ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр __________________________________________________
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
38.03.03 Управление персоналом
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Управление персоналом
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 1
по учебному курсу «Менеджмент»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Н.А Поганов | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | УПбвд-2101а | |
| | |
Преподаватель | Полякова Татьяна Валерьевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Практическое задание 1
Тема 2. Исторические тенденции развития менеджмента
Задание.
Составить таблицу «Основные научные школы менеджмента», выделив период существования, представителей и основные положения.
Основные научные школы менеджмента
| Научное управление | Административная школа | Школа человеческих отношений | Школа количественных методов |
Период существования | 1885- 1920 г.г. | 1920-1950гг. | 1930-1950 г.г. | (с 1950 гг. - по настоящее время): |
Представители | Фредерик У. Тейлор (1856-1915) — считается отцом классической теории научного управления. Пытался найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал как машина? были развиты его последователями — Г. Гантом, Ф. Гилбрейтом, Г. Эмерсоном | Основателем данной школы является Анри Файоль (1841 –1925) Макс Вебер – известный немецкий социолог. Большая часть его работ была написана в начале XIX в. и посвящена развитию теории структур власти. | Элтон Мэйо (1880-1949), основатель школы «человеческих отношений», провел «Хотторнский эксперимент», доказавший, что поведение человека в организации и результаты его труда полностью зависят от социальных условий. Э. Мэйо, М. Фоллетт, А. Маслоу. Теория человеческих отношений возникла на основе обобщения результатов экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы «Вестерн электрик» в г. Хотторне, которые продолжались 13 лет (1927- 1939 гг.). | Л.В. Канторович (лауреат Нобелевской премии), В. В. Новожилов, Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Гольдбергер и др. |
Основные концепции (идеи) | Его теория предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на работника и его подчинение управленцу. Побудительным мотивом и движущими силами трудовой деятельности Тейлор считал получение материального вознаграждения за труд и заинтересованность в личной экономической выгоде. Тейлор выдвинул четыре научных принципа управления: внедрение экономических методов работы; профессиональный подбор и обучение кадров; рациональная расстановка кадров; сотрудничество администрации и работников. | Файоль считал основным элементом эффективности процесс управления, который он рассматривал в качестве функции администрирования, предназначенной для помощи управленческому персоналу в достижении целей и выполнении задач предприятия. Данное положение об управлении представлено в основном труде ученого «Общее и промышленное управление», 1916 г. включает в себя 6 групп операций управления: техническую и технологическую (изготовление, производство, переработка), коммерческую (обмен, закупка, продажа), финансовую (эффективное управление капиталом, привлечение капитала), охранную (охрана физических лиц и собственности), учетную (балансовые ведомости, инвентаризация, статистика, издержки производства), административную (организация, контроль и координирование, распорядительство, планирование). По мнению Вебера, базисные концепции бюрократии совпадают во многом с концепциями научной организации менеджмента. Оба этих подхода акцентирую внимание на рациональности, предсказуемости, беспристрастности, технической компетентности и авторитаризме. Работы Вебера не имели такого практического характера как работы Тейлора, но сформированный им «идеальный тип» предприятия подходит и сегодня для описания деятельности многих организаций. | Школа человеческих отношений внесла в прежние концепции менеджмента следующие поправки: - увеличение внимания к социальным потребностям человека; - улучшение рабочих мест путем снижения отрицательных последствий сверхспециализации; - отказ от акцента на иерархичность власти и призыв к участию работников в управлении; - возрастающее признание неформальных отношений. Школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив. Поэтому к началу 1950-х гг. в дополнение к ней сформировались поведенческие концепции, направленные на изучение и развитие индивидуальных возможностей и способностей отдельных работников. Вклад школы человеческих отношений и школы поведенческих наук в теорию управления. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения производительности труда работников. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом. Теория мотивации работников. Согласование интересов труда и капитала путем мотивации. Концепция стилей управления и лидерства. | исходит из того, что математические методы и модели позволяют описывать различные бизнес-процессы и отношения между ними. Поэтому целесообразно проблемы, возникающие в бизнес-процессах организации, решать на основе исследования операций и математических моделей. Тезис «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» является основанием для присвоения этой школе другого названия: «школа науки управления». Эта школа применила экономико-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и подобное для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления. 1. углубление понимания сложных управленческих проблем, благодаря разработке и использованию моделей (исследование операций, моделирование, теория игр, теория решений, и пр.); 2. развитие количественных методов в помощь руководителям для принятия решений в сложных ситуациях. |