Файл: В. И. Вернадский. Научное мировоззрение и картины мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
охватывающей все народы; открытие новых источников энергии (Вернадский обращает главное внимание на атомную энергию); широкое участие народных масс во властных структурах, развитие науки, которая является главным фактором общественного прогресса»24. Разработка Вернадским новой биологической картины мира является еще одним научным доказательством единства мира, которое обосновывается им при помощи единства науки25,26. В его картине мира биологическое («живое вещество», как он его называл вначале своей научной деятельности) занимает промежуточное положение между миром минералов и человеком, соединяет в единое «косную материю» и мир человека. Творящей силой у Вернадского является направленный поток энергии, образующий разные пространства, в которых появляются и существуют новые виды материи. Правда сам механизм творения автором объясняется с точки зрения методологии редукционизма, который не способен объяснить скачок из низшего в высшее. В этом отношении его теория творчества стоит ниже платонизма27,28,29.

Когда знакомишься с работами В. И. Вернадского, написанными до 1930-х годов, создаешься впечатление, что он находился под влиянием методологии классического позитивизма. Между тем, в самих работах он не ссылается на О. Конта, Г. Спенсера и Д. Ст. Милля. Но его приверженность к эмпирическим методам исследования, прежде всего, эксперименту и наблюдению, позволяют сделать вывод, что он явно или неявно симпатизировал идеям классического рационализма30,31. И только в последние 10–15 лет своей жизни он поднимает острые мировоззренческие проблемы, связанные с существованием человека, единством человека и среды его существования. В своем учении о ноосфере он однозначно указывает на человека как совершенно уникальное существо в биосфере, особенность которого заключается в наличии у него разума32. Мыслитель утверждал, что любые, даже самые, казалось бы, незначительные движения человеческой мысли не исчезают бесследно, но оставляют навсегда собственный след на просторах ноосферы. "В сущности человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз"33. Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал ее переход в стадию ноосферы.


Ф. Т. Яншина дает следующее определение ноосфере- «это такая стадия эволюции биосферы Земли, на которой в результате победы коллективного человеческого разума начнет согласованно развиваться и человек как личность, и объединенное человеческое общество, и целесообразно построенная людьми окружающая природная среда»34. Так же, Ф.Т. Яншина выделяет 12 основных характеристик ноосферы, о которых в разных работах говорит Вернадский: заселение человеком всей планеты; резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами; усиление связей, в том числе политических, между государствами Земли; преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; расширение границ биосферы и выход в Космос; открытие новых источников энергии; равенство людей всех рас и религий; увеличение роли народных масс в решении вопросов и внутренней политики; свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли; подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабить влияние болезней; разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения; исключение войн из жизни человечества35.

Сейчас цивилизация подошла к концу определённого этапа развития, когда ею был получен колоссальный опыт в науках. По большей части, большинство самых грандиозных открытий было сделано в XX веке. Именно в этом веке стало популярным выражение в средствах массовой информации: "Это открытие способно перевернуть весь мир...". В результате, человечество накопило огромный потенциал необдуманных и неосмысленных продуктов новаторства. Проблемная напряженность наблюдается во всех отраслях деятельности человека. Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее. У нас есть только два пути: самоуничтожение или осмысление всего своего опыта и переход на новую ступень сознания.


Заключение

В заключение, хочется добавить, что работы В. И. Вернадского до сих пор остаются актуальными. В частности, учение о ноосфере по сей день вызывает живые дискуссии в общественных и научных кругах. Есть те, кто поддерживают эту концепцию, есть и те, кто считают её мифом. Например, так высказывается доктор философских наук, профессор А. Я. Флиер: «Я полагаю, что ноосфера - это научная сказка (мифологема), порожденная прогрессистским романтизмом науки первой половины ХХ века, опосредованно отражающая общую направленность изменения отношения человека к природе, но непосредственно разбивающаяся о социокультурные реалии человеческой истории и исторически сложившиеся культурные нормативы в этой области. Конечно, иногда и сказки сбываются. Подождем»

36.

Так или иначе, сегодня его имя вышло далеко за пределы научных статей и монографий по проблемам биогеохимии, оно звучит в публицистике, выступлениях писателей и журналистов, общественных и государственных деятелей, которых тревожат самые острые из всех насущных вопросов: как уберечь от гибели не только земную цивилизацию, но и саму жизнь на нашей планете, как предотвратить грозную опасность её уничтожения в пламени тотальной войны, гигантских техногенных катастроф или в Безумном пожирании огромных, отнюдь на безграничных ресурсов Земли.

Голос Вернадского- при жизни негромкий, немного глуховатый и спокойный - сегодня звучит набатной медью в грозный час выбора между разумом и самоубийственным безумием.
Список литературы

  1. Артур Шопенгауэр. Искусство побеждать. Афоризмы © Оформление, ООО «Издательство АСТ», 2021.

  2. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука, 1979.

  3. Бучило, Н.Ф. История и философия науки. [Электрон. ресурс]: Учебные пособия / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев.- Электрон. дан.- М.: Проспект, 2014. (1).

  4. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2012.

  5. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.

  6. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981.

  7. Вернадский В.И. Публицистические статьи и речи / Ред. В.П. Волков. М.: Наука, 1995.

  8. Горбачёв М. С. За безъядерный мир, за гуманизм международных отношений. М., 1987.

  9. Рахматуллин, Р. Ю. Биологическое в структуре личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 14.

  10. Рахматуллин, Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–2 (38).

  11. Рахматуллин, Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74).

  12. Рахматуллин, Р. Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7–1 (57).

  13. Столетов, А. И. К построению философской концепции креативности // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12.

  14. Столетов, А. И. Сущность креативности и её типы // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 4 (17).

  15. Цит. по Аксёнов Г. П. «И всё великое-не сон…» // Прометей. Т. 15

  16. Флиер А. Я. Не стоит сказку делать былью /А. Я. Флиер// Вестник культуры и искусств. 2017г. №3 (51).

  17. Яншина, Ф. Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива // Общественные науки и современность. 1993. № 1.

  18. Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996.

  19. Rakhmatullin, R. Classical positivism: general characteristics // Nauka i studia. 2015. Т. 9.


1 Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука, 1979 г.

2 Артур Шопенгауэр. Искусство побеждать. Афоризмы © Оформление, ООО «Издательство АСТ», 2021





3 М. С. Горбачёв. За безъядерный мир, за гуманизм международных отношений. М., 1987, стр. 27

4 Цит. по Аксёнов Г. П. «И всё великое-не сон…» // Прометей. Т. 15, с. 139

5 Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука, 1979 г., стр. 27

6 Вернадский В.И. Публицистические статьи и речи / Ред. В.П. Волков. М.: Наука, 1995, с. 38


7 Бучило, Н.Ф. История и философия науки. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2014. — 432 с. (1). Стр. 193

8 Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.

  • Далее НМ

9 Вернадский В. И. Очерки по истории современного научного мировоззрения //Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981г. С. 33.

10 Там же, с. 38

11 Там же, с. 39

12 Там же, С. 43

13 Там же, С. 45

14 Там же, С. 56

15 Там же, С. 67

16 Там же, С. 55

17 Там же, С. 41

18 Там же, С. 68

19, 20 Там же, С. 82

20


21 Там же, С. 43

22 Там же, С. 43

23 Яншина, Ф. Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 163–173.

24 Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2012. С. 576


25 Рахматуллин, Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–2 (38). С. 166–168.


26 Рахматуллин, Р. Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7–1 (57). С. 145–147


27 Там же, С. 145-147


28Столетов, А. И. К построению философской концепции креативности // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 462–472.


29 Столетов, А. И. Сущность креативности и её типы // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 4 (17). С. 43–52.


30 Rakhmatullin, R. Classical positivism: general characteristics // Nauka i studia. 2015. Т. 9. С. 233–235.



31 Рахматуллин, Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159


32 Рахматуллин, Р. Ю. Биологическое в структуре личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 14. С. 64–66.


33 Баландин Р. К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.:, «Знание», 1979г.


34 Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996.

35 Яншина Ф.Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 167-172.


36 Флиер А. Я. Не стоит сказку делать былью /А. Я. Флиер. // Вестник культуры и искусств. 2017г.№3 (51). С. 90.