Файл: «Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель» (Подход к управлению на основе выделения различных школ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 461

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным субъектом предпринимательской деятельности является предприниматель. Однако предприниматель не является единственным субъектом, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем в качестве его основного контрагента, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в роли помощника или противника.

В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всемирном торговом словаре, опубликованном в Париже в 1723 году, где его понимали как лицо, которое берет на себя «обязательство производить или строить объект».[14]

Француз К. Бодо отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, то есть разной информацией и знаниями. Другой французский экономист Турго считал, что предприниматель должен иметь не только определенную информацию, но и капитал. Он отметил, что капитал - это основа всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа для развития производства.

А. Маршалл и его последователи уделяли большое внимание организационной функции предпринимателя и считали, что не каждый может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

Любая нация гордится результатами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый из ее отдельных представителей гордятся своим участием в реализации какой-либо конкретной бизнес-идеи. Предпринимательство как одна из специфических форм проявления социальных отношений способствует не только материальному и духовному потенциалу общества, не только создает благоприятную среду для практической реализации способностей и талантов каждого человека, но и ведет к единству нация, сохранение ее национального духа и национальной гордости.

В современных экономических условиях каждый предприниматель действует в достаточно глубокой специализации производства, которая возникла на основе разделения труда.

Основной движущей силой предпринимателя является использование возможностей. Он характеризуется революционным восприятием реальности, ориентированным на результат.

Любому предпринимателю нужны эффективные партнерские отношения: только в этом случае он может эффективно действовать в рамках определенного фрагмента всего производственного процесса.

На рынке от предпринимателя требуется способность - и даже предрасположенность действовать в союзе с другими предпринимателями, а также продолжать поиск наиболее эффективных партнерств, в которых предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.


Целью предпринимательской деятельности является производство и поставка на рынок таких товаров, на которые есть спрос и которые приносят прибыль предпринимателю.

3.3 Принципиальные различия предпринимателя и менеджера

Предприниматель и менеджер - это не одно и то же.

Предприниматель - это тот, кто «зарабатывает деньги», владелец капитала в обращении, приносящий доход. Это может быть деловое лицо, под чьим руководством никто не находится, или крупный владелец, который не занимает какую-либо постоянную должность в организации, но является владельцем ее акций и может быть членом ее Совета. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении присутствуют люди.

Основная трудность для предпринимателей - не найти идею или ресурсы, а найти своего клиента и организовать процесс взаимодействия с ним. То есть сыграть в действительности другую роль - роль «менеджера».

Различают предпринимателя как владельца и менеджера как наемного работника: предприниматель в процессе работы рискует всей своей собственностью, а менеджер - за ее заработок. Их объединяет то, что они оба возглавляют команду в рыночной экономике. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, в основе которого лежит анализ возможных направлений развития, их выявление и разрешение противоречий, возникающих в ходе производственной деятельности и в системе общественных отношений.

Менеджер и предприниматель занимают разные позиции в рыночной экономике и преследуют разные цели. Менеджер находится в организации, все его внимание направлено на то, чтобы производство товаров или услуг, для которых компания создавалась, четко функционировало.[15]

Предприниматель внимательно следит за сферой потребления и видит свою главную задачу в том, чтобы устранить дисбаланс между спросом и предложением во времени, увидеть появление новых потребностей или предложить (а иногда и навязать) новые стандарты потребления.

Предприниматель заинтересован в том, чтобы менеджеры производили новый продукт (услугу) будущей предпринимательской сверхприбыли, которая возможна до тех пор, пока не будет установлен новый баланс, то есть нет насыщения рынка новым продуктом или услугой.


Менеджер стремится к тому, чтобы в организации действовали отлаженные, как по маслу, так и процессы управления, построенные ими, были стабильными и эффективными.

Роли предпринимателя и менеджера полярны - менеджер стабилизирует деятельность, а предприниматель разрушает ее, в результате чего происходит постоянное обновление производства и расширение возможностей потребления.

Тандем «предприниматель-менеджер» - это ресурс современного рынка, ускоритель процессов трансформаций и инноваций. Предприниматель собирает производственно-потребительскую схему в единое целое, и это его главная роль в рыночной экономике.

Менеджер может играть роль предпринимателя, как обсуждалось в предыдущем параграфе, но наряду с этим он выполняет и других. Исходя из различий в позициях деятельности, можно утверждать, что для того, чтобы менеджер стал эффективным предпринимателем, он должен совмещать позиции, то есть одновременно смотреть во внешнюю среду и во внутреннюю.

Менеджер получает зарплату за конкретную работу в организации, за четко определенную деятельность. Предприниматель в основном занимается конкретным мышлением, он рискует организовать новое. Но если он все делает правильно, предвидит, его предвидение приносит очень высокий доход. Не случайно, согласно статистике развитых стран, доходы предпринимателей примерно в три раза выше, чем у менеджеров.

Предпринимательский менеджмент необходим на малых предприятиях, в нестабильной рыночной среде. Если деятельность небольшой организации успешна, она начинает расти и в конечном итоге становится большой. В корпорациях существуют формы организационного разделения должностей предпринимателя и менеджера, что способствует ускорению процессов разработки, модернизации, создания и потребления новых продуктов и услуг.

Заключение

В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера как предпринимателя.

Ряд из них зависит от него и связан либо со способностью руководителя организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Таким образом, умение его планировать, определять порядок важности и срочности дел, последовательность операций, количество решений положительно сказывается на эффективности деятельности. На эффективность работы руководителя влияет умение использовать возможности подчиненных, их знания, веру в сотрудников, умение открыто говорить с ними, постановка задач вместо непосредственного руководства.


Неблагоприятно влияют на показатели менеджера неуважение к коллегам при обсуждении и решении наиболее важных вопросов, присвоение результатов работы команды, предвзятое отношение сотрудников.

Однако в некоторых случаях эффективность работы менеджера зависит от подчиненных. Например, если они не решили проблему или боятся принять решение, они часто бегут за советом к боссу, отвлекая его от других более важных вопросов. То же самое происходит, если подчиненные не знают точно свою работу и берут на себя работу, с которой не справляются, а руководитель вынужден им помогать, чтобы не «засыпать» дело. Во многом это связано с невозможностью планировать. Трудности возникают у руководителя и, когда подчиненный не может с ним разговаривать, действительно объясняет свои проблемы и желания, но постоянно ждет инструкций и инструкций.

Таким образом, мы сделаем следующие выводы:

Современный менеджер выступает в нескольких обликах.

Во-первых, это менеджер, наделенный властью, возглавляющий большую группу людей.

Во-вторых, это лидер, способный руководить подчиненными, используя свой авторитет, профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, именно дипломат устанавливает контакты с партнерами и властями, успешно преодолевая внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это - учитель с высокими моральными качествами, способный создать команду и направить ее развитие в нужном направлении.

В-пятых, это новатор, который понимает роль науки в современных условиях, который способен оценить и немедленно внедрить в производство то или иное изобретение или инновационное предложение.

В-шестых, это - просто человек с высокими знаниями и способностями, культурным уровнем, честностью, целеустремленностью и в то же время благоразумием, способный во всех отношениях быть образцом для других.

Список использованных источников

  1. Аверченков В.И. Системы организационного управления: учебное пособие / В.И. Аверченков, В.В. Ерохин. — Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012. — 208 c.
  2. Андреев В.Д. Теория и практика современного менеджмента: научное издание / В.Д. Андреев [и др.]. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 265 c.
  3. Анцупов А.Я. Социально-психологическая оценка персонала (2-е издание): учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 391 c.
  4. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 597 c.
  5. Баркалов С.А. Исследование систем организационного управления на основе имитационных моделей: монография / С.А. Баркалов, В.Е. Белоусов, А.Л. Маилян. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 459 c.
  6. Беляев, А.М. Производственный менеджмент: Учебник для бакалавров / И.Н. Иванов, А.М. Беляев, В.В. Лобачев. - М.: Юрайт, 2015. - 574 c.
  7. Гайнутдинов, Э.М. Производственный менеджмент: Учебное пособие / Э.М. Гайнутдинов, Л.И. Поддерегина. - Минск: Вышэйшая школа, 2016. - 320 c.
  8. Ермишина Е.Б. История управленческой мысли: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Менеджмент» / Е.Б. Ермишина. — Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 148 c.
  9. Захаров С.А. Основы менеджмента [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» / С.А. Захаров. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2013. — 103 c.
  10. Захарова С.А. Теория менеджмента. История управленческой мысли. Теория организации: методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе / С.А. Захарова. — М. : МИСИ-МГСУ, ЭБС АСВ, 2018. — 47 c.
  11. Иванова В.В. Шпаргалка по менеджменту / В.В. Иванова. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, Норматика, 2017. — 184 c.
  12. Коносуке Мацусита Философия менеджмента / Мацусита Коносуке. — М. : Альпина Паблишер, 2017. — 192 c.
  13. Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / В.И. Коробко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 383 c.
  14. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100 / Б.Т. Кузнецов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 623 c.
  15. Мумладзе Р.Г. Основы управления персоналом: учебное пособие / Р.Г. Мумладзе, И.В. Васильева, Т.Н. Алёшина. — М. : Русайнс, 2015. — 151 c.
  16. Мумладзе Р.Г. Управление персоналом: учебник / Р.Г. Мумладзе. — М. : Палеотип, 2014. — 410 c.
  17. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организаций», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» / К.В. Решетникова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 175 c.
  18. Шлендэр П.Э. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / П.Э. Шлендер [и др.]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 319 c.

  1. Анцупов А.Я. Социально-психологическая оценка персонала (2-е издание): учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С. 91.

  2. Беляев, А.М. Производственный менеджмент: Учебник для бакалавров / И.Н. Иванов, А.М. Беляев, В.В. Лобачев. - М.: Юрайт, 2015. – С. 74.

  3. Аверченков В.И. Системы организационного управления: учебное пособие / В.И. Аверченков, В.В. Ерохин. — Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012. — С. 103.

  4. Иванова В.В. Шпаргалка по менеджменту / В.В. Иванова. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, Норматика, 2017. — С. 84.

  5. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С. 97.

  6. Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / В.И. Коробко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С. 83.

  7. Ермишина Е.Б. История управленческой мысли: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Менеджмент» / Е.Б. Ермишина. — Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — С. 48.

  8. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организаций», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» / К.В. Решетникова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С. 75.

  9. Захаров С.А. Основы менеджмента [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс по специальности 080507 «Менеджмент организации» / С.А. Захаров. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2013. — С. 55.

  10. Шлендэр П.Э. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / П.Э. Шлендер [и др.]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — С. 113.

  11. Захарова С.А. Теория менеджмента. История управленческой мысли. Теория организации: методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе / С.А. Захарова. — М. : МИСИ-МГСУ, ЭБС АСВ, 2018. — С. 17.

  12. Гайнутдинов, Э.М. Производственный менеджмент: Учебное пособие / Э.М. Гайнутдинов, Л.И. Поддерегина. - Минск: Вышэйшая школа, 2016. – С. 130.

  13. Баркалов С.А. Исследование систем организационного управления на основе имитационных моделей: монография / С.А. Баркалов, В.Е. Белоусов, А.Л. Маилян. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — С. 59.

  14. Мумладзе Р.Г. Основы управления персоналом: учебное пособие / Р.Г. Мумладзе, И.В. Васильева, Т.Н. Алёшина. — М. : Русайнс, 2015. — С. 51.

  15. Коносуке Мацусита Философия менеджмента / Мацусита Коносуке. — М. : Альпина Паблишер, 2017. — С. 92.