Файл: Социальное обслуживание населения (Теоретические основы социального обслуживания).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социального обслуживания
1.1 Понятие социального обслуживания
1.2 Принципы социального обслуживания
1.3 Финансирование социального обслуживания
Глава 2. Социальное обслуживание в России
2.1 Виды социального обслуживания
2.2 Состояние российского социального обслуживания
В литературе выделяют следующие виды социального обслуживания:
- материальная помощь;
- социальное обслуживание на дому;
- социальное обслуживание в специальных учреждениях;
- предоставление временного приюта;
- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
- консультативная помощь;
- реабилитационные услуги.
Материальная помощь предоставляется гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Материальная помощь предоставляется в виде денежных средств, средств санитарии и гигиены, продуктов питания, средств ухода за детьми, топлива, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, а также специальных технических средств реабилитации лиц, которые испытывают потребность в постороннем уходе. Социальное обслуживание на дому осуществляется при помощи предоставления социальных услуг гражданам, которые испытывают потребность в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Отдельным категориям населения (к примеру, одиноким гражданам, гражданам с инвалидностью) предоставляется помощь на дому в виде оказания социально - медицинских и социально-бытовых услуг. [2.16, С. 51-56]
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется при помощи оказания социальных услуг гражданам, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и испытывают потребность в постоянном постороннем уходе.
Предоставление временного приюта осуществляется при помощи предоставления места в специализированном учреждении социального обслуживания отдельным категориям населения. Временный приют также предоставляется пострадавшим от различных видов насилия, стихийных бедствий, в результате различных конфликтов.
Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания предполагается предоставление услуги социального обслуживания в дневное время в рамках социально-бытового, социально-медицинского и иных видов обслуживания тем представителям населения, которые сохранили способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
Консультативная помощь представляется собой вид социального обслуживания населения. В рамках оказания консультативной помощи учреждения социального обслуживания должны предоставлять клиентам консультации по вопросам социально-медицинского и социально-бытового обеспечения жизнедеятельности, а также должны предоставлять психолого-педагогическую помощь и социально-правовую защиту гражданам. Психологические консультации являются важной частью проведения работы с данными категориями населения государства.
Реабилитационные услуги заключаются в том, что задачей социальных служб является оказание помощи в профессиональной, психологической и социальной реабилитации гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в предоставлении данного вида социального обслуживания. [2.12, С. 58-64]
Таким образом, формы социального обслуживания и виды социальных услуг предоставляются населению на определенных основаниях и условиях. Каждая из категорий населения, которые испытывают потребность в получении услуг социального обслуживания, имеет право воспользоваться формами социального обслуживания, предоставляемыми им государством. Виды социальных услуг, которые предоставляются гражданину, определяются в зависимости от обстоятельств его жизненной ситуации, от условий и порядка его жизнедеятельности, от особенностей возраста и других аспектов.
2.2 Состояние российского социального обслуживания
В соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют определенные категории населения - к примеру, участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из определенного числа лиц; инвалиды войны и другие категории граждан, испытывающих потребность в социальном обслуживании. [1.4]
В рамках действующего российского законодательства гражданам может быть предоставлен определенный набор социальных услуг, который включает в себя:
- обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, которое осуществляется в целях профилактики основных заболеваний и так далее в соответствии с категорией гражданина, его потребностями и условиями осуществления жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов в целях их медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, которые назначаются по решению врачебных комиссий медицинских организаций, а также перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов. [1.4]
Программы, реализуемые как на федеральном, так и на региональном уровне, должны соответствовать потребностям отдельных регионов. То есть, для создания программы необходимо провести детальный мониторинг проблем населения, а также возможностей региона по удовлетворению потребности данных граждан в социальных услугах. Соответствие возможностей региона, потребностей граждан и финансирования является основой эффективной реализации той или иной программы поддержки различных категорий населения, которые испытывают потребность в социальном обслуживании.
К примеру, на территории Самарской области действует муниципальная программа городского округа Самара «Социальная поддержка инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста, формирование без барьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2015-2017 годы.
Финансирование данной муниципальной программы осуществляется самостоятельно городским округом Самара за счет средств бюджета данного городского округа, но в пределах общего объема ассигнований бюджета.
В рамках Программы предусматривается информирование населения о деятельности органов местного самоуправления в рамках социальной поддержки инвалидов, создание условий для реализации различных потребностей инвалидов, осуществление комплекса мер по трудоустройству инвалидов, повышение уровня доступности объектов различных (в том числе транспортной) инфраструктур и так далее. [1.7]
В рамках Самарской области значительное внимание уделяется развитию нестационарных форм обслуживания. Также отдельно расширяется система транспортной инфраструктуры в рамках доведения ее до соответствия с требованиями граждан с ограниченными возможностями, к примеру, запуск на линии трамваев и автобусов, в которых предусмотрены специализированные средства для использования транспортного средства гражданами с ограниченными возможностями.
Также необходимо отметить, что, к примеру, государственное казенное учреждение Самарской области городской центр социальной помощи семье и детям осуществляет предоставление населению определенный набор социальных услуг.
Центр предоставляет гражданам следующие социальные услуги - семейная гостиная, группу подготовки кандидатов в опекуны и приемные родители, родительская академия, подготовка к школе, предоставление путевок на отдых и оздоровление, группу кратковременного пребывания, группу сопровождения выпускников интернатных учреждений, коррекционные группы, логопедические группа, творческая группа. Центр также специализируется на предоставлении социальных услуг тем семьям, которые осуществляют воспитание детей с инвалидностью.
К группам семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации относятся: малообеспеченные семьи; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; неполные семьи и другие группы согласно регламенту. [1.9]
Центр осуществляет свою деятельность согласно закону Самарской области от 31 декабря 2014 г. №136-ГД «Об утверждении Перечня социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг». В данный перечень входят социальные услуги различных форм предоставления - стационарной, полустационарной и на дому по категориям представителей населения, которые испытывают потребность в получении социальных услуг. [1.8]
Социальное обслуживание в России тесно связано со следующими проблемами:
- медленное развитие системы платного социального обслуживания;
- опасность абсолютизации платных услуг;
- проблема очередности на получение мест в специализированных учреждениях;
- недостаточно развитая сеть хосписов;
- проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания.
Проблемы сферы социального обслуживания также связаны с:
- необходимостью улучшения качества работы действующих учреждений социального обслуживания;
- необходимостью совершенствования правовой и материально-технической базы; необходимостью переподготовки и повышения квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания.
Очевидной проблемой данной сферы является и низкая информативность, что является осложняющим фактором взаимодействия государства и общества в работе с пожилыми людьми. Проблемой социального обслуживания в России также являются несовершенства в законодательстве, то есть противоречивость нормативно-правовых актов. Законодательство в данной сфере часто не содержит четко сформулированных понятий того или иного вида социального обслуживания. Именно конкретизированное законодательство позволит создать в Российской Федерации базу для успешного функционирования системы социального обслуживания. Данная система будет эффективной также в случае, если она будет реализовываться в соответствии с установленными требованиями. Также проблемами сферы социального обслуживания являются проблемы, связанные с социально-экономическим развитием и законодательным регулированием. [2.10, С. 51-60]
Таким образом, социальное обслуживание в рамках Российской Федерации характеризуется наличием острых проблем и принятием различных решений по решению возникающих проблем. Для решения проблем социального обслуживания, как на федеральном, так и на региональном уровне, утверждаются и реализуются различные программы.
2.3 Развитие социального обслуживания в России
В рамках осуществления Российской Федерацией стратегического планирования разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, который содержит в себе также положения о реализации социальной политики на определенный период (до 2030 года). [1.5]
В рамках прогноза предложено три сценария развития - консервативный, инновационный и форсированный. В соответствии с данными вариантами, социальная сфера будет претерпевать определенные изменения. К примеру, при консервативном варианте развития социальные услуги будут характеризоваться низкой доступностью. [1.6]
С целью решения возникающих проблем в сфере социального обслуживания очевидной является необходимость принятия мер по реформированию и совершенствованию системы социального обслуживания. В частности, необходимо осуществить переход к накопительной системе в сфере социального обслуживания. То есть, предлагается перейти к осуществлению социального страхования, в рамках которого граждане за счет личных взносов в специализированный фонд смогут получать социальные услуги в том случае, если оказываются в трудной жизненной ситуации.
Также исследователи рекомендуют создать государственный внебюджетный фонд по социальному обслуживанию населения. Создание данной структуры ориентировано на то, чтобы сконцентрировать денежные поступления для их последующего расходования только в рамках предоставления социальных услуг населению.
В государстве необходимо начать развивать негосударственную систему социального обслуживания. В данной ситуации особенно усиленная роль отводится общественным организациям (к примеру, профсоюзам и общественным фондам).
Необходимо отметить важность этапа подготовки системы социального обслуживания, в которой должна входить детальная проработка всех условий предоставления социальных услуг гражданам - возможности материально-технической базы, возможности самих учреждений, которые оказывают различные виды социальных услуг населению, а также потребностей граждан. Важно также совершенствовать законодательство и порядок предоставления социальных услуг населению в соответствии с изменяющимися условиями жизнедеятельности общества и государства.