Файл: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 413

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ругой пример разработки исследовательской программы вы найдете в статье М.И. Шиловой [16].

Содержание данной темы посвящено изучению нравственной сферы личности школьника. Это сделано не случайно, т.к. автор считает, что духовную сферу личности в силу ее закрытости, неизученности диагностировать нельзя, можно только получить опосредованную информацию о ее состоянии, т.к. нравственность и духовность личности взаимосвязаны и нравственность человека является одной из главных составляющих его духовной сферы. Тем не менее в педагогике существуют и другие мнения. Как вы ответите на вопрос: «Возможно ли диагностировать духовную сферу личности школьника?»

Библиографический список

  1. Абраменкова В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с.

  2. Анцыферова В. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследования Лоуренса Кольберга и его школы) // Психология личности. – 1999. – № 3. – С. 5 – 17.

  3. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков// Психология межличностного познания. – М., 1981.

  4. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста //Вопр. психологии. – 1974. – № 5. – С. 44 – 49.

  5. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 54 – 79.

  6. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка-Пресс, 1998.

  7. Монахов Н.И. К вопросу о выявлении показателей уровня воспитанности школьников // Сов. педагогика. – 1973. – № 9.

  8. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – Кн. 3.

  9. Новое в воспитательной работе школы /Сост. Н.Е. Щуркова, В.Н. Шнырева. – М.,1991. – 111 с.

  10. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М., 1979.

  11. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников /Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск, 2001. – 79 с.

  12. Соловцова Е.Е. Психолого-педагогическое исследование нравственной сферы младшего подростка //Школьные технологии. – 2001. – № 6. – С. 79 – 89.

  13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – С. 97 – 98.

  14. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1998. – 207 с.

  15. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

  16. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. – 2001. – № 5. – С. 40 – 45.



Заключение
Рассмотренные в курсе лекций аспекты духовно-нравственного воспитания школьников имеют своим назначением быть своеобразным ориентиром для профессионального самоопределения педагогов в соответствующей области воспитания.

Анализ состояния проблемы духовно-нравственного воспитания в современных педагогических концепциях позволил выделить несколько тенденций в ее решении:

  • определение сущности духовности через понятия «потребности», «способности», «состояние самосознания», «совокупность ценностей», что объединяет позиции педагогов, психологов, философов;

  • исследование проблемы духовно-нравственного воспитания во взаимосвязи с решением проблемы формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения;

  • выявление и обоснование различных систем ценностей как основы целей воспитания (общечеловеческие, этнические, религиозные и др.);

  • параллельное исследование духовного и нравственного воспитания как взаимосвязанных направлений;

  • изучение духовно-нравственного воспитания школьников как самостоятельного направления воспитательной работы;

  • определение духовности, духовной культуры, иерархии ценностей, духовно-нравственного становления личности в качестве результатов воспитания.

З
153
нания, полученные в ходе изучения данной учебной дисциплины, могут быть использованы в процессе реализации задач воспитания в общеобразовательных учреждениях разных типов. При их применении необходимо иметь в виду существование в педагогической теории и практике нерешенных проблем духовно-нравственного воспитания. Среди них: проблема определения сущности духовно-нравственного воспитания в сопоставлении с духовным и нравственным; проблема системы ценностей как основы целей духовно-нравственного воспитания; проблема взаимосвязи религиозных и светских традиций в воспитании подрастающего поколения и др. Их решением заняты в настоящее время как ученые, так и педагоги-практики. Возможно, к этому научному поиску подключатся и студенты педагогических вузов, изучившие данный курс.

Приложение

Материал для дискуссии на учебном занятии

Прочитайте нижеследующий текст и сравните два высказывания о сущности послушания и соотношении послушания и свободы.

«Высшая моральная ценность признавалась за послушанием, мотивированным страхом, между тем как с психологической точки зрения именно послушание лишено всякой нравственно-воспитательной силы, потому что заранее предполагает несвободное и рабское отношение к вещам и поступкам. Таким образом, основной психологический механизм, лежащий в основе нравственного воспитания, представлял из себя глубочайшее педагогическое заблуждение.



Чрезвычайно важно заметить, что данный механизм так глубоко въелся в плоть и кровь, что даже передовой педагог и образованный родитель не могут отделаться от этого классического приема, и когда мать говорит ребенку: «Не делай этого, а то мама не будет тебя любить», то она совершает ту же самую ошибку, только в более мягкой форме, что и полиция, сажая малолетнего вора за решетку. Ребенок действительно может воздержаться от проступка, но нравственное и воспитательное воздействие воздержания будет или равно нулю, или даже обозначаться отрицательной величиной, потому что оно куплено ценой страха и унижения, а не действительного перерождения ребенка. Вот почему моральная ценность послушания представляется нам ничтожной, и доброе поведение, купленное этой ценой, не является в наших глазах педагогическим идеалом» (1, 264).

«Мы привыкли думать о свободе в двух планах – в плане общественном, политическом, и в плане взаимных отношений, и определять свободу как наше право поступать так, как нам хочется. Но если подумать о значении слова свобода на разных языках, то раскрывается целый мир совершенно других и более богатых понятий, которые можно поставить в параллель с понятием «послушание». Чаще всего мы противопоставляем эти понятия: ты или слушаешься – или свободен. На самом деле между ними есть органическая и очень важная связь».

«Латинское либертас, которое дало слова, обозначающие теперь в нашей практике, в нашей жизни политические, общественные свободы: мое право распоряжаться своей судьбой, своей личностью, своей жизнью – было понятие юридическое. Оно означало изначальное общественное положение ребенка, родившегося от свободных родителей, не от рабов. Но ясно, что родиться с правами свободного человека вовсе не значит быть свободным или оставаться свободным. Если вы рождены с правами свободного человека, но стали рабом своих страстей в каком бы то ни было виде, то о свободе больше нельзя говорить. Человек, ставший наркоманом, порабощенный пьянством или любой страстью, уже не свободен. И поэтому свобода в этом понимании неразлучно связана с дисциплиной: чтобы, родившись свободным, таковым остаться, надо научиться владеть собой, быть хозяином себе. Если я не способен исполнять приказания, повеления своей совести или своих убеждения, то я уже не свободный человек, каково бы ни было мое общественное положение. И в результате этого два понятия сразу связываются с понятием свобода: способность владеть собой, и та прошколенность, которая к этому ведет, которая, в сущности, и есть послушание. Мы воспитываем ребенка путем послушания; но послушание можно понимать двояко. Можно его понимать как дрессировку, подобно тому, как собачку дрессируют: как только ты сказал: «делай» – она делает, «иди» – она идет, «беги» – она бежит. Этот род послушания, конечно, ничего общего не имеет с воспитанием человека в свободе; это никогда не приведет к свободе, это порабощение» (2, 191–192).


«Но есть понятие послушания совершенно иное. …Послушание в основе заключается в том, чтобы научиться всем существом своим – то есть всем умом, всей волей – вслушаться в то, что говорит другой. И цель его – именно перерасти себя благодаря тому, что ты вслушиваешься в мудрость или опыт другого человека. И от этого получаются не недоросли, а взрослые, зрелые люди, которые способны отрешиться от себя с тем, чтобы открыться голосу или образу другого человека. И когда эта способность вслушиваться испытывалась отцами в египетской пустыне посредством приказаний, которые казались просто абсурдными, цель была совсем не в том, чтобы людей дрессировать: «что я скажу, то ты и делай», а в том, чтобы в любую минуту они могли забыть свои соображения и исполнить то, что им сказано, как школа вслушивания в чужую душу, в чужой опыт, в чужое понимание. Такое послушание может привести к зрелости и к тому, что человек способен владеть собой. Если я могу отрешиться от своих мыслей данного момента, от своих эмоций данного момента ради того, что говорит другой человек, больше для меня значащий, чем я сам, тогда я освобождаюсь от себя путем овладения собой. И так это состояние свободнорожденного ребенка может перейти в состояние свободного гражданина, человека, который имеет над собой такую власть, что может в любую минуту контролировать свои желания, свои мысли, свои волеизъявления и даже свои телесные реакции» (2,192-193).

«Таким образом, послушание и свобода неразрывно связаны; одно является условием другого как школа. Но конечная цель такого послушания, начинающегося со слушания, вслушивания в мысли, чувства, опыт другого человека – научить нас такой отрешенности от своих предвзятых мыслей или владеющих нами чувств, что мы можем потом вслушиваться в волю Божию. Потому что, разумеется, услышать приказ живого человека во плоти гораздо легче, чем понять слово евангельское» (2,193).
Цит. по:

1. Выготский Л.С. Моральное поведение //Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – С. 249 – 270.

2. Сурожский Антоний. О встрече. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – 254 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ


3

В
5
ведение………………………………………………………………………

Лекция 1. Сущность и взаимосвязь духовности и нравственности……….

Л
16
екция 2. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

л
38
ичности ………………………………………………………………………


Л
51
екция 3. Сущность духовно-нравственного воспитания личности……...

Лекция 4. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания...……

Л
68
екция 5. Основы направления духовно-нравственного воспитания

школьников……………………………………………………………………

Л
86

101
екция 6. Современные программы духовно-нравственного

воспитания школьников………………………………………………………………

Лекция 7. Практика духовно-нравственного воспитания………………….

Л
116

137
екция 8. Особенности духовно-нравственного развития детей и

школьников в различные возрастные периоды…………………………....

Л
153
екция 9. Изучение нравственной сферы личности…………………….………….

З
155
аключение……………………………………………………………….…..

П
158
риложение…………………………………………………………………..

Оглавление……………………………………………………………………

Учебно-теоретическое издание

Шитякова Наталья Павловна

Особенности духовно-нравственного воспитания школьников

в современных условиях
Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям

педагогического образования
Редактор В.И. Антонова


Сдано в печать 19.05.04 Подписано в печать 25.03.04

Формат 60х84х1/16 Объем 8,8 уч.-изд. л.

Заказ № Тираж 200 экз.


Издательство Челябинского государственного педагогического университета

454080 г. Челябинск, пр. Ленина, 69
ISBN 5-85716-550-4
Отпечатано в типографии ЧГПУ. Ризограф

1 Эта программа может быть использована и в начальной школе.