает временным характером, так как трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. После окончания забастовки работник приступает к дальнейшему выполнению своих трудовых обязанностей.
3. Забастовке присущ признак добровольности, согласно которому никто не может быть привлечен к забастовке против своей воли и никого нельзя принудить к отказу от участия забастовки.
На наш взгляд, право на забастовку – это гарантия и свобод работника,
но нельзя не признать, что забастовка является радикальным способом разрешения коллективного спора. Именно поэтому сторонами трудовых отношений необходимо урегулировать спор на более ранней стадии.
Изучение судебной практики показывает, что судебные постановления содержат многочисленные толкования по вопросам,
прямо не урегулированным в законе или урегулированным неоднозначно. В таких случаях правовые позиции судов по существу становятся источником права и оказывают существенное влияние на формирование практики применения законодательства о коллективных трудовых спорах и забастовках.
Предлагается системный подход к
принципам разрешения коллективных трудовых споров и рассматривать их как систему, состоящую из трех элементов
11
:
1) принципов, провозглашенных Международной организацией труда;
2) части отраслевых принципов регулирования отношений в сфере труда, имеющих значение для разрешения коллективных трудовых споров;
3) институциональных принципов социального партнерства.
ᱸˌˎˑ˓
11
ᱹˌˎˑ˓ ᱸˌˎˑ˓
Юшкина Т.В. Особенности и порядок разрешения коллективных трудовых споров // В сборнике: НАУКА РОССИИ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. сборник научных трудов по материалам XX международной научной конференции. Екатеринбург, 2020. С. 40.
ᱹˌˎˑ˓
8
16
То есть имеет место система принципов, включающая международный,
отраслевой и институциональный элементы. Данный вывод сделан на основе исследования основополагающих принципов,
сформулированных в
Конвенциях МОТ, законодательстве России, а также анализа мнений ученых.
Правовую основу регулирования порядка разрешения коллективных трудовых споров предложено рассматривать как систему иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов,
состоящую из международных актов (конвенций и рекомендаций МОТ), национальных законодательных и подзаконных актов.
2.2 Проблемы и перспективы трудового законодательства,
регулирующего коллективно-трудовые споры
Действующее законодательство устанавливает особый порядок разрешения коллективных трудовых споров. Но существующая процедура разрешения коллективных трудовых споров требует дополнительного правового регулирования.
Наше трудовое законодательство является достаточно «молодым» и поэтому на данный момент существует немалый ряд недочетов в данном вопросе. Для совершенствования порядка разрешения коллективных споров необходимо скорректировать некоторые нормы законодательства в данной сфере. В частности, необходимо внести изменение в ст. 410 ТК РФ, а также в
Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности», а именно следовало бы возложить обязанность по принятию решения об объявлении забастовки на профессиональный союз
(объединение профессиональных союзов)
работников. Данная поправка могла бы привести к сокращению сроков,
необходимых для принятия решения об объявлении забастовки.
8
8
9
1
4
12
18
45
18