Файл: 10 класс Урок 12 Учитель Макаренко Ж. Д. Тема урока Строение и функции клеточного ядра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эухроматин— деспирализованные (раскрученные) участки хроматина, имеющие вид тонких, неразличимых при световой микроскопии нитей, слабо окрашивающихся и генетически активных; гетерохроматин — спирализованные и уплотненные участки хроматина, имеющие вид глыбок или гранул, интенсивно окра­шивающихся и генетически не активных. 
Хроматин представляет собой форму существования генетического материала в неделящихся клетках и обеспечивает возможность удвоения и реализации заключенной в  нем информации.

3) Функции ядра. Главными функциями ядра являются:

- Хранение генетической информации и передача ее дочерним клеткам в процессе деления,

- Контроль жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза белков.

Здоровье сберегающие технологии.

Физкультминутка (ФМ) для улучшения мозгового кро­вообращения

1. Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле. .1 — голову на­клонить вправо; 2 — и.п.;

3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.;5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п. Повто­рить 3-4 раза. Темп медленный.

2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 -и.п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
V. Обобщение и систематизация изученного материала.

Задания для проверки знаний.

1) Тесты.

1.В ядрышках формируются

1. лизосомы 2. центриоли 3. рибосомы 4. жгутики.

2. Как обозначается гаплоидный набор хромосом в клетке?

1. n 2. 2n 3. 3n 4. 4n

3. В каких зрелых клетках млекопитающих отсутствуют ядра?

1. в лейкоцитах 2. остеоцитах 3. нейронах 4. эритроцитах.

1-3, 2- 1,3-4.
2. Впишите да, если утверждение верное.

- Ядро окружено одной мембраной (нет)

- Ядро заполнено ядерным соком ( да)

- В хромосомах содержится наследственная информация (да)
3.Найти соответствие между термином и его определением.

1 ядерная оболочка 2 ядерная пора 3 ядерный сок

4 хроматин 5 ядрышко 6 хромосома
А- двусторонний транспортный коридор, связывающий ядро с цитоплазмой;

Б – основной компонент ядра, носитель генов;

В - образование, состоящее из двух мембран: наружной и внутренней;

Г- участок ядра, где происходит формирование рибосом;


Д - жидкий компонент ядра, в котором «упакованы» хроматин и ядрышко,

Ж – нити, находящиеся в ядре между делениями клетки.

1

2

3

4

5

6

В

А

Д

Ж

Г

Б


№1 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.

№2 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.

№3 вопросы с 1-6 оцениваются в 1 бал.

9- баллов - «отлично»

7-8 баллов - «хорошо»

6-5 балла - «удовлетворительно»

4 и менее баллов- «неудовлетворительно»

Взаимопроверка. Оценка

2) Составление синквейна (работа в парах )

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

1. Ядро
2. Шарообразное, клеточное.
3. Регулирует, передает, определяет.
4. Это главная часть клетки.
5. Наследственность

VI. Итог урока (рефлексия).

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…"

VII. Домашнее задание. § 11, страница 31 отвечать устно на вопросы. Подготовить презентацию по теме «Деление клетки. Митоз»

Приложение 1 Маршрутный лист
Дата________________ ФИ__________________________________________
Тема урока: ________________________________________________________________

Составление кластера.
Ядро


_____________________________ ______________________________



__________ _____________ _________ _________ _______________
Приём Зигзаг-2 (Работа в группах).

Создание экспертной группы.

Проанализируйте текст, провести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию другому человеку из экспертной группы.

1-я группа.

- Изучить строение ядра.

- Назовите, какие функции выполняют ядрышки?
2-я группа.

- Что такое хроматин?

- Каково строение хромосом?

- Чем хроматин отличается от хромосом?
3-я группа.

-Что такое кариотип? Каков кариотип человека?

- Что такое гомологичные хромосомы?

- Каковы наборы хромосом в соматической и половой клетках? Почему?
Заполните таблицу, используя дополнительную литературу. ( Приложение №2)


Название составных

частей ядра

Особенности строения

Функции

1. Ядерная оболочка с порами







2. Ядерный матрикс







3. Хроматин







4. Ядрышки








1) Задания для проверки знаний.

1.Тесты.

1.В ядрышках формируются

А лизосомы Б. центриоли В. рибосомы Г. жгутики.

2. Как обозначается гаплоидный набор хромосом в клетке?

А. n Б. 2n В. 3n Г. 4n

3. В каких зрелых клетках млекопитающих отсутствуют ядра?

А. лейкоцитах Б. остеоцитах В. нейронах Г. эритроцитах.

2. Впишите да, если утверждение верное.

- Ядро окружено одной мембраной (нет)

- Ядро заполнено ядерным соком ( да)

- В хромосомах содержится наследственная информация (да)
3.Найти соответствие между термином и его определением.

1 ядерная оболочка

2 ядерная пора

3 ядерный сок

4 хроматин


5 ядрышко

6 хромосома
А- двусторонний транспортный коридор, связывающий ядро с цитоплазмой;

Б – основной компонент ядра, носитель генов;

В - образование, состоящее из двух мембран: наружной и внутренней;

Г- участок ядра, где происходит формирование рибосом;

Д - жидкий компонент ядра, в котором «упакованы» хроматин и ядрышко,

Ж – нити, находящиеся в ядре между делениями клетки.


1.

2.

3.

4.

5.

6.



















Взаимопроверка.

№1 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.

№2 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.

№3 вопросы с 1-6 оцениваются в 1 бал.

9- баллов - «отлично»

7-8 баллов - «хорошо»

6-5 балла - «удовлетворительно»

4 и менее баллов- «неудовлетворительно»

Взаимопроверка.

Оценка_______________

2) Составление синквейна ( работа в группах)

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).