Файл: Методическое пособие для студентов нгту Оформление научных работ 7 и на гост 322001 Отчет о научноисследовательской работе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доказательство эффективности разработанной психокоррекционной методики. Такая цель достижима лишь в экспериментальной процедуре с использованием контрольной группы и при соблюдении других требований к обоснованности выводов из полученных результатов. Необходимо, как минимум, доказать, что именно данное коррекционное вмешательство является фактором, обусловливающим ожидаемые изменения, и что эти изменения действительно отражают улучшение в той или иной области психических процессов.

Целевая организация любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последовательности действий – шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель», по отношению к общей цели исследования.

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющих психологических знаний.

Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие неумения различать задачи исследования и этапы его организации. Конечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а раскрывать, для чего Вы осуществляете каждое из этих действий и как это способствует достижению общей цели исследования.
Гипотеза исследования

Гипотеза – это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления (как протекает процесс?) и т.д. Лучшие гипотезы формулируются как следствие из теории или как результат анализа результатов предыдущих исследований, так что гипотеза должна вытекать из литературного обзора.

Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а развернутое – в описании проблемы и программы исследования, которая должна логически вытекать из проведенного теоретического анализа проблемы.

Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

♦должна содержать понятия, которые эмпирически могут быть конкретизированы, т.е. гипотеза должна быть «операционализированной», проверяемой;

♦ не должна содержать ценностных суждений;


♦ не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений.
Пример 4

Неправильная формулировка:

«Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положительным влиянием на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера».

Правильная формулировка:

«В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и избираемой им стратегии поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества».
Методы и методики исследования

Все исследовательские методы можно условно разделить на: эмпирические методы (наблюдение, измерение, эксперимент, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, т.д.), методы обработки полученных данных (качественные и количественные, среди последних – специальные методы математической статистики), теоретические методы. Следует обратить особое внимание на соответствие методов статистической обработки результатов и измерительных шкал, которые представлены в конкретных методиках. Специальные рекомендации можно найти в работах [1, 6]. Теоретические методы используются на всем протяжении исследования, но, как правило, в курсовых и выпускных работах специально не указываются.

Обоснованный выбор методов опирается прежде всего на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (в психологии их называют «методиками») определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Обоснование выбора методов и методик исследования приводится в программе исследования, представляемой в эмпирической главе.
Характеристика выборки

Во введении указывается объем выборки, состав по полу, возрасту и указание на принадлежность к какому-либо учреждению или социальной группе.

Основные требования к выборке обусловлены необходимостью ее соответствия следующим критериям:

1)содержательному (операциональной валидности –подбор группы определяется предметом и гипотезой исследования);

2)эквивалентности испытуемых (внутренней валидности–результаты можно распространить на каждого члена группы, процедура подбора эквивалентных испытуемых или групп называется рандомизацией);

3)репрезентативности (внешней валидности–представительность, показательность характеристик группы лиц в выборке относительно той части популяции, на которую распространяются данные исследования).



Объем выборки обусловлен стремлением к достижению уровня статистической значимости р ≤ 0.05 для получаемых результатов, а также определения корреляционных связей по величине не менее, чем 0.2-0.3. В связи с этим, исходя из опыта эмпирических исследований, выборка не должна быть менее 30 человек (в случае проведения эксперимента – примерно по 30 чел. в экспериментальной или контрольной группе).

Следует соблюдать правила этики проведения исследования. Не допускается в описании результатов исследования и таблицах с данными упоминать фамилии и имена испытуемых.

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов. Примеры формулировок:

«Апробированный в работе комплекс психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей личностного самоопределения лиц пожилого возраста».

«Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации».
Как пишется теоретическая глава?

Существующие нормы научной деятельности предполагают, что прежде чем заявлять о своем желании сделать вклад в науку, автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого – полный литературный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а также в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серьезной задачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современной научной информации, без умения работать с научной литературой в библиотеках и в сети Internet. Хорошим пособием для этих целей может послужить работа Куликова Л.В. «Психологическое исследование» [4].

Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое построение предпочтительнее. Тогда структура текста может быть примерно такой

1. Феноменологическое описание предмета изучения: область проявлений, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики.


2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.

4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании.

5. Закономерности, которым подчиняется явление.

6. Прикладное использование явления (свойства или функции).
Обнаруженные вами в ходе такого анализа малоизученные вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей и гипотезы эмпирического исследования.
Что включает в себя эмпирическая глава?

Эмпирическая глава вашего текста представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. Здесь же описывается программа эмпирического исследования, дается описание результатов и проводится их обсуждение.

Структура эмпирической главы может содержать примерно четыре пункта (но не менее):

2.1 Цель и гипотеза исследования.

2.2 Методы и методики. Характеристика выборки.

2.3 Проведение исследования и описание полученных результатов.

2.4 Обработка, интерпретация и обсуждение результатов.

Выводы.
Программа эмпирического исследования. В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. Он включает обоснование методик.

Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.). обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных).

Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоминаются все обстоятельства, могущие предположительно повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на Ваше описание, любой желающий смог бы в точности повторить его и, следовательно, прийти к тем же результатам.

Указываются способы обработки первичных данных. Количественная обработка данных предполагает обоснование в выборе математической статистики. (При выборе метода математической статистики необходимо знать измерительную шкалу, используемую при сборе данных). Следует отметить, что для обработки результатов используются возможности программ Microsoft Excel, Statistica, SPSS, хотя в некоторых отдельных случаях приходится обрабатывать данные «вручную».


Результаты и их обсуждение. Обсуждение полученных данных начинается с их описания. Описание должно быть предельно строгим, т.е. содержать в себе только факты с их качественными (описательными) или количественными характеристиками (сколько, как часто и пр.). Наиболее удобный вид представления количественных характеристик – таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер и название. Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежуточные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п.

Кроме табличной формы представления количественных данных следует использовать также: а) диаграммы; б) графики для представления характера функциональной зависимости между величинами (переменными); в) корреляционные плеяды для отражения корреляционных связей между выделенными параметрами и т.д.

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схемы и т.п.) помещаются внизу, т.е. под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения, например расшифровку условных обозначений.

В пункте «Описание результатов» приводится собственно анализ полученных данных. В пункте «Обсуждение результатов» следует раскрытие значения полученных фактов с точки зрения теории и соответствия/несоответствия результатам других авторов. Размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы, включают научные понятия и категории, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленными в литературе данными и подходами.
Что содержат Выводы?

Выводы являются важной частью работы. Они подводят итог вашего эмпирического исследования, показывая, показывают насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать эти обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Общее число выводов не должно превышать 5-7, они должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отражать результаты проверки первоначально высказанных гипотез.

Что содержится в Заключении?

Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей, в кратком виде содержать выводы ко всему исследованию. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследований и психологической практики. В нем намечаются пути и цели дальнейших исследований и подчеркивают практические рекомендации.