Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
§1. Мотивация к изучению немецкого языка с помощью нетрадиционной формы обучения
1.1. Определение мотивации и ее классификация
1.2. Определение нетрадиционного урока и его особенности
1.3 Классификация нетрадиционных уроков
1.4 Подготовка и проведение нетрадиционных уроков
§2. Методическую разработку нетрадиционного урока по немецкому языку для обучающихся 7 класса
2.1 Мотивация обучающихся среднего школьного возраста
2.2 Деловая игра как нетрадиционная форма урока
2.3 Методическая разработка нетрадиционного урока по немецкому языку для обучающихся 7 класса
Сложнее классифицировать игровые уроки, так как игровые технологии отличаются исключительным разнообразием. В таком случае можно воспользоваться классификацией дидактических игр по признакам собственно игры, опирающейся на характер деятельности обучающихся в ходе и месте игры на уроке, предложенной Рысьевой Т. Г.
Таким образом, можно сделать вывод, что классификация нетрадиционных уроков позволяет определить их место в реализуемой педагогом системе и, следовательно, более обоснованно планировать и использовать всю их «палитру», добиваясь поставленных целей. [Рысьева Т.Г., 2001, 31]
1.4 Подготовка и проведение нетрадиционных уроков
В проведении нетрадиционных уроков выделяют три этапа: подготовительный, собственно урок и его анализ.
1. Подготовительный этап.
На данном этапе активное участие принимают как учитель, так и обучающиеся. При подготовке традиционного урока активную позицию занимает только учитель, так как он составляет план-конспект, изготавливает наглядные пособия и раздаточный материал. А при подготовке нестандартного урока, напротив, задействованы обучающиеся, которые делятся на группы и получают опережающие задания: подготовка сообщений, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление дидактического материала и так далее.
2. Собственно урок.
Сам урок можно разбить на три этапа.
-
Первый этап является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы обучающихся, где ставятся проблемы и выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляются тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. -
Второй этап включает в себя сообщение нового материала и формирование знаний обучающихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности. -
Третий этап посвящён формированию умений и навыков. Работа обучающихся осуществляется через творческую поисковую деятельность по решению новых проблем, углублению и расширению ранее усвоенных знаний. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
3. На этапе анализа нетрадиционного урока целесообразно оценивать не только итоги обучения, воспитания и развития обучающихся, но также и эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с обучающимися, но и в общении обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Выводы по первой главе
Основной задачей учителя является уже на начальном этапе обучения сформировать здоровую и устойчивую мотивацию к предмету и к языку в частности.
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся, поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
-
осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; -
обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; -
предусматривается минимальное участие в уроке учителя.
§2. Методическую разработку нетрадиционного урока по немецкому языку для обучающихся 7 класса
2.1 Мотивация обучающихся среднего школьного возраста
Выбранная возрастная категория отличается усложнением учебной жизни и увеличением социальных контактов. По мнению Марковой А.К., на мотивацию обучающихся в этом возрасте может влиять множество негативных факторов, таких как:
1. стремление ко взрослости и самостоятельности. Этот фактор подразумевает желание казаться взрослым, негативизм к другим, если они относятся к нему как к маленькому, показное безразличие к чужим мнениям, внешняя бравада;
2. избирательный интерес к учебным предметам. В этом возрасте обучающиеся находятся на половине пути к самоопределению, именно сейчас формируется более четкое понимание того, что им интересно, в каких областях они хотят развиваться, как это поможет им выстроить свое будущее. Соответственно, другим предметам уделяется в лучшем случае меньше внимания, в худшем случае обучающиеся начинают полностью игнорировать ненужные, по их мнению, предметы;
3. разбросанность и неустойчивость интересов. Для обучающихся 14 лет характерна частная смена интересов, причем они не обязательно будут принадлежать одной сфере [Маркова 1983, с.41-47].
Однако эти факторы можно также интерпретировать как позитивные. Это значит, что они, напротив, могут способствовать повышению мотивации к учению.
В данном возрасте особую роль играет стремление к самообразованию. Мотивы обучающихся конкретизируются и систематизируются, а также возникает желание применить полученные знания на практике.
Социальные факторы имеют решающее значение при мотивировании обучающихся. Возникает потребность в социальных контактах, общении, сотрудничестве. Этим объясняется интерес подростков к групповой работе.
На данном жизненном этапе происходит процесс четкого осознания своей мотивации, который осуществляется посредством сопоставления мотивов и целей сверстников со своими собственными. Это еще раз подчеркивает продуктивность использования коллективных форм работы.
В ходе своей деятельности учителю следует помнить о том, что у обучающихся в этом возрасте может снижаться интерес к содержанию учебной деятельности. Причиной для этого может служить недостаточное внимание учителя к потребностям обучающегося.
Важное значение для формирования положительной мотивации к изучению предмета может иметь эмоциональный фон, который обучающийся ощущает в процессе обучения. В основном положительные эмоции могут возникать у обучающихся при осуществлении самостоятельной работы, возникновении чувства причастности к общему делу, общении с учителем как с равным, понимании, что его уважают. Нужно учитывать, что эмоциональный фон обучающихся подросткового возраста может быть нестабильным из-за перепадов настроения, неадекватности оценки самого себя и своих достижений, а также максимализма, хотя обучающиеся уже достаточно взрослые чтобы уметь контролировать себя. Знания этих фактов поможет учителю вовремя заметить опасную ситуацию и урегулировать ее.
Так, можно предположить, что обучающийся 7 класса будет более мотивирован к познавательной деятельности, если будут учтены несколько факторов, таких как положительный эмоциональный фон; внимание к интересам обучающегося; идентификация подростком себя как части команды; потребность в общении.
2.2 Деловая игра как нетрадиционная форма урока
В качестве нетрадиционной формы урока была выбрана деловая игра, поскольку она позволяет создать в обучении предметный и социальный контексты профессиональной деятельности. В деловой игре обучение происходит в процессе совместной деятельности, где каждый выполняют свою определённую задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Это не просто совместное обучение, но также обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.
Деловая игра как метод активного обучения обладает множеством обучающихся возможностей. Например, в игре воссоздаются закономерности движения деятельности и мышления путём разрешения совместными усилиями обучающихся различных учебных ситуаций. В деловых играх используется модель реальных отношений, поэтому процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Помимо этого, игра предоставляет возможность экспериментировать с событием, пробовать различные стратегии решения поставленных задач, позволяет обучающимся приобрести социальный опыт. Немаловажно, что знания, полученные во время урока, усваиваются не только для будущего применения, но также и в реальном для участников процессе игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры.
2.3 Методическая разработка нетрадиционного урока по немецкому языку для обучающихся 7 класса
Проанализировав учебник по немецкому языку «Wunderkinder» для 7 класса и его содержание, было решено составить методическую разработку на тему «Летние каникулы», которой посвящена первая глава.
До проведения урока обучающимся заранее сообщается, что они должны распределиться по командам из пяти человек и принести необходимые для работы материалы. А именно лист формата А3, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры или краски. Также озвучивается, что они будут делать на следующем уроке.
На уроке класс предположительно разделен на три команды из пяти человек. Обучающимся предлагается почувствовать себя в роли создателей газеты и в течение урока подготовить выпуск своей собственной газеты, посвященный теме «Летние каникулы».
Каждый из участников команды получает свою индивидуальную роль и соответствующее задание. Всего в команде пять ролей: журналист, корректор, интервьюер, лексикограф и оформитель.
Задача журналистов заключается в том, чтобы написать небольшую статью (7-10 предложений) о летних каникулах, работая с активной лексикой, предложенной в учебнике.
Для корректоров создаётся некая ролевая ситуация: газета получает для публикации письмо одного из читателей о том, как он провел свое лето, однако некоторые слова смазались, и корректорам нужно восстановить их, воссоздав письмо в его первоначальном виде. Обучающимся с данной ролью выдаются разные тексты с пропусками. После работы с текстом им предлагается составить пять предложений «правда-ложь» на основе его содержимого. (Приложения 2-4)
Роль интервьюера состоит в том, чтобы подготовить вопросы по теме и задать их участнику с такой же ролью из другой команды. Задав друг другу вопросы и ответив на них, интервьюеры должны написать для своей газеты непосредственно интервью в формате диалога. Количество задаваемых вопросов и ответов на них не должно быть меньше пяти.
Лексикографы – это обучающиеся, которые будут работать со словарем учебника. Всем обучающимся с данной ролью выдается лист со списком из семи слов на русском языке, которые как-то связаны с летом и деятельностью, которая может осуществляться в это время года. Задача лексикографов – найти в словаре перевод этих слов на немецкий язык и составить с ними кроссворд для газеты. (Приложение 5)
Оформители занимаются непосредственно внешним видом своей газеты. Им нужно придумать для выпуска и каждой рубрики заголовки, а также украсить газету тематическими рисунками.
Время, отведённое на создание выпуска: 30 минут.
После того, как работа над выпуском будет завершена, обучающимся предлагается обменяться своими газетами и побыть уже в роли читателей. На данном этапе они выполняют задания вместе. Их задача заключается в том, чтобы пересказать содержание статьи, которую подготовила другая газета, выполнить пять предложений «правда-ложь», ответить на вопросы, которые были заданы респонденту в интервью, решить кроссворд, а также проанализировать внешний вид газеты (почему, по их мнению, статье был дан тот или иной заголовок; почему изображены те или иные рисунки).
Время, отведённое на выполнение заданий: 15 минут.
В качестве домашнего задания обучающимся предлагается написать отзыв о выпуске другой газеты: что им понравилось, а что нет, что больше всего запомнилось и так далее.
Выводы по второй главе
Нетрадиционные формы обучения являются способами «оживления» урока, привлечения обучающихся к активной работе, позволяют разнообразить формы объяснения нового материала, повышают качество обученности и уровня воспитанности личности.
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.
Заключение
В ходе выполнения курсового проектирования были изучены нетрадиционные формы организации урока и выявлены их степень эффективности как средства повышения мотивации к изучению немецкого языка.