Файл: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 411
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 371.011(021)
ББК 74.200.51Я73
Ш 64
Шитякова Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – 158 с.
ISBN 5-85716-550-4
Курс лекций посвящен подготовке педагогов к одному из актуальных направлений современного воспитания – духовно-нравственному. Он создан на основе экспериментальной программы спецкурса «Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях». Его главным отличием от аналогичных является отражение в нем особенностей современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников, а именно существование нескольких направлений деятельности педагога в этой области воспитания. Лекции могут быть использованы как в учебном процессе педагогических вузов, так и в процессе повышения профессиональной квалификации педагогов общеобразовательных учреждений.
Рецензенты: С.А. Днепров, д-р пед. наук, профессор УрГПУ
С.Г. Молчанов, д-р пед. наук, профессор, ректор ЧИДПОПР
Н.П.Рябинина, д-р пед. наук, профессор ЧГПУ
ISBN 5-85716-550-4
© Шитякова Н.П., 2004
© Издательство Челябинского государственного
педагогического университета, 2004
Введение
В условиях модернизации российского образования приобретает актуальность подготовка студентов педагогических вузов и педагогов образовательных учреждений к реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников. Она связана с возникшим противоречием между социальным заказом на воспитание духовности подрастающего поколения и недостаточной подготовкой педагогических кадров к соответствующей деятельности. Необходимость введения курса «Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях» обусловлена требованием государственного образовательного стандарта к обеспечению вариативности высшего педагогического образования. Он представляет собой курс по выбору и предполагает углубление знаний по учебной дисциплине «Теория и методика воспитания». Его изучение целесообразно на старших курсах в зависимости от учебных планов факультета. Он тесно связан и опирается на такие учебные дисциплины, как «История образования и педагогической мысли», «Теория и методика воспитания», «Возрастная психология», «Педагогическая психология» и др. Кроме того, данный курс может быть включен в программу повышения квалификации педагогов-практиков.
Целью настоящего курса является самоопределение студентов и педагогов в направлениях духовно-нравственного воспитания школьников на основе осмысления личной системы ценностей и совершенствования профессиональной подготовки.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
-
Углубление психолого-педагогических и этических знаний студентов и педагогов по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников. -
Развитие их интереса к исследованию и решению этих проблем. -
Стимулирование студентов и педагогов к осознанию собственной системы ценностей. -
Формирование и совершенствование исследовательских и конструктивных умений будущих специалистов и опытных учителей в области духовно-нравственного воспитания детей.
В структуре изучаемого курса выделяются следующие темы: «Сущность и взаимосвязь духовности и нравственности», «Теоретические основы духовно-нравственного воспитания», «Сущность духовно-нравственного воспитания личности», «Духовно-нравственные ценности как основа воспитания», «Основные направления духовно-нравственного воспитания школьников», «Современные программы духовно-нравственного воспитания школьников", «Практика духовно-нравственного воспитания», «Особенности духовно-нравственного развития детей и школьников в различные возрастные периоды», «Изучение нравственной сферы личности». Изучаемый курс отражает особенности современного состояния проблемы духовно-нравственного воспитания, главной из которых является отсутствие единства в подходах к ее решению. Лекции освещают противоположные позиции ученых и содержат их высказывания, которые нередко приводятся дословно. Это делается для стимулирования интереса студентов к самостоятельной работе по изучению научных трудов и формирования личной позиции. Задания для самостоятельной работы присутствуют в содержании каждой лекции.
В тексте используются разные шрифты и условные обозначения, которые призваны усилить активность восприятия и несколько снизить утомляемость, неизбежно возникающую при чтении больших информационных блоков. Поясним значение некоторых символов. Появление в тексте этого рисунка означает наличие вопроса, не имеющего однозначного ответа в современной педагогике и требующего серьезных размышлений студентов. Широкая стрелка с аббревиатурой СР указывает на задание для самостоятельной работы.
ЛЕКЦИЯ 1
СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ДУХОВНОСТИ И
НРАВСТВЕННОСТИ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ
-
вы сопоставите различные точки зрения на понятие «духовность», существовавшие как в истории человеческой мысли, так и отраженные в трудах современных исследователей; -
установите взаимосвязь духовности и нравственности, определите их иерархию.
А
Понятие духовности в истории человеческой мысли
Имманентный – внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы
Энтелехия – целеустремленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность
нтичная философия рассматривала дух и духовность чаще всего как теоретическую деятельность, которую, например, Аристотель называл мышлением о понимании, наслаждением теорией, хотя именно он впервые ввел понятие о душе как имманентной энтелехии органического тела. По его мнению, «немного существ обладают способностью рассуждения и размышления»; эти существа распадаются на две группы – люди и Бог [1, с.76, 302]. Однако дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое через сложное опосредование действительности, интуитивно, как считал Плотин [11, с.538 – 554].
В эпоху средневековья проявление качеств духовности соотносилось с Богом. Поскольку человек, согласно религиозной концепции, занимает промежуточное положение между земным миром и недосягаемым высшим существом, то степень его духовного роста определяется мерой приближения к высшему существу и отрыва от греховного, материального мира. Согласно Аврелию Августину, степень совершенства человека зависит от его воли направить свои усилия на достижения добра или зла. Однако свобода воли индивида зависима от высшей силы: «… чтобы ни предпринимал человек, сколько бы он ни совершенствовался в нравственности, он не может повлиять на предначертанную ему судьбу – быть спасенным или обреченным на гибель» [Цит. по: 8, с.27].
Эпоха Возрождения породила новое мировоззрение, новый взгляд на духовность. Человеку присуща духовность со всеми ее широкими (универсальными) характеристиками: величие духа, самосознание личности, сформированная воля, целеустремленность. Все эти качества, объединяясь, образуют основу духовности.
В эпоху Просвещения внимание мыслителей привлекает уровень духовного развития социума, и весь исторический процесс развития человечества рассматривается как процесс культурной продвинутости человека и всей социальной системы.
В немецкой классической философии наиболее целостно концепция духа представлена в работах Гегеля. В его учении «дух есть идея», и сущность духа философ определяет словом «идеальность». Духовное развитие, по мнению Гегеля, состоит в том, что дух делает себя тем, чем он был в себе. Оно трактуется как подъем «от единичного ощущения к всеобщности мысли, к знанию о самом себе, к постижению своей субъективности, своего «Я» - одним словом, только человек есть мыслящий дух, и этим – и при том единственно только этим – существенно отличается от природы» [4, с.40]. Таким образом, духовность философ понимал как результат углубленного самопознания и познания общих принципов, которым подчинено все существующее.
Особая роль в осмыслении понятия духовности как ориентации на высшие ценности принадлежит русским философам, социологам конца XIX - начала XX вв. Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Бердяеву, А. Лосеву, П. Флоренскому, С. Булгакову, С. Франку и др. Так, например, в трудах Н. Бердяева разрабатывался тезис о том, что «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни», ибо духовность – это «богочеловеческое состояние», достижение которого служит «освобождению от власти мировой и социальной среды» [2, с.52]. Он писал: «Глубинное «я» человека связано с духовностью. Дух есть начало синтезирующее, поддерживающее единство личности. Человек должен все время совершать творческий акт в отношении к самому себе. В этом творческом акте происходит самосозидание личности. Это постоянная борьба с множественностью ложных «я» в человеке. … Дух есть свобода и свободная энергия, прорывающаяся в природный и исторический мир. Дух есть не составляющая человеческой природы, а есть высшая качественная ценность. Духовная качественность и духовная ценность человека определяются не какой-либо природой, а сочетанием свободы и благодати» [там же, с.53].
Тема духовности оказалась в центре и современных исследователей, хотя не надо забывать
, что долгое время она не входила в число актуальных для философии советского периода. Более того, начиная с 30-х годов XX века, в науке происходило почти тотальное вытеснение проблематики духовности человека, поскольку основной задачей государственной идеологии становится превращение личности в средство развития общественного производства, ускорения научно-технического прогресса и т.п. Исследователи, имеющие то или иное отношение к тематике духовности, рассматривали последнюю исключительно под углом зрения общего состояния «духовной культуры общества», его «духовного мира», «духовного производства» и т.д. При раскрытии различных форм духовного сам термин нередко выступал как эпитет, указывавший на вторичность, зависимость от материального.
Для отечественной науки последних лет характерной является переориентация на осмысление самоценности человека, его сущностных характеристик, одной из которых является духовность. В связи с этим резко возрос интерес к проблеме духовности, появляется ряд исследований, обосновывающих понятия «душа», «духовное» как научные категории.
Современные ученые рассматривают понятие духовности в рамках четырех направлений. Представители первого направления ведут поиски духовности не столько в самом человеке и особенностях его личности, сколько в продуктах жизнедеятельности и определяют ее как результат приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре. Так, например, Н.Г. Дмитриева считает, что духовность личности – это «система ее ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, все то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и от чего грустим. Это наш духовный мир» [6, с.24] . Л.П. Буева [3] предлагает использовать это понятие при характеристике субъективного внутреннего мира личности, обозначая его как духовный мир. Под духовностью она понимает показатель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов. Проблему духовности она связывает с проблемой выхода человека за рамки узкоэмпирического бытия, преодоления себя вчерашнего в процессе обновления и совершенствования, восхождения личности к своим идеалам, ценностям и реализация их в своем жизненном пути. С позицией Л.П. Буевой можно и должно согласиться, особенно в части приобретения личностью смыслов идеалов, ценностей, выбранных личностью, т.к. только наличие смысла позволит человеку преодолеть узкоэмпирическое бытие. Однако использование такого толкования духовности в педагогической теории и практике все же затруднительно в связи с тем, что оно не дает ответ на вопрос «Какая иерархия ценностей, целей, смыслов является показателем духовности?».