Файл: 10 класс Урок 12 Учитель Макаренко Ж. Д. Тема урока Строение и функции клеточного ядра.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эухроматин— деспирализованные (раскрученные) участки хроматина, имеющие вид тонких, неразличимых при световой микроскопии нитей, слабо окрашивающихся и генетически активных; гетерохроматин — спирализованные и уплотненные участки хроматина, имеющие вид глыбок или гранул, интенсивно окрашивающихся и генетически не активных.
Хроматин представляет собой форму существования генетического материала в неделящихся клетках и обеспечивает возможность удвоения и реализации заключенной в нем информации.
3) Функции ядра. Главными функциями ядра являются:
- Хранение генетической информации и передача ее дочерним клеткам в процессе деления,
- Контроль жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза белков.
Здоровье сберегающие технологии.
Физкультминутка (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле. .1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.;
3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.;5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 -и.п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
V. Обобщение и систематизация изученного материала.
Задания для проверки знаний.
1) Тесты.
1.В ядрышках формируются
1. лизосомы 2. центриоли 3. рибосомы 4. жгутики.
2. Как обозначается гаплоидный набор хромосом в клетке?
1. n 2. 2n 3. 3n 4. 4n
3. В каких зрелых клетках млекопитающих отсутствуют ядра?
1. в лейкоцитах 2. остеоцитах 3. нейронах 4. эритроцитах.
1-3, 2- 1,3-4.
2. Впишите да, если утверждение верное.
- Ядро окружено одной мембраной (нет)
- Ядро заполнено ядерным соком ( да)
- В хромосомах содержится наследственная информация (да)
3.Найти соответствие между термином и его определением.
1 ядерная оболочка 2 ядерная пора 3 ядерный сок
4 хроматин 5 ядрышко 6 хромосома
А- двусторонний транспортный коридор, связывающий ядро с цитоплазмой;
Б – основной компонент ядра, носитель генов;
В - образование, состоящее из двух мембран: наружной и внутренней;
Г- участок ядра, где происходит формирование рибосом;
Д - жидкий компонент ядра, в котором «упакованы» хроматин и ядрышко,
Ж – нити, находящиеся в ядре между делениями клетки.
№1 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.
№2 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.
№3 вопросы с 1-6 оцениваются в 1 бал.
9- баллов - «отлично»
7-8 баллов - «хорошо»
6-5 балла - «удовлетворительно»
4 и менее баллов- «неудовлетворительно»
Взаимопроверка. Оценка
2) Составление синквейна (работа в парах )
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
1. Ядро
2. Шарообразное, клеточное.
3. Регулирует, передает, определяет.
4. Это главная часть клетки.
5. Наследственность
VI. Итог урока (рефлексия).
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"
VII. Домашнее задание. § 11, страница 31 отвечать устно на вопросы. Подготовить презентацию по теме «Деление клетки. Митоз»
Приложение 1 Маршрутный лист
Дата________________ ФИ__________________________________________
Тема урока: ________________________________________________________________
Составление кластера.
Ядро
_____________________________ ______________________________
__________ _____________ _________ _________ _______________
Приём Зигзаг-2 (Работа в группах).
Создание экспертной группы.
Проанализируйте текст, провести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию другому человеку из экспертной группы.
1-я группа.
- Изучить строение ядра.
- Назовите, какие функции выполняют ядрышки?
2-я группа.
- Что такое хроматин?
- Каково строение хромосом?
- Чем хроматин отличается от хромосом?
3-я группа.
-Что такое кариотип? Каков кариотип человека?
- Что такое гомологичные хромосомы?
- Каковы наборы хромосом в соматической и половой клетках? Почему?
Заполните таблицу, используя дополнительную литературу. ( Приложение №2)
1) Задания для проверки знаний.
1.Тесты.
1.В ядрышках формируются
А лизосомы Б. центриоли В. рибосомы Г. жгутики.
2. Как обозначается гаплоидный набор хромосом в клетке?
А. n Б. 2n В. 3n Г. 4n
3. В каких зрелых клетках млекопитающих отсутствуют ядра?
А. лейкоцитах Б. остеоцитах В. нейронах Г. эритроцитах.
2. Впишите да, если утверждение верное.
- Ядро окружено одной мембраной (нет)
- Ядро заполнено ядерным соком ( да)
- В хромосомах содержится наследственная информация (да)
3.Найти соответствие между термином и его определением.
1 ядерная оболочка
2 ядерная пора
3 ядерный сок
4 хроматин
5 ядрышко
6 хромосома
А- двусторонний транспортный коридор, связывающий ядро с цитоплазмой;
Б – основной компонент ядра, носитель генов;
В - образование, состоящее из двух мембран: наружной и внутренней;
Г- участок ядра, где происходит формирование рибосом;
Д - жидкий компонент ядра, в котором «упакованы» хроматин и ядрышко,
Ж – нити, находящиеся в ядре между делениями клетки.
Взаимопроверка.
№1 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.
№2 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.
№3 вопросы с 1-6 оцениваются в 1 бал.
9- баллов - «отлично»
7-8 баллов - «хорошо»
6-5 балла - «удовлетворительно»
4 и менее баллов- «неудовлетворительно»
Взаимопроверка.
Оценка_______________
2) Составление синквейна ( работа в группах)
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Хроматин представляет собой форму существования генетического материала в неделящихся клетках и обеспечивает возможность удвоения и реализации заключенной в нем информации.
3) Функции ядра. Главными функциями ядра являются:
- Хранение генетической информации и передача ее дочерним клеткам в процессе деления,
- Контроль жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза белков.
Здоровье сберегающие технологии.
Физкультминутка (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле. .1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.;
3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.;5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 -и.п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
V. Обобщение и систематизация изученного материала.
Задания для проверки знаний.
1) Тесты.
1.В ядрышках формируются
1. лизосомы 2. центриоли 3. рибосомы 4. жгутики.
2. Как обозначается гаплоидный набор хромосом в клетке?
1. n 2. 2n 3. 3n 4. 4n
3. В каких зрелых клетках млекопитающих отсутствуют ядра?
1. в лейкоцитах 2. остеоцитах 3. нейронах 4. эритроцитах.
1-3, 2- 1,3-4.
2. Впишите да, если утверждение верное.
- Ядро окружено одной мембраной (нет)
- Ядро заполнено ядерным соком ( да)
- В хромосомах содержится наследственная информация (да)
3.Найти соответствие между термином и его определением.
1 ядерная оболочка 2 ядерная пора 3 ядерный сок
4 хроматин 5 ядрышко 6 хромосома
А- двусторонний транспортный коридор, связывающий ядро с цитоплазмой;
Б – основной компонент ядра, носитель генов;
В - образование, состоящее из двух мембран: наружной и внутренней;
Г- участок ядра, где происходит формирование рибосом;
Д - жидкий компонент ядра, в котором «упакованы» хроматин и ядрышко,
Ж – нити, находящиеся в ядре между делениями клетки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В | А | Д | Ж | Г | Б |
№1 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.
№2 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.
№3 вопросы с 1-6 оцениваются в 1 бал.
9- баллов - «отлично»
7-8 баллов - «хорошо»
6-5 балла - «удовлетворительно»
4 и менее баллов- «неудовлетворительно»
Взаимопроверка. Оценка
2) Составление синквейна (работа в парах )
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
1. Ядро
2. Шарообразное, клеточное.
3. Регулирует, передает, определяет.
4. Это главная часть клетки.
5. Наследственность
VI. Итог урока (рефлексия).
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"
VII. Домашнее задание. § 11, страница 31 отвечать устно на вопросы. Подготовить презентацию по теме «Деление клетки. Митоз»
Приложение 1 Маршрутный лист
Дата________________ ФИ__________________________________________
Тема урока: ________________________________________________________________
Составление кластера.
Ядро
_____________________________ ______________________________
__________ _____________ _________ _________ _______________
Приём Зигзаг-2 (Работа в группах).
Создание экспертной группы.
Проанализируйте текст, провести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию другому человеку из экспертной группы.
1-я группа.
- Изучить строение ядра.
- Назовите, какие функции выполняют ядрышки?
2-я группа.
- Что такое хроматин?
- Каково строение хромосом?
- Чем хроматин отличается от хромосом?
3-я группа.
-Что такое кариотип? Каков кариотип человека?
- Что такое гомологичные хромосомы?
- Каковы наборы хромосом в соматической и половой клетках? Почему?
Заполните таблицу, используя дополнительную литературу. ( Приложение №2)
Название составных частей ядра | Особенности строения | Функции |
1. Ядерная оболочка с порами | | |
2. Ядерный матрикс | | |
3. Хроматин | | |
4. Ядрышки | | |
1) Задания для проверки знаний.
1.Тесты.
1.В ядрышках формируются
А лизосомы Б. центриоли В. рибосомы Г. жгутики.
2. Как обозначается гаплоидный набор хромосом в клетке?
А. n Б. 2n В. 3n Г. 4n
3. В каких зрелых клетках млекопитающих отсутствуют ядра?
А. лейкоцитах Б. остеоцитах В. нейронах Г. эритроцитах.
2. Впишите да, если утверждение верное.
- Ядро окружено одной мембраной (нет)
- Ядро заполнено ядерным соком ( да)
- В хромосомах содержится наследственная информация (да)
3.Найти соответствие между термином и его определением.
1 ядерная оболочка
2 ядерная пора
3 ядерный сок
4 хроматин
5 ядрышко
6 хромосома
А- двусторонний транспортный коридор, связывающий ядро с цитоплазмой;
Б – основной компонент ядра, носитель генов;
В - образование, состоящее из двух мембран: наружной и внутренней;
Г- участок ядра, где происходит формирование рибосом;
Д - жидкий компонент ядра, в котором «упакованы» хроматин и ядрышко,
Ж – нити, находящиеся в ядре между делениями клетки.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
| | | | | |
Взаимопроверка.
№1 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.
№2 вопросы с 1-3 оцениваются в 0,5 балла.
№3 вопросы с 1-6 оцениваются в 1 бал.
9- баллов - «отлично»
7-8 баллов - «хорошо»
6-5 балла - «удовлетворительно»
4 и менее баллов- «неудовлетворительно»
Взаимопроверка.
Оценка_______________
2) Составление синквейна ( работа в группах)
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).