Файл: Методическое пособие для студентов нгту Оформление научных работ 7 и на гост 322001 Отчет о научноисследовательской работе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Далее дана структура содержания работы.
Содержание
Введение
1 Раздел
1.1 Пункт
1.1.1 Подпункт
1.1.2 Подпункт
1.2 Пункт
1.2.1 Подпункт
1.2.2 Подпункт
1.2.3 Подпункт
Выводы к разделу 1
2 Раздел
2.1 Пункт
2.1.1 Подпункт
2.1.2 Подпункт
2.1.3 Подпункт
2.2 Пункт
2.2.1 Подпункт
2.2.2 Подпункт
Выводы к разделу 2
Заключение и выводы
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Все работы сдаются научному руководителю в электронном и бумажном виде.
По завершении курсовая работа переплетается канцелярским скоросшивателем. Выпускная квалификационная работа (ВКР) должна иметь профессиональный переплет:
а)«мягкий» (на пружинке) для ВКР бакалавров
б)«твердый» типографский для ВКР магистров.
Титульный лист
Титульный лист – визитная карточка вашей работы, которая выполняет задачу ее опознания и создания первого впечатления у научного руководителя, а в случае выпускной работы - у государственной аттестационной комиссии.
Образец титульного листа и задания для выпускной работы дан на сайте НГТУ. Образцы титульных листов можно найти по адресу www.nstu.ru:
Студентам – Страницы А-Я – О – Образцы документов.
Титульный лист курсовой работы или ВКР должен содержать следующие сведения:
♦ название министерства, учебного заведения, факультета и кафедры;
♦ полное название работы;
♦ фамилия, имя автора с указанием курса и формы (дневной или вечерней) обучения;
♦ фамилия и инициалы научного руководителя, должность, ученая степень (звание).
♦ место и год написания работы.
Название курсовой или выпускной работы должно отвечать ряду требований:
-
Название должно совпадать с утвержденной по приказу темой. -
Тема должна быть сформулирована профессионально грамотно. -
В названии должны быть представлены как объект исследования, так и предмет исследования. Формулировка должна отражать проблему исследования и состоять не более чем из 7-9 слов. -
Титульный лист включается в нумерацию страниц.
Пример 1
Неправильно сформулированные темы:
«Социально-психологический анализ студенческой группы».
«Изучение некоторых особенностей личностно-деловых профессионально важных качеств антикризисных управляющих».
«Исследование роли нарушений детско-родительских отношений в возникновении заболеваний (сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания и др.)».
Правильно сформулированные:
«Динамика развития студенческой группы как субъекта самовосприятия».
«Изучение профессионально важных качеств антикризисных управляющих».
«Нарушение детско-родительских отношений как фактор возникновения психосоматических заболеваний».
Что содержится во Введении?
Введение отражает основные характеристики работы:
актуальность проблемы исследования и степень ее разработанности
объект исследования;
предмет исследования;
цель;
задачи;
гипотеза;
методы и методики;
характеристика выборки.
практическая значимость исследования
Каждый пункт введения описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется, не оформляется в виде заглавия и не заключается в кавычки. Название пункта начинается с одной из указанных характеристик, выделенной жирным шрифтом или курсивом.
Проблема исследования
Формулировка проблемы исследования направляет его планирование и объясняет, зачем исследование вообще было проведено. Проблема есть осознание какого-то противоречия (например, между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, между различными точками зрения на изучаемое явление или процесс, наконец, это может быть диалектическое противоречие в самой природе явления или объекта.)
Пример 2
Неправильная формулировка: «Таким образом, можно констатировать противоречие между насущной необходимостью решения поставленных вопросов и их малой разработанностью в литературе».
Правильная формулировка: «Таким образом, можно констатировать противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно … »
Актуальность исследования
Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы проводите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуальности психологического исследования могут быть;
♦ необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
♦ потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;
♦ потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
♦ потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.);
♦ потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Все, что предпринимается в вашем исследовании впервые, характеризует его новизну. Научная новизна фундаментального исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские перспективы.
Объект исследования
Объект исследования – это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом могут выступать индивиды как носители психики (группы людей) или сами психические явления. Наиболее часто ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это – эмпирическая база исследования, которую вы опишите в эмпирической главе) или некого процесса, связи между явлениями, характеристик какого-либо явления (а вот это вполне может стать предметом вашей работы).
Пример 3
Неправильные формулировки:
«В качестве объекта нашего исследования выступали воспитанники средней группы детского сада № 12 г. Новосибирска».
«Объектом нашего исследования было влияние рок-музыки на уровень интеллектуального развития студенческой молодежи».
Правильные формулировки:
«В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)».
«Объект исследования – молодежная субкультура».
Стоит иметь в виду, что объект и предмет исследования определяются еще и его типом: фундаментальным или прикладным. Напомним их отличия. В системе современного научного знания различают несколько основных типов исследования. Одна из классификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные.
В самом общем виде различие между ними сводится к тому, что фундаментальное исследование отчетливо ориентировано на раскрытие законов развития изучаемого предмета, в то время как прикладное – на способы применения знания об этих законах на практике. Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт.
Предмет исследования
Предмет исследования – сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. Соотношение между проблемой, объектом и предметом научного исследования наглядно можно представить следующим образом:
ОБЪЕКТ
ПРОБЛЕМА
ПРЕДМЕТ
Рисунок 1 - Соотношение понятий «проблема», «объект», «предмет».
Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту познания. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.
В качестве предмета психологического исследования могут выступить любые аспекты психологической реальности: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.
Цель и задачи исследования
Цель исследования – ожидаемый результат вашей работы, который позволит внести вклад в разрешение обозначенной проблемы. Возможными целями психологического исследования могут быть:
♦ Определение характеристики изучаемого явления. Основанием для постановки такой цели могут быть обнаруженная в литературном обзоре неполнота описания психического явления либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена и при попытке составить целостную картину явления, опираясь на выбранную методологию. Следует подумать о том, какие именно характеристики вы будете изучать. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или нескольким аспектам изучаемого явления. Желательно указать также, какое значение имеет его изучение: теоретическое, методическое, практическое, прикладное.
♦ Выявление взаимосвязи психических явлений.
Следует подчеркнуть, что установления самого факта существования связи недостаточно, поскольку положение о единстве психики давно принято в психологии и не нуждается в дополнительных доказательствах. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т.п.
♦ Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики всегда имело огромное теоретическое и практическое значение. Проведение исследований, ориентированных на переменную «возраст», носит специфический характер и предполагает использование двух основных методов: возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.
♦ Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, вдумчивым исследователем при решении иных задач. Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления условий существования эффекта, разнообразия проявлений, их устойчивости, теоретическое объяснение феномена.
♦ Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуждение на пути создания нового объяснения. Заблуждение это встречается в тех случаях, когда автор пересказывает своим словами уже опубликованное, употребляя при этом не новы термины, а лишь новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым ранее было отведено рядовое, подчиненное положение.
♦ Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает прежде всего поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией, которая в свою очередь должна быть ясно соотнесена с определенной теорией.
♦ Создание психологической методики. Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами. Несомненную научную или прикладную ценность данная работа может иметь для обоснования самой возможности измерения параметров изучаемого явления, повышения точности и надежности измерений, сокращения времени обследования и т.п. Рекомендовать же созданную методику к широкому применению можно лишь в том случае, за редким исключением, если осуществлены все эти этапы опробирования ее. Как правило, это относится и к задаче адаптации зарубежных методик, для чего необходим комплекс психометрических проверок, а не просто перевод на русский язык стимульного материала и текстов интерпретации.