Файл: В. И. Вернадский. Научное мировоззрение и картины мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В.И. Вернадский прожил долгую, славную и сложную жизнь, большая часть которой прошла на фоне бурных событий, потрясших и изменивших основы российского общества. Ему приходилось творить в условиях, когда "администрация привыкла смотреть на знание и на науку как на неизбежное зло, как на опасное, хотя и необходимое орудие" 6.

Глава 2. Научное мировоззрение и картины мира В. И. Вернадского

В самом общем приближении мы устанавливаем в понятии «научная картина мира», во-первых, мировоззренческий философский смысл, во-вторых, научно-теоретическое представление о мире (или об отдельном фрагменте мироздания) 7.

В современном понимании, картина мира — это обобщенный образ, некая составляющая мировоззрения, которая включает в себя описание структурных особенностей организации окружающего мира, его регулятивных особенностей и генезиса.

В. И. Вернадский стал основоположником принципиально нового подхода в целом комплексе наук, изучающих различные аспекты процессов планетарного характера. Именно его работы заложили основы современного подхода к изучению планетарных процессов, и особенно широко использованное им понятие «ноосферы» Земли все в большей мере становится ведущим принципом изучения этих процессов 8.

Много внимания Вернадский уделял исследованию такого явления цивилизации как научное мировоззрение. Приступая к своим «Очеркам по истории современного научного мировоззрения», он считал необходимым определиться с тем, что же представляет собой научное мировоззрение*, как оно соотносится с другими формами сознания. «Очерки по истории современного научного мировоззрения»- курс лекций, цель которых В. И. Вернадский определял следующим образом: «... дать картину исторического развития... общих вопросов, если можно так выразиться, основных проблем современного точного описания природы»9. Изначально В. И. Вернадский указывает, что исследователь науки сталкивается с бесконечным числом фактов, явлений, которые наука уже освоила, переработала, положила в свое основание и из которых «...сложились идея и сознание единства природы, чувство неуловимой, но прочной и глубокой связи, охватывающей все ее явления — идея Вселенной, Космоса». Но процесс не окончен, в будущем человечество продолжит развивать эту идею. НМ- не есть что-нибудь законченное, ясное и готовое, оно строится человечеством постепенно, в различные эпохи оно претерпевает изменения. Все развитие НМ определялось поиском научной истины, истины абсолютной и вечной. В. И. Вернадский отмечает: «...часто приходится слышать, что то, что научно, то верно, правильно, то служит выражением чистой и неизменной истины. В действительности, однако, это не так. Неизменная научная истина составляет тот далекий идеал, к которому стремится наука, и над которым постоянно работают ее рабочие»
10.

Сейчас, лишь незначительные части НМ неоспоримо доказаны и могут считаться научными истинами в полном смысле слова. По мнению Вернадского, научная истина- та истина, которая соответствует действительности. НМ тесно связано с разными формами сознания: «Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение» искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание». И сейчас можно слышать, что понятия наука и истина тождественны, в отличие, например, от религии. Но нужно понимать, что «...«научное мировоззрение» не является синонимом истины точно так, как не являются ею религиозные или философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа»11. Как и искусство, философия, религия, НМ изменяется у разных народов в различные эпохи, имеет свои законы изменения и определенные формы проявления. Вернадский неоднократно подчеркивает, что в состав НМ вошли идеи из области философии, религии, которые были проверены научным методом и одобрены. Он высказывается следующим образом: «В концепциях ученых нашего века число и числовое соотношение играют такую же мистическую роль, какую они играли в древних общинах, связанных религиозным культом, в созерцании служителей храмов, откуда они проникли и охватили научное мировоззрение. Здесь еще и теперь видны, и живы ясные следы древней связи науки с религией. От религии же, как и все другие духовные проявления человеческой личности, произошла наука». От теологической идеи гармонии космоса, в котором все светила поют песнь Творцу, а тоны этой мировой гармонии выражаются для человека в закономерности и правильности окружающего мира, идет в науке идея всеобъемлющей математической формулы Лапласа, научные построения Гумбольдта. Наука не должна стремиться к подавлению религиозного сознания (например, побороть христианство), она должна черпать из него идеи, интересные для нее концепции, расширять через религиозные воззрения собственные горизонты. НМ тесно связано с эволюцией философского знания. Науки без философии быть не может. Наука не должна быть заменена философией, так же, как и вытеснить полностью философию наука не может. Философские системы содержат в себе бесконечные возможности толкования, например — концепции Платона и Аристотеля уже более двух тысячелетий вызывают все новые и новые теории. Философские системы «... глубоко индивидуальны и вследствие этого непроницаемы до конца; они дают постоянно новое отражение на вновь зародившиеся — хотя бы под их влиянием — запросы»

12. И этот опыт философии крайне продуктивен для науки. Философия и наука постоянно переплетаются в своей истории: новое НМ порождает новую философию, новые философские концепции ведут к расширению научного миросозерцания. Этот процесс особенно актуализировался в современности. Связь науки и философии проявляется и в следующем: «...аппарат научного мышления груб и несовершенен; он улучшается, главным образом, путем философской работы человеческого сознания. Здесь философия могущественным образом в свою очередь содействует раскрытию, развитию и росту науки»13. Философия, религия и наука должны теснейшим образом взаимодействовать. В. И. Вернадский пишет: «...говоря уже о неизбежном и постоянном наблюдаемом питании науки идеями и понятиями, возникшими как в области религии, так и в области философии, — питании, требующем одновременной работы в этих различных областях сознания, необходимо обратить внимание еще на обратный процесс, проходящий через всю духовную историю человечества. Рост науки неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ философского и религиозного сознания человеческого духа; религия и философия, восприняв достигнутые научным мировоззрением данные, все дальше и дальше расширяют глубокие тайны человеческого сознания»14. Научные выводы должны быть освоены религией и философией, осмыслены и переработаны ими уже в своих границах. Подобный процесс продуктивен как для науки, так и для развития философии, религии, общества. Развитие научных теорий, концепций обозначает эволюцию одного и того же общего научного мировоззрения, как подчеркивает В. И. Вернадский: «...было бы крупной ошибкой считать борьбу копернико-ньютоновой системы с птолемеевой борьбой двух мировоззрений, научного и чуждого науке; это внутренняя борьба между представителями одного научного мировоззрения»15. НМ имеет непосредственную связь с социальной действительностью. Например, «...организация церкви и университетов могущественно отразилась на тех вопросах, которые возникали в науке в средние века. Борьба рабочего сословия, рост капиталистических предприятий выдвинули перед экономической наукой новые вопросы и придали некоторым чертам современного научного мировоззрения особенно жизненный отпечаток интересов дня»16. В. И. Вернадский подчеркивает, что НМ приспособляется к формам жизни, господствующим в данном обществе. И в то же время — НМ часто оказывает сильное влияние на общественные реалии. Исследуя НМ, Вернадский много пишет о роли личности в науке. Он подчеркивает, что воля отдельного человека способна определить движение научного поиска. В целом, НМ «...есть создание человеческого духа, проявление человеческой личности и, очевидно, должно развиваться, если условия, ему благоприятствующие, находятся в соответствии с теми общими условиями среды, в которых развивается человеческая личность»
17. В. И. Вернадский добавляет: «Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа»18. Пытаясь определить, что же есть научное мировоззрение, В. И. Вернадский делает вывод: «Именем научного мировоззрения мы называем представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой; под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания. Отдельные частные явления соединяются вместе как части одного целого, и в конце концов получается одна картина Вселенной, Космоса, в которую входят и движение небесных светил, и строение мельчайших организмов, превращения человеческих обществ, исторические явления, логические законы мышления или бесконечные законы формы и числа, даваемые математикой»19. И добавляет, что в научное мировоззрение «...входят также теории и явления, вызванные борьбой или воздействием других мировоззрений, одновременно живых в человечестве. Наконец, безусловно, всегда оно проникнуто сознательным волевым стремлением человеческой личности расширить пределы знания, охватить мыслью все окружающее»20. Характеристики НМ будут неизменными относительно любых наук — исторических, социальных, технических, естественных, гуманитарных и т. д. Все науки развивают одно НМ, дополняя, проясняя его. НМ ставит перед собой главную задачу — овладеть силами природы для пользы человечества. Ученый всегда должен чувствовать свою ответственность перед судьбой человечества и ту пользу, которую он должен принести. «Посмотрите, как такие основные требования научного мировоззрения бьют в один темп с ходом жизни человечества. Неуклонно развивается свободная личность, идет широчайшая демократизация общества, культурный мир охватывает весь земной шар, задачей государства становится помощь обездоленным. В унисон с этими элементами будущего человечества идет научная деятельность, и в связи с ними развивается научное мировоззрение»21. Этими задачами, стоящими перед наукой, определяется интерес к НМ, характерный для современности. В этом залог его будущего развития. В основе НМ лежит метод научной работы — «...определенное отношение человека к подлежащему научному изучению явлению». Научный метод- это орудие, которым проверяется научное мировоззрение. Большинство ученых делится на два лагеря: поклонники дедуктивного или индуктивного метода. Но спор о большем или меньшем значении дедукции или индукции есть спор философский. В науке оба метода значимы, взаимодополняемы. Для научного мировоззрения характерен боевой характер, выражающийся в борьбе с идеями (внешними, по отношению к науке, и внутренними), противоречащими научной истине. В истории мы видим множество подтверждений тому. В. И. Вернадский пишет о позитивном значении этой черты для прогрессивного развития НМ. Важным фактом культуры должна быть свобода критики научных концепций. В этом процессе проявляется «научная индивидуальность», которая может противостоять всему научному сообществу и доказывать истинность своего научного миросозерцания и тем самым развивать научное мировоззрение эпохи. «Истина нередко в большем объеме открыта этим научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли», — пишет В. И. Вернадский
22. И добавляет: «...научная мысль развивается сложным путем, и что для того, чтобы доказательство истины было понятно современникам, нужна долгая работа и совпадение нередко совершенно исключительных благоприятных условий». Ученый же, который, несмотря на все трудности, отстаивает те идеи, которые считает истинными, достоин самого глубокого уважения. Он является живым примером НМ. В этом залог его будущего развития.

Глава 3. Естественнонаучная картина В. И. Вернадского

Кроме очень важных прикладных исследований В. И. Вернадский внес большой вклад в развитие современного научного мировоззрения. Он создал уникальную биологическую картину мира, в основе которой лежит ее концепция о ноосфере. Этим самым Вернадский дальше развивает идеи русского космизма Николая Федорова. Изучая биосферу, он указывает, что в её содержание входит как живое, так и неживое вещество (результаты переработки живого; абиотическое; биокосное, под которым он понимал то, что находится на границе живого и неживого, например, почва; вещество, находящееся на стадии радиоактивного распада; неорганизованные (рассеянные) атомы; объекты, имеющие космическое происхождение, например, метеориты). Он развивает свою концепцию, согласно которой между неживой («косной», по его выражению) материей и живым веществом не может быть «генетической» связи. Это, по его мнению, объясняется тем, что они организованы в различных пространствах и по этой причине находятся как бы в «параллельных мирах», не имеют ничего общего. Но это не означает, что эти «параллельные миры» не влияют друг на друга. В своих исследованиях он показывает, что атмосфера, ландшафт, осадочные породы, облик Земли являются результатом жизнедеятельности живых организмов, среди которых заметную роль играет производственная деятельность человека. По его мнению, важнейшей частью биосферы является ноосфера— высшая стадия развития биосферы, в которой главную роль играет рациональная деятельность человека. Эта сфера, называемая нередко антропосферой, расширяет свое влияние на околоземное космическое пространство23. Он полагает, что это космическая сила, основанная на разуме и воле человека. Дальнейшая судьба Земли, как и Вселенной в целом, по его мнению, во многом зависит от влияния человека. Он выдвигает несколько условий существования и развития ноосферы: «победа человека как вида над другими биологическими видами; расселение его на всей Земле; создание единой информационной связи на Земле,