Файл: «Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель» (Подход к управлению на основе выделения различных школ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 460
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие менеджмента, сущность и этапы развития
1.2 Подход к управлению на основе выделения различных школ
2. Менеджер: понятие и сущность
2.1 Понятие менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру
2.3 Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь
3. Общая характеристика предпринимательства
3.1 Сущность, функции и роль предпринимательства
3.2 Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности
В процессе общения менеджер должен выполнять три основные роли.
Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и способствующего диалогу между ними. Эта роль - изображение и представление во внешнем мире; Актуальным может сыграть номинальный руководитель компании, обеспечив его вдохновляющими действиями людей, нацеленных на лидера, достижение целей компании; Коммуникатор, создающий возможность надежных постоянных контактов между сотрудниками.
Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может сыграть контролер, который следит за работой подчиненных, сравнивая ее с целями. Это может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирует их об этом, разъясняет политику компании.
В-третьих, это роль принятия решений. В нее играет предприниматель, который ищет новые способы достижения целей и берет на себя полную ответственность за связанный с ними риск. В нем играет менеджер, отвечающий за распределение ресурсов компании. В конце концов его играет представитель компании, ведущий переговоры с партнерами.
По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивное использование, как правило, принципов деятельности, разработанных другими, закрыто в основном для подчиненных, пытающихся контролировать все свои действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением как узких задач, так и с рутинной позиции. Их берут только за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набирать очки», а здесь, страх перед риском, являются лишь «настолько уверенными», не пытающимися расширить свой кругозор, и к ним присоединяются нехватка знаний и идей их в краже у своих подчиненных.[10]
В отличие от пассивного, руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он имеет четкие жизненные установки, требует от себя и других, стремится к совершенству.
2.3 Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь
Менеджер - организатор эффективного управления.
Особенности управления в бизнесе обусловлены главным образом неформальным исполнением власти. Сам менеджер всегда на виду, как и решения, которые он принимает. Отношения между руководителем и подчиненными довольно прямые и открытые.
В работе менеджера пять основных операций. Их результатом является достижение целей.
Сначала менеджер ставит цели. Он определяет, что они из себя представляют, устанавливает конкретные цели в каждой группе целей, решает, что необходимо сделать для их достижения.
Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует деятельность, решения, отношения. Затем он группирует задачи в организационную структуру предприятия, дает людям возможность эффективно работать.
В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и общение. Он формирует команду людей, ответственных за различные виды деятельности, и поощряет их к активной деятельности, например, посредством кадровых решений в отношении оплаты, продвижения по службе, назначения и т. д.
В-четвертых, менеджер следит за тем, чтобы у каждого сотрудника были показатели, ориентированные на работу этого человека и всей организации. Он анализирует и оценивает эти результаты.
В-пятых, это способствует профессиональному росту сотрудников, в том числе самого себя. В организации, ориентированной на результат, нужен менеджер.
Предприниматель, в первую очередь, интересуется, какую материальную выгоду он получит от своей деятельности. Можно получить прибыль и накопить капитал, достаточный для продолжения бизнеса в более широком масштабе, только если товары (работы, услуги) пользуются спросом у потребителей.
Предпринимательская идея - основа любого делового начинания. Чтобы оно постоянно формировалось в человеке, необходимо обладать предпринимательскими способностями, обладать необходимыми знаниями о производстве продукта, о торговой, посреднической и инновационной деятельности в сфере финансов.
Чтобы реализация предпринимательской идеи принесла положительные результаты, необходимо разработать бизнес-стратегию, определяющую основные цели, общую программу действий с выделением приоритетных задач и наиболее важных ресурсов для достижения этих целей.
Одной из основных задач управления является постановка целей, для достижения которых организация формируется, функционирует и развивается как единая система.[11]
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, потому что в целом она выражает свою приверженность будущему, показывая, какие усилия будут направлены и какие ценности будут приоритетными.
Общая цель организации формирует фундамент для стратегии развития и установления ключевых задач для таких функционально критических подсистем организации, как маркетинг, производство, исследования, персонал, финансы, менеджмент.
Опасность для небольшой организации заключается в выборе слишком сложной миссии.
Менеджер как предприниматель должен быть лидером. Лидерство - это искусство влиять на людей, вдохновлять их на достижение целей по собственной воле. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это личные амбициозные цели самого лидера.
Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он может предложить им (хотя и не всегда дает) средства для удовлетворения их наиболее важных потребностей, чтобы указать верное направление.
Сила лидера основана на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, проанализировать ситуацию, определить непосредственные и отдаленные последствия своих действий, стремление к самосовершенствованию, умение чтобы вселить уверенность в подчиненных, осознание необходимости выполнять определенные действия, потому что поведение сотрудников часто отражает то, что от них ожидается.
Лидер четко чувствует и понимает психологические характеристики партнеров, противников, начальства и умело использует их в формальных и неформальных контактах. Убедив других, он демонстрирует завидную гибкость и способность к компромиссу.
Но истинным источником власти лидера над людьми является его независимость, его готовность освободить свое место в любой момент, потому что выражение интересов коллектива не означает подчинения ему.
Лидерам нелегко жить. На своем пути они сталкиваются со многими трудностями, главная из которых общепризнана - руководство подчиненными.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что менеджер как предприниматель должен обладать рядом разных качеств. Но самое главное - менеджер должен иметь возможность руководить, организовывать и поддерживать работу команды, быть готовым к действиям, риску.
Следует иметь в виду, что нет и не будет менеджера с универсальными способностями и одинаково эффективного в любой ситуации.
3. Общая характеристика предпринимательства
3.1 Сущность, функции и роль предпринимательства
Современные экономисты практически идентифицируют понятия «предприниматель», «малый бизнес», «малый бизнес», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес» как феномен экономической жизни, основываясь на других принципах организации бизнеса.
Термин «предпринимательство» был введен в 18 веке французским экономистом Кантилоном и означал «инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и под свою собственную имущественную ответственность. [12]
На сегодняшний день в мире нет общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, имеющего ценность, а предприниматель - как человека, который тратит все необходимое время и силы, принимает на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая деньги как вознаграждение и удовлетворение достигнуты.
Английский профессор Алан Хоскинг заявляет: «Индивидуальный предприниматель - это человек, который ведет бизнес за свой счет, лично управляет бизнесом и несет личную ответственность за предоставление необходимых средств, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждение получено в результате прибыли от предпринимательской деятельности и чувство удовлетворения, которое он испытывает от свободного предпринимательства.
Ни за границей, ни у нас еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя необходимость в такой теории давно остро стоит. «Три волны» развития теории предпринимательской функции - так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного понимания практики предпринимательства.
По словам М. Вебера, есть два типа предпринимателей - рациональные и предприимчивые. Первый основан на этике (часто называемой «протестантской или капиталистической этикой») и ориентирован на гарантированную прибыль в будущем.
Предпринимательство - это качество, на котором базируется любой бизнес на первом этапе его развития.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», возникновение которой связано со смещением акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно, и - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем бизнеса.[13]
В настоящее время теоретические исследования сосредоточены не только на предпринимательстве как способе ведения бизнеса на независимой основе, но также на внутрифирменном или внутрихозяйственном предпринимательстве.
Появление внутрипредпринимательства связано с тем, что многие крупные производственные структуры переходят в предпринимательскую форму организации производства.
Предпринимательство - это особый вид экономической деятельности (под которой мы подразумеваем целесообразные действия, направленные на получение прибыли), основанный на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Экономическая деятельность является формой участия человека в общественном производстве и способом получения финансовых средств для обеспечения жизни самого себя и членов его семьи. Эта форма участия индивида в общественном производстве является одной из социально-функциональных обязанностей или их комбинацией, когда она действует как:
• владелец каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящий ему постоянный и гарантированный доход (владелец предприятия или арендованный дом и т. д.);
• работник, который продает свой труд (токарь на фабрике, учитель в школе и т. д.);
• индивидуальный производитель;
• государственный или муниципальный служащий;
• менеджер (управляющий чужой компанией);
• пенсионер (пассивная форма участия в общественном производстве в результате прошлой деятельности);
• студент или студент (как подготовительный этап для участия в будущем общественном производстве в любой конкретной форме);
• безработные (как вынужденная форма неучастия или приостановления участия в общественном производстве);
• занимается оборонной и охранной деятельностью (армия, полиция, государственная безопасность);
• участвует в экономически преступной деятельности (рэкет, кража и т. д.).
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, поскольку его начальный этап обычно связан только с идеей - результатом умственной деятельности, которая впоследствии принимает материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового продукта, изменение профиля деятельности или создание нового предприятия. Новая система управления производством, качество, внедрение новых методов организации производства или новые технологии также являются инновационными моментами.