Файл: Социальное обслуживание населения (Теоретические основы социального обслуживания).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социального обслуживания
1.1 Понятие социального обслуживания
1.2 Принципы социального обслуживания
1.3 Финансирование социального обслуживания
Глава 2. Социальное обслуживание в России
2.1 Виды социального обслуживания
2.2 Состояние российского социального обслуживания
Введение
Современные государства отдельное внимание уделяют реализации социальной политики. В Российской Федерации одним из приоритетных направлений социальной политики является социальное обслуживание отдельных категорий населения. Реализация социальной политики, безусловно очень важная часть реализации государственной политики в целом. Именно политика, ориентированная на граждан, должна быть одним из приоритетных направлений государственного и муниципального управления. Для того, чтобы реализация социальной политики проходила эффективно и успешно, необходимо проводить детальный мониторинг потребностей населения, а также подбирать эффективные пути решения возникающих проблем в социальной сфере. Система социального обслуживания является сферой, проблемы которой в настоящее время характеризуются особой актуальностью. Потребности российских граждан, требования современного общества, а также уровень социального обслуживания в других государствах мира являются основой для создания эффективной системы социального обслуживания, которая будет ориентирована на решение проблем, возникающих в данной сфере и на удовлетворение потребностей населения.
Тема курсовой работы - Социальное обслуживание населения.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена широким распространением различных видов социального обслуживания в рамках реализации социальной политики государства. Проблемы категорий населения, которым необходимо качественное социальное обслуживание, являются одними из наиболее острых проблем на сегодняшний день. Программы по реализации социальной политики разрабатываются на основании определенных данных о потребностях населения, однако, реального развития данные программы получают далеко не всегда. Состояние современной системы социального обслуживания российских граждан позволит оценить является ли эффективной социальная политика в данной области, а также совпадают ли плановые показатели с реальными результатами реализации различных программ. Перспективы развития системы социального обслуживания российских граждан во многом зависят от реальных показателей эффективности реализации социальной политики в рамках государства.
Цель курсовой работы - анализ состояния и перспектив системы социального обслуживания в Российской Федерации.
Объект исследования является система социального обслуживания населения в России. Предмет исследования - состояние системы социального обслуживания и ее перспективы.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятие социального обслуживания;
- проанализировать принципы социального обслуживания;
- анализ источников финансирования социального обслуживания;
- провести мониторинг состояния российского социального обслуживания;
- выявить особенности и перспективы развития социального обслуживания в России.
Глава 1. Теоретические основы социального обслуживания
1.1 Понятие социального обслуживания
Согласно положениям Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации предусмотрена охрана труда и здоровья населения, предусмотрен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, а также активно развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты. [1.1]
Социальное обслуживание населения состоит из широкого комплекса мер, которые предназначены для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, то есть такой ситуации, которую граждане не в состоянии преодолеть самостоятельно. Причинами неспособности преодоления отдельных проблем могут являться инвалидность, болезнь, одиночество, неспособность к самообслуживанию, сиротство, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье. А также другие ситуации. [2.7, С. 12-13]
Неотъемлемый элемент государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации представляет собой социальное обслуживание категорий населения, которые находятся в сложных жизненных ситуациях на основании определенных причин. В рамках социального обслуживания населению предоставляют различные социальные услуги, которые ориентированы на удовлетворение потребностей населения. Социальное обслуживание является важнейшей частью социальной политики государства. Это обусловлено тем, что политика, которую проводит государство в социальной сфере должна быть ориентирована на различные категории представителей населения, и должна быть реализована таким образом, чтобы данные граждане не испытывали острой нехватки определенных ресурсов и не чувствовали себя вне общества.
Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Российской Федерации на постоянной основе, имеют право на социальное обслуживание, если иное не установлено международным законодательством.
Необходимо отметить, что социальное обслуживание является частью системы социального обеспечения. Социальное обслуживание находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. [2.4, С. 6-7]
В рамках субъектов Российской Федерации осуществляется утверждение и реализация различных государственных программ, которые ориентированы на оказание помощи категориям населения, которые находятся в трудной жизненной ситуации либо по другим обстоятельствам испытывают потребность в поддержке со стороны государства. Социальное обслуживание граждан - это деятельность по предоставлению социальных услуг представителям населения государства.
Социальная услуга является действием или действием в сфере социального обслуживания, которое связано с оказанием постоянной, периодической, разовой помощи, а также срочной помощи, отдельным категориям граждан с целью улучшения условий жизнедеятельности данных граждан, либо расширения возможностей данных граждан по самостоятельному обеспечению основных жизненных потребностей.
Получатель социальных услуг - гражданин, который признается нуждающимся в предоставлении ему социального обслуживания и которому предоставляются те или иные виды социальных услуг. [1.3]
Система социального обслуживания включает в себя:
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;
- орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который уполномочен на осуществление определенных полномочий в сфере социального обслуживания;
- организации социального обслуживания, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
- организации социального обслуживания, которые находятся в ведении субъекта Российской Федерации;
- негосударственные организации, специализирующиеся на социальном обслуживании;
- индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в направлении предоставления социальных услуг населению. [1.3.]
Социальное обслуживание является деятельностью социальных служб по социальной поддержке, а также оказанию социально-медицинских, социально-бытовых и других видов услуг, а также материальной помощи. В социальное обслуживание входит также проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации. [2.1, С. 5-8]
Социальное обслуживание характеризуется комплексностью. Социальное обслуживание охватывает различные виды социальных услуг, которые ориентированы на удовлетворение потребностей граждан, которые обусловлены инвалидностью, болезнью, старостью или другими причинами.
Система социального обслуживания населения является инструментом коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе. С началом формирования и развития системы социального обслуживания, коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции является одной из основных задач системы социального обслуживания. [2.3, С. 113-116]
Социальное обслуживание является стимулятором развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. С помощью поддержки данных категорий населения, развитая система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности общества в повышении уровня нормального потребления в обществе. [2.15, С. 21-25]
Таким образом, система социального обслуживания населения представляет собой совокупность учреждений, осуществляющих различные направления социальной работы на территории Российской Федерации. Система социального обслуживания определяется также межведомственной связью, определенным порядком взаимодействия органов социального обслуживания, формами организационной деятельности учреждений и так далее. Система социального обслуживания в Российской Федерации формируется в соответствии с нормативно-правовыми актами, в частности - в соответствии с положениями Конституции РФ и Федерального закон РФ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
1.2 Принципы социального обслуживания
Принципы социального обслуживания определены законодательством Российской Федерации.
Социальное обслуживание является обслуживанием, основанным на соблюдении прав человека, а также уважении достоинства личности. Социальное обслуживание характеризуется гуманностью и не допускает унижения чести и достоинства человека.
В основу социального обслуживания заложены следующие принципы:
- равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, возраста, расы, языка, национальности и других аспектов жизнедеятельности;
- адресность предоставления социальных услуг;
- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, необходимых ресурсов для предоставления социальных услуг;
- сохранение пребывания гражданина в привычной, благоприятной среде;
- добровольность;
- конфиденциальность. [1.3]
Принцип равного доступа граждан означает реальную возможность каждого гражданина, который имеет право на определенный вид социального обслуживания, получить его без препятствий и в кратчайшие сроки при помощи обращения в соответствующее учреждение.
В условиях развития рыночных отношений, которые характеризуются обнищанием населения, низким уровнем пенсионного обеспечения и другими аспектами, очевидно, что государство не имеет реальных возможностей для обеспечения социальными услугами нуждающихся в них всех категорий населения. В связи с этим, государство устанавливает дополнительные требования к гражданам, которые претендуют на определенный вид социального обслуживания. Это обусловлено стремлением государства оказать социальные услуги тем представителям населения, которые наиболее нуждаются в данных услугах.
Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется на основании положений Федерального закона РФ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». [2.6, С. 76-69]
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу травмы, заболевания, возраста или наличия инвалидности;
- наличие ребенка или детей, которые испытывают трудности в процессе социальной адаптации;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, которые испытывают потребность в постоянном уходе и другие обстоятельства в соответствии с положениями Федерального закона. [1.3]