Файл: Управление запасами (на примере ООО «Магазин№10»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов, то эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.

В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, товары признаются частью материально-производственных запасов. Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.

Наличие товарных запасов является необходимым условием деятельности любого торгового предприятия. В условиях рынка существует много причин, почему фирмы идут на создание запасов. Основным доводом является экономическая невыгодность, да и физическая невозможность поступления товаров именно тогда, когда на них возникает спрос. Товарные запасы призваны обеспечить непрерывность процесса обращения товаров и работа сферы товарного обращения не должна прерываться между двумя очередными завозами товаров.

Другой довод, особенно важный для предприятий торговли состоит в том, что объем продаж и прибыль могут быть увеличены, если имеется некоторый запас товаров, который можно предложить потребителю. То есть, товарный запас позволяет обеспечить регулярное потребление товара, даже если его производство нерегулярно.

Необходимость формирования товарного запаса объясняется также возможностью получения дополнительной прибыли за счет сокращения оптовой цены, в случае закупок большого количества товаров. Поэтому запас создается для того, чтобы воспользоваться этим преимуществом.

Необходимость товарного запаса вызвана также условиями транспортировки товаров. Определенные товары невозможно транспортировать малыми количествами, их доставляют более крупными партиями.

Наличие товарного запаса оправдывается и возможностью случайных колебаний спроса и предложения (например, при резком возрастании спроса), интервала завоза товаров, дискретностью процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении. Товарный запас служит также для нейтрализации перебоев в поставках. Наконец, наличие товарного запаса препятствует созданию неблагоприятного положения, вызванного необходимостью делать частые закупки.


Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что товарный запас является регулятором между поставками и потреблением, которые осуществляются в разном ритме и как регулятор, товарный запас служит гарантией непрерывности товарного обращения при появлении случайных или непредвиденных факторов, таких как изменение покупательского спроса, нарушение сроков поставок товаров, отсутствие денежных средств для пополнения товарного запаса и других.

Таким образом, цель настоящего исследования – анализ эффективности управления запасами для ООО «Магазин №10».

Для выполнения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть значение и роль управления товарными запасами в деятельности торгового предприятия;
  • изучить показатели и методы оценки управления запасами;
  • раскрыть основные факторы, влияющие на товарные запасы, товарооборачиваемость и их оптимизацию;
  • охарактеризовать способы повышения эффективности управления запасами;
  • дать характеристику деятельности ООО «Магазин№10» и оценить финансовые показатели деятельности предприятия;
  • изучить схему и механизм управления запасами на предприятии;
  • провести анализ управления запасами;

Объектом исследования является предприятие розничной торговли продуктами питания ООО «Магазин№10».

Предмет исследования – управление запасами на предприятии.

При написании курсовой работы были использованы учебные и практические пособия ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области логистики, экономики, финансов, статьи в специализированных периодических изданиях и ресурсы интернета.

Исходной базой для анализа системы управления запасами послужила документация ООО «Магазин№10».

Используемые методы исследования: монографический, аналитический, статистический, графический, табличный.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Значение и роль управления товарными запасами в деятельности торгового предприятия


В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.

В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, а именно Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01), товары признаются частью материально-производственных запасов.

Таким образом, товарные запасы в торговле представляют собой массу товаров, находящуюся в каналах сферы обращения, предназначенную для продажи и служащую для удовлетворения спроса потребителей. Товарные запасы могут находиться в виде готовой продукции у поставщиков, а также в оптовой и розничной торговле.

Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

В логистической системе запасы играют роль многоаспектного фактора, влияющего на конечные результаты деятельности любого предприятия, фирмы, обеспечивая устойчивость их функционирования в условиях конкурентной среды. Товарные запасы являются важным элементом ресурсного потенциала торгового предприятия, составляя значительную часть его активов. Для обеспечения непрерывности процесса обращения товаров необходимо, чтобы постоянно часть товарных ресурсов находилась в состоянии товарного запаса.

Создание товарных запасов всегда требует определенных финансовых вложений и поэтому их величина отражает реальные финансовые возможности накопления товаров. Структура и уровень товарных запасов – достаточно точный индикатор состояния «здоровья» любого предприятия, фирмы. Это один из показателей степени эффективности использования материальных ресурсов и произведенного продукта, совершенства экономических взаимоотношений в целом. Товарные запасы служат базой для обеспечения надежности процесса воспроизводства и могут приносить фирме прибыль на основе ускорения их оборачиваемости. В основе создания запасов на торговых предприятиях лежат факторы экономического, организационно- технологического и социального характера.


Наличие товарных запасов является необходимым условием деятельности любого торгового предприятия. В условиях рынка существует много причин, почему фирмы идут на создание запасов. Основным доводом является экономическая невыгодность, да и физическая невозможность поступления товаров именно тогда, когда на них возникает спрос. Товарные запасы призваны обеспечить непрерывность процесса обращения товаров и работа сферы товарного обращения не должна прерываться между двумя очередными завозами товаров.

Другой довод, особенно важный для предприятий торговли состоит в том, что объем продаж и прибыль могут быть увеличены, если имеется некоторый запас товаров, который можно предложить потребителю. То есть, товарный запас позволяет обеспечить регулярное потребление товара, даже если его производство нерегулярно.

Необходимость формирования товарного запаса объясняется также возможностью получения дополнительной прибыли за счет сокращения оптовой цены, в случае закупок большого количества товаров. Поэтому запас создается для того, чтобы воспользоваться этим преимуществом.

Необходимость товарного запаса вызвана также условиями транспортировки товаров. Определенные товары невозможно транспортировать малыми количествами, их доставляют более крупными партиями.

Наличие товарного запаса оправдывается и возможностью случайных колебаний спроса и предложения (например, при резком возрастании спроса), интервала завоза товаров, дискретностью процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении. Товарный запас служит также для нейтрализации перебоев в поставках. Наконец, наличие товарного запаса препятствует созданию неблагоприятного положения, вызванного необходимостью делать частые закупки.

Таким образом, вышеизложенное позволяет именовать товарный запас регулятором между поставками и потреблением, которые осуществляются в разном ритме и как регулятор, товарный запас служит гарантией непрерывности товарного обращения при появлении случайных или непредвиденных факторов, таких как изменение покупательского спроса, нарушение сроков поставок товаров, отсутствие денежных средств для пополнения товарного запаса и других. Однако избыточный товарный запас, сверх количества необходимого для того, чтобы играть роль регулятора, может стать источником чистых потерь.

Как известно, находящиеся на рынке товарные запасы выступают как элемент предложения. Для поддержания рыночного равновесия, предложение должно быть больше предъявляемого спроса на величину то­варного запаса, необходимого для обеспечения непрерывности процесса реализации.


Исходя из этого, условие рыночного равновесия может быть предс­тавлено следующим равенством:

S = D + Z, (1.1)

где S – совокупное предложение;

D – спрос;

Z – нормальный запас.

Изменение величин, входящих в данную формулу, может вызвать нарушение равновесия, которое должно восстанавливаться в результате воздействия на какой-то определенный элемент рыночного равновесия, а в некоторых случаях и на все элементы. Эти приращения могут быть абсолютными и относительными. При обозначении абсолютных изменений через приращения: ∆S – приращение предложения ∆D – приращение спроса, ∆Z – приращение запаса, общее условие рыночного равновесия приобретает вид:

∆S = ∆D + ∆Z (1.2)

Однако, за этим равенством скрываются сложные экономические процессы. Так, излишнее предложение увеличивает запас сверх его нормальной величины. Приращение товарного запаса также может явиться и следствием изменения спроса, то есть когда спрос превышает предложение, товарный запас снижается. Приведенное выше равенство указывает на то, что для поддержания динамического равновесия между спросом и предложением необходимо знать не только закономерности их развития, но и закономерности формирования товарного запаса.

Товарные запасы являются важной составляющей, объектом микрологистической системы на уровне торгового предприятия, торгово-производственного комплекса. С точки зрения коммерческой логистики товарные запасы можно представить как массу товаров, образовавшуюся в результате разности скоростей двух потоков – потока поступления и потока выбытия. При этом особого внимания заслуживает соотношение запасов и потоков, которое поддается управленческим воздействиям и, несомненно, влияет на изменение нормы прибыли. Возрастание скорости потока выбытия при неизменном запасе приводит к ускорению оборота капитала, вложенного в товарные запасы. Напротив, увеличение запаса при неизменной скорости этого потока приводит к замедлению оборота капитала, вложенного в запасы, и как следствие, увеличению балансовой прибыли.

Однако, в отличие от материальных потоков, товарные запасы являются моментной величиной, их структура и уровень постоянно изменяется в зависимости от многообразия факторов, влияющих на движение потоков, которые носят в основном альтернативный характер в силу внутренних противоречий процесса движения и порождаемых этим ситуаций. В этой связи, мы полагаем, что рациональное управление товарными потоками выступает как одна из важных подсистем в системе коммерческой логистики и во многом определяет размер товарных запасов, скорость их обращения и тем самым позитивно влияет на конечные финансовые результаты деятельности фирмы, обеспечивая стабильность ее функционирования в условиях рынка.