Файл: «Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель» (Подход к управлению на основе выделения различных школ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе общения менеджер должен выполнять три основные роли.

Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и способствующего диалогу между ними. Эта роль - изображение и представление во внешнем мире; Актуальным может сыграть номинальный руководитель компании, обеспечив его вдохновляющими действиями людей, нацеленных на лидера, достижение целей компании; Коммуникатор, создающий возможность надежных постоянных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может сыграть контролер, который следит за работой подчиненных, сравнивая ее с целями. Это может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирует их об этом, разъясняет политику компании.

В-третьих, это роль принятия решений. В нее играет предприниматель, который ищет новые способы достижения целей и берет на себя полную ответственность за связанный с ними риск. В нем играет менеджер, отвечающий за распределение ресурсов компании. В конце концов его играет представитель компании, ведущий переговоры с партнерами.

По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивное использование, как правило, принципов деятельности, разработанных другими, закрыто в основном для подчиненных, пытающихся контролировать все свои действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением как узких задач, так и с рутинной позиции. Их берут только за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набирать очки», а здесь, страх перед риском, являются лишь «настолько уверенными», не пытающимися расширить свой кругозор, и к ним присоединяются нехватка знаний и идей их в краже у своих подчиненных.[10]

В отличие от пассивного, руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он имеет четкие жизненные установки, требует от себя и других, стремится к совершенству.

2.3 Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь

Менеджер - организатор эффективного управления.

Особенности управления в бизнесе обусловлены главным образом неформальным исполнением власти. Сам менеджер всегда на виду, как и решения, которые он принимает. Отношения между руководителем и подчиненными довольно прямые и открытые.


В работе менеджера пять основных операций. Их результатом является достижение целей.

Сначала менеджер ставит цели. Он определяет, что они из себя представляют, устанавливает конкретные цели в каждой группе целей, решает, что необходимо сделать для их достижения.

Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует деятельность, решения, отношения. Затем он группирует задачи в организационную структуру предприятия, дает людям возможность эффективно работать.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и общение. Он формирует команду людей, ответственных за различные виды деятельности, и поощряет их к активной деятельности, например, посредством кадровых решений в отношении оплаты, продвижения по службе, назначения и т. д.

В-четвертых, менеджер следит за тем, чтобы у каждого сотрудника были показатели, ориентированные на работу этого человека и всей организации. Он анализирует и оценивает эти результаты.

В-пятых, это способствует профессиональному росту сотрудников, в том числе самого себя. В организации, ориентированной на результат, нужен менеджер.

Предприниматель, в первую очередь, интересуется, какую материальную выгоду он получит от своей деятельности. Можно получить прибыль и накопить капитал, достаточный для продолжения бизнеса в более широком масштабе, только если товары (работы, услуги) пользуются спросом у потребителей.

Предпринимательская идея - основа любого делового начинания. Чтобы оно постоянно формировалось в человеке, необходимо обладать предпринимательскими способностями, обладать необходимыми знаниями о производстве продукта, о торговой, посреднической и инновационной деятельности в сфере финансов.

Чтобы реализация предпринимательской идеи принесла положительные результаты, необходимо разработать бизнес-стратегию, определяющую основные цели, общую программу действий с выделением приоритетных задач и наиболее важных ресурсов для достижения этих целей.

Одной из основных задач управления является постановка целей, для достижения которых организация формируется, функционирует и развивается как единая система.[11]

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, потому что в целом она выражает свою приверженность будущему, показывая, какие усилия будут направлены и какие ценности будут приоритетными.

Общая цель организации формирует фундамент для стратегии развития и установления ключевых задач для таких функционально критических подсистем организации, как маркетинг, производство, исследования, персонал, финансы, менеджмент.


Опасность для небольшой организации заключается в выборе слишком сложной миссии.

Менеджер как предприниматель должен быть лидером. Лидерство - это искусство влиять на людей, вдохновлять их на достижение целей по собственной воле. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это личные амбициозные цели самого лидера.

Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он может предложить им (хотя и не всегда дает) средства для удовлетворения их наиболее важных потребностей, чтобы указать верное направление.

Сила лидера основана на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, проанализировать ситуацию, определить непосредственные и отдаленные последствия своих действий, стремление к самосовершенствованию, умение чтобы вселить уверенность в подчиненных, осознание необходимости выполнять определенные действия, потому что поведение сотрудников часто отражает то, что от них ожидается.

Лидер четко чувствует и понимает психологические характеристики партнеров, противников, начальства и умело использует их в формальных и неформальных контактах. Убедив других, он демонстрирует завидную гибкость и способность к компромиссу.

Но истинным источником власти лидера над людьми является его независимость, его готовность освободить свое место в любой момент, потому что выражение интересов коллектива не означает подчинения ему.

Лидерам нелегко жить. На своем пути они сталкиваются со многими трудностями, главная из которых общепризнана - руководство подчиненными.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что менеджер как предприниматель должен обладать рядом разных качеств. Но самое главное - менеджер должен иметь возможность руководить, организовывать и поддерживать работу команды, быть готовым к действиям, риску.

Следует иметь в виду, что нет и не будет менеджера с универсальными способностями и одинаково эффективного в любой ситуации.

3. Общая характеристика предпринимательства

3.1 Сущность, функции и роль предпринимательства

Современные экономисты практически идентифицируют понятия «предприниматель», «малый бизнес», «малый бизнес», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес» как феномен экономической жизни, основываясь на других принципах организации бизнеса.


Термин «предпринимательство» был введен в 18 веке французским экономистом Кантилоном и означал «инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и под свою собственную имущественную ответственность. [12]

На сегодняшний день в мире нет общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, имеющего ценность, а предприниматель - как человека, который тратит все необходимое время и силы, принимает на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая деньги как вознаграждение и удовлетворение достигнуты.

Английский профессор Алан Хоскинг заявляет: «Индивидуальный предприниматель - это человек, который ведет бизнес за свой счет, лично управляет бизнесом и несет личную ответственность за предоставление необходимых средств, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждение получено в результате прибыли от предпринимательской деятельности и чувство удовлетворения, которое он испытывает от свободного предпринимательства.

Ни за границей, ни у нас еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя необходимость в такой теории давно остро стоит. «Три волны» развития теории предпринимательской функции - так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного понимания практики предпринимательства.

По словам М. Вебера, есть два типа предпринимателей - рациональные и предприимчивые. Первый основан на этике (часто называемой «протестантской или капиталистической этикой») и ориентирован на гарантированную прибыль в будущем.

Предпринимательство - это качество, на котором базируется любой бизнес на первом этапе его развития.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», возникновение которой связано со смещением акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно, и - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем бизнеса.[13]

В настоящее время теоретические исследования сосредоточены не только на предпринимательстве как способе ведения бизнеса на независимой основе, но также на внутрифирменном или внутрихозяйственном предпринимательстве.

Появление внутрипредпринимательства связано с тем, что многие крупные производственные структуры переходят в предпринимательскую форму организации производства.


Предпринимательство - это особый вид экономической деятельности (под которой мы подразумеваем целесообразные действия, направленные на получение прибыли), основанный на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая деятельность является формой участия человека в общественном производстве и способом получения финансовых средств для обеспечения жизни самого себя и членов его семьи. Эта форма участия индивида в общественном производстве является одной из социально-функциональных обязанностей или их комбинацией, когда она действует как:

• владелец каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящий ему постоянный и гарантированный доход (владелец предприятия или арендованный дом и т. д.);

• работник, который продает свой труд (токарь на фабрике, учитель в школе и т. д.);

• индивидуальный производитель;

• государственный или муниципальный служащий;

• менеджер (управляющий чужой компанией);

• пенсионер (пассивная форма участия в общественном производстве в результате прошлой деятельности);

• студент или студент (как подготовительный этап для участия в будущем общественном производстве в любой конкретной форме);

• безработные (как вынужденная форма неучастия или приостановления участия в общественном производстве);

• занимается оборонной и охранной деятельностью (армия, полиция, государственная безопасность);

• участвует в экономически преступной деятельности (рэкет, кража и т. д.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, поскольку его начальный этап обычно связан только с идеей - результатом умственной деятельности, которая впоследствии принимает материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового продукта, изменение профиля деятельности или создание нового предприятия. Новая система управления производством, качество, внедрение новых методов организации производства или новые технологии также являются инновационными моментами.

3.2 Понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности