Файл: «Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель» (Подход к управлению на основе выделения различных школ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 452

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время трудно назвать более важную и многоплановую сферу деятельности, чем управление или менеджмент, от которого во многом зависят как эффективность производства, так и качество обслуживания населения.

Управление в упрощенном смысле - это способность достигать цели, используя работу, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски «менеджмент» - это функция, вид деятельности для управления людьми в самых разных организациях. Управление также является областью человеческих знаний, которая помогает выполнять эту функцию. Наконец, менеджмент как коллектив слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто выполняет работу менеджмента.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с менеджментом.

Предмет исследования – понятие менеджмента, менеджер и предприниматель.

Целью исследования является комплексный анализ менеджмента, менеджера и предпринимателя.

Данной целью обусловлены следующие задачи:

– исследовать эволюцию менеджмента;

– проанализировать подход к управлению на основе выделения различных школ;

– изучить функции менеджмента;

– рассмотреть понятие менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру;

– исследовать функции менеджера;

– проанализировать менеджера как предпринимателя, их взаимосвязь;

– изучить сущность, функции и роль предпринимательства;

– рассмотреть понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности;

– исследовать принципиальные различия предпринимателя и менеджера.

Методы исследования. В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.

Теоретической значимостью отличаются работы таких авторов, как: Аверченков В.И., Андреев В.Д., Анцупов А.Я., Бакирова Г.Х., Баркалов С.А., Беляев, А.М., Гайнутдинов, Э.М., Ермишина Е.Б., Захаров С.А., Иванова В.В., Коносуке Мацусита, Коробко В.И., Кузнецов Б.Т., Мумладзе Р.Г., Решетникова К.В., Шлендэр П.Э. в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.

Структура курсовой работы содержит в себе введение, три главы, разделенные на 9 параграфов, заключение и список использованной литературы.


1. Понятие менеджмента, сущность и этапы развития

1.1 Эволюция менеджмента

Управление является обязательным условием успеха организации. Практика управления так же стара, как и организация, а это значит, что она действительно древняя.

Хотя само управление так же старо, как и мир, идея менеджмента как научной дисциплины, профессии, области исследований является относительно новой. Управление было признано самостоятельной сферой деятельности только в двадцатом веке.

Древние организации. Достижения крупных организаций в древние времена ясно указывают на то, что они имели формальную структуру, в которой можно различать уровни управления. Висячие сады Вавилона, города инков Мачу-Пикчу и египетские пирамиды могли появиться только в результате скоординированных организационных усилий. Задолго до Рождества Христова были и крупные политические организации. Македония под руководством Александра Македонского, Персия, а затем Рим, простиралась от Азии до Европы. Лидерами этих организаций были короли и генералы.

Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все яснее и сложнее, а сами организации становились сильнее и устойчивее. Хорошим примером этого является Римская империя, существовавшая сотни лет.

Формы практически всех форм современного менеджмента прослеживаются в этих великих процветающих античных организациях, но в целом характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних.[1]

В истории были примеры организаций, которые управлялись так же, как организации в наше время. Ярким примером этого является римско-католическая церковь. Современные военные организации также во многом удивительно похожи на организации Древнего Рима. Но в целом, управление и организации значительно отличались от современных.

Отсутствие интереса к управлению. Хотя организации существуют столько же, сколько мир, до 20-го века вряд ли кто-нибудь задумывался о том, как управлять ими систематически. Людей интересовало, как использовать организации, чтобы заработать больше денег, получить больше политической власти, но не то, как ими управлять.

Даже прагматическое проявление преимуществ, получаемых от эффективного управления организацией, вряд ли вызвало неподдельный интерес к специальным инструментам управления. В начале 20-го века Роберт Оуэн много времени уделял проблемам достижения целей организации с помощью других людей.


Первый всплеск интереса к менеджменту был отмечен в 1911 году. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считавшуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Но, конечно же, осознание того, что организация может управляться систематическим образом для более эффективного достижения ее целей, не возникло с волной волшебной палочки в один момент. Концепция развивалась долгое время, с середины 19-го века до 20-х годов этого века. Основной силой, которая изначально стимулировала интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея о том, что само управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, родилась в Америке впервые.

Несколько факторов помогают понять, почему Америка была родиной современного менеджмента. Даже в начале двадцатого века Соединенные Штаты были едва ли не единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявлением личной компетентности. Соединенные Штаты почти с самого начала решительно поддерживали идею образования для всех, кто хочет ее получить. Образование способствовало увеличению числа людей, которые интеллектуально способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление.

Трансконтинентальные железнодорожные линии, построенные в конце 19-го века, превратили Америку в крупнейший рынок в мире. Интересно, что в то время в бизнесе практически не было государственного регулирования.[2]

Появление и проектирование менеджмента как науки как области исследований было частично ответом на потребности крупного бизнеса, а частично - для использования преимуществ технологий, созданных в ходе промышленной революции, и частичного достижения небольшой группы с самое горячее желание открыть эффективные способы выполнения работы.

Развитие менеджмента как научной дисциплины не было чередой последовательных шагов. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объектами управления являются оборудование и люди. Следовательно, достижения в теории управления всегда зависели от достижений в других областях, связанных с управлением, таких как математика, инженерия, психология, социология и антропология.

В то же время мир стал ареной самых быстрых перемен. Все чаще и чаще стали значительные научно-технические нововведения, и правительство начало все Руда намерена решить свое отношение к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли лучше осознавать существование внешних сил по отношению к организации. Для этой цели были разработаны новые подходы.


На сегодняшний день существует четыре основных подхода, которые внесли значительный вклад в развитие теории практики и управления.

Подход с точки зрения распределения разных школ в управлении фактически состоит из четырех разных подходов. Здесь управление рассматривается с четырех точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и поведенческих наук, а также науки управления или количественных методов.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывный ряд взаимосвязанных функций управления.

Системный подход подчеркивает, что менеджеры должны рассматривать организацию как набор взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, цели и технологии, которые ориентированы на разные цели в изменяющейся среде.

Ситуационный подход ориентирован на то, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует множество факторов как внутри организации, так и в среде, не существует единого «лучшего» способа управления организацией. Наиболее эффективным методом в данной ситуации является тот, который лучше всего соответствует ситуации.

1.2 Подход к управлению на основе выделения различных школ

Первая половина двадцатого века ознаменовалась развитием четырех различных школ управления мышлением. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного менеджмента, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).

Научный менеджмент наиболее тесно связан с работами Ф. У. Тейлора, Фрэнка и Лили Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного менеджмента считали, что использование наблюдений, измерений, логики и анализа может улучшить многие ручные операции, добившись их более эффективной реализации. Первым этапом методологии научного менеджмента стал анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.[3]

Научный менеджмент не пренебрег человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулов для мотивации работников на повышение производительности и производительности. Также была возможность короткого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, отведенное на определенные задачи, было реалистичным и справедливо установленным.


Научный офис также защищал разделение управленческого мышления и планирования от фактических результатов.

Концепция научного менеджмента стала важным поворотным моментом, благодаря которому менеджмент получил широкое признание как самостоятельная область исследований. Впервые менеджеры-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться в практике достижения целей организации.

Школа научного менеджмента и классическая школа родились, когда психология была в зачаточном состоянии. Многие в начале 20-го века всерьез подвергли сомнению новую фрейдовскую концепцию подсознания. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, тогда скудное знание человеческого сознания не имело ничего общего с проблемами работы.

Движение за человеческие отношения. Двое ученых - Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мейо можно назвать крупнейшими авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Это была мисс Фоллет, которая первой определила управление как «обеспечение выполнения работы с помощью других». Знаменитые эксперименты Элтона Мейо, особенно те, которые проводились на западной электростанции в Хоторне, открыли новое направление в теории управления. Мейо обнаружил, что хорошо разработанные операционные процедуры и хорошая зарплата не всегда приводят к повышению производительности труда, как это сделала школа научного менеджмента. Силы, возникающие в процессе взаимодействия людей, могут превосходить усилия руководителя. Иногда сотрудники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на пожелания руководства и финансовые стимулы. Недавние исследования, проведенные Авраамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Маслоу полагает, что мотивы действий людей - это в основном не экономические силы, как полагали сторонники и последователи школы научного менеджмента, а различные потребности, которые могут быть удовлетворены только частично и косвенно деньгами.

Математика, статистика, инженерия и смежные области внесли значительный вклад в теорию управления. Их влияние прослеживается в применении научного метода Фредерика У. Тейлора при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы не были достаточно использованы в управлении.

По своей сути исследование операций - это применение методов научных исследований к оперативным проблемам организации. После постановки задачи группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации.