Файл: Исследование и диагностика конфликта (Природа конфликта).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
Глава 2. Диагностика конфликта
2.1. Особенности прогнозирования конфликтов
Прогнозирование конфликтов - это обоснованное предположение о возможности их происхождения и становления. Оно базируется на изучениях конфликтов и практической деятельности по диагностике социальных противоречий, которые назревают [7, с. 127].
Практика показывает, что внешние стимулы зарождения конфликта можно предугадывать и ликвидировать. Эти стимулы связаны с цикличностью жизнедеятельности производственной системы, ее естественным формированием и реформированием (сокращение штатов, изменением решаемых задач и т.п.). Анализируя стимулы, можно прогнозировать вероятность возникновения конфликта, а следовательно, разрабатывать пути предотвращения его возникновения.
Прогноз - это указание с определенной вероятностью времени и места возникновения конфликта, базирующийся на психологическом заключенье всех элементов и содержания конфликта [4, с. 135].
Для повышения точности прогнозов возникновения конфликтов и их развития, необходимо:
- разработать наглядные модели конфликтов, что будет, предполагает объяснение их сущности и классификационных признаков; описание эволюции, структуры, динамики, функций;
- выработать объяснительные модели для раскрытия движущих сил и причин конфликтов.
Прогнозирование базируется на анализе структурных элементов конфликта. К ним относятся: [6, с. 238]:
- проблема (возможность решения, наличие, сложность);
- конфликтная ситуация, т.е. структура возможного конфликта, направления развития (уменьшения или увеличения числа противоречий), взаимоотношения между сторонами);
- сигналы, частота их происхождения и возможность стимулирования ними зарождения конфликта;
- инциденты (регулярность, характеристика, частота проявления реакции участников);
- состав возможных участников, их индивидуальные особенности, решимость к конфликтным действиям, мотивы поведения и ценностные ориентации.
Прогнозирование, профилактика и предупреждение - это виды управляющих воздействий, которые является целесообразными на ранних этапах происхождения социальных противоречий. Чем быстрее бала выявлена проблемная ситуация общественного взаимодействия, тем меньше усилий нужно приложить для ее успешного решения. Функция своевременного выявления общественных противоречий, а также аргументированного предположения их происхождения и становления на почве конфликтных ситуаций, обеспечивается прогнозированием [3, с. 24].
В управленческой деятельности начальника весомое значение приобретает способность спрогнозировать возможное происхождение и развитие конфликта. Это требуется потому, что на предприятии наряду с деструктивными конфликтами, которые образуют препятствия для производственной деятельности, возможны и конструктивные конфликты, становление и своевременное решение которых повышает эффективность и слаженность работы, способствует успешному достижению намеченных целей [11, с. 156].
В прогнозировании производственных конфликтов выделяют два блока действий: прогностический и аналитический.[4, с. 155].
К аналитическому блоку принадлежат такие операции: выявление возможных или уже имеющихся компонентов противоречий между лицами выявление социально-психологических характеристик возможных лиц конфликта; анализ истории и нынешнего состояния отношений между ними; значимость этих компонентов для всех членов группы; определение условий, благодаря которым дисгармония во взаимодействиях может привести к появлению конфликтной ситуации; развитие социально-психологических характеристик всех работников, которые имеют все шансы участвовать в конфликте, и анализ их вероятных отношений с возможными участниками конфликта [17, с. 214].
Основываясь на проведенном анализе, осуществляются операции прогностического блока. К ним могут относиться: обозначение вероятных стратегий поведения прямых участников конфликта; обнаружение вероятной интенсивности конфликтной реакции; уточнение стратегии поведения противоположных сторон, которые могут учувствовать в конфликте или воздержаться от него; определение вероятных путей решения конфликта, его предполагаемых последствий, остроты и длительности.
2.2. Условия и факторы продуктивного завершения конфликтов
Выделяют организационные, исторические, правовые, психологические условия окончания конфликтов. Большая часть условий успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражают особенности взаимодействия и поведения оппонентов. Условиями продуктивного разрешения конфликтов являются:
- поиск близких по содержанию или общих точек соприкосновения оппонентов;
- прекращение конфликтного взаимодействия
- уменьшение интенсивности отрицательных эмоций;
- снижение количества отрицательных эмоций противоположной стороны;
- учет статуса участников конфликта;
- выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта [3, с. 174].
Прекращение конфликтного взаимодействия - это первое и очевидное условие начала разрешения конфликта [18, с. 327].
Поиск близких или общих по содержанию точек соприкосновения в интересах оппонентов является двусторонним процессом и подразумевает анализ как собственных интересов и целей, так и интересов и целей других сторон. В случае, когда стороны желают разрешить конфликт, они обязаны сконцентрироваться на интересах, а не на личности оппонента [8, с. 124].
В процессе решения конфликта остается устойчивая негативная позиция сторон друг к другу. Она проявляется в негативной мысли и в негативных эмоциях об оппоненте, которые он вызывает. Для того чтобы взяться за разрешение конфликта, необходимо смягчить эту негативную позицию. Главное - уменьшить напряженность негативных эмоций, переживаемых от общения с оппонентом.
В то же время целесообразно прекратить видеть в оппоненте противника или врага. Важно понимать, что проблему, из-за которой образовался конфликт, лучше разрешать сообща, объединив усилия. Во-первых, этому способствует критический анализ собственных действий и позиции. Признание и выявление своих ошибок облегчает отрицательное восприятие оппонента. Во-вторых, нужно стремиться понять интересы другого. Понять - это не значит обязательно оправдать или принять. Однако это расширит мнение об оппоненте, сделает его более беспристрастным. В-третьих, желательно выделить конструктивное начало в намерениях или даже в поведении оппонента. Не бывает абсолютно хороших или абсолютно плохих людей. В каждом есть что-то положительное, на него и нужно опереться в разрешении конфликта [15, с. 127].
Важно минимизировать негативные эмоции другой стороны. Среди способов выделяют такие, как положительный анализ некоторых действий оппонента, обращение к третьей стороне, авторитетной для оппонента, готовность идти на сближение позиций, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и т.д..
Беспристрастное обсуждение проблемы, установление сути конфликта, способность сторон видеть основное способствуют успешному поиску устранения противоречий. Концентрация внимания на второстепенные вопросы и забота лишь о своих интересах понижают шансы конструктивного разрешения проблемы.
В случае, когда стороны объединяют попытки по завершению конфликта, нужен учет статуса друг друга. Сторона, занимающая более низкое положение или же имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Чересчур радикальные требования имеют все шансы спровоцировать сильную сторону на возвращение к конфликтному противоборству.
Еще одно главное условие - это выбор оптимальной стратегии решения, соответствующей данным обстоятельствам.
Успешность окончания конфликтов зависит от того, как стороны-конфликтёры учитывают факторы, которые имеют воздействие на этот процесс [3, с. 73]. К этим факторам относятся:
-время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения интересов и позиций, принятия решений. Уменьшение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия содействует повышению вероятности определения альтернативы, отличающейся большой агрессивностью;
- третья сторона: содействие в завершении конфликта нейтральных лиц, которые могут помочь оппонентам разрешить проблему;
- своевременность: стороны приступают к решению конфликта на начальных стадиях его развития. Логика проста: чем меньше противодействия - тем меньше ущерба - тем меньше обиды и претензий - тем больше возможностей для того, чтобы договориться;
- равновесие сил: если стороны-конфликтеры почти одинаковы по возможностям, то они обязаны искать методы мирного разрешения проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются, когда между оппонентами нет зависимости в работе [8, с. 145];
- культура: большой уровень культуры оппонентов уменьшит возможность насильственного развития конфликта. Выявлено, что конфликты в органах государственного управления разрешаются более плодотворно при наличии у оппонентов высоких нравственных и деловых качеств;
- единство ценностей: присутствие согласия между сторонами-конфликтерами по поводу того, что должно представлять собой приемлемое решение. Другими словами, конфликты могут быть более-менее регулируемыми, когда у их участников есть общая система ценностей, общие цели и интересы [7, с. 154];
- опыт: присутствие опыта решения схожих проблем хотя бы у одного из оппонентов, а также знание примеров решения подобных конфликтов;
- отношения: хорошие отношения между оппонентами способствуют более полному разрешению конфликта [3, с. 474].
Инструменты регулирования эмоций в профилактике и предотвращении конфликтов
Способы овладения эмоциями
Эмоции могут переполнять сознание, а так же заставлять нас поступать иррационально. Искусство регулирования эмоциями складывается из умении направлять их в нужное русло, что гарантирует адекватную реакцию в сложных ситуациях [8, с. 131].
Существует ряд способов постижения сильными эмоциями. К ним принадлежат такие как:
- разрядка эмоций - высвобождение лишних чувств безопасным путем, что не задевает других, к примеру, в спортивных играх или же во время пробежки. Специалисты считают, что большая часть гнева копится в мышцах плеч, а так же в верхней части рук и в пальцах. Вследствие этого многие разряжают свои эмоции, выжимая сухое полотенце, разламывая карандаши и подобными способами;
- возможность разделить чувства - иногда полезного просто выговориться друзьям;
- расслабление и само концентрация;
- избавление от эмоций путем проектирования и подавление их. Расслабьтесь и представьте, что вы излучаете гнев, которым охвачены, и показывайте его на экране. Дальше представьте себе, что вы берете лучевую пушку и стреляете в него. Это дает выход стремлению к насильственным действиям. С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и, в конце концов, исчезает;
- избавление от гнева за счет уменьшения роста человека, который вызывает этот гнев. Представьте, что человек, который вызывает ваш гнев, гораздо меньше вас. Поговорите с ним мысленно, представляя его таким, который делает что-то такое, что вас раздражает. Во время такого разговора уменьшайте рост этого человека, а голос ее пусть становится все слабее. Вскоре она покажется вам жалким, а вы почувствуете себя намного спокойнее и сильнее.
Относительно болезненных эмоций других необходимо придерживаться следующих рекомендаций [5, с. 169].
Уважительно относитесь к чувствам других людей. часто люди испытывают большие трудности во время выражения чувств словами. Не перебивайте их, не делайте преждевременных выводов и не давайте преждевременных советов.
Наберитесь терпения, когда кто-то испытывает бурную эмоциональную реакцию. Важно уметь не обижаться на него и не поддаваться своим эмоциям.
Не поддавайтесь искушению отомстить. Если у вас появляется желание отомстить, помните, что это одна из самых опасных эмоций, с которыми вам труднее всего будет справиться [14, с. 154].
Избегайте упреков - они не помогут в решении конфликтных вопросов.
Асертивное поведение
Большинство людей выбирают конфликтные столкновения перед мирными взаимопониманием и отношениями. Достичь согласия, несомненно, поможет знание особенностей поведения человека с точки зрения ассертивности.
Способ поведения, названный асертивним, подразумевает, что человек знает, чего он хочет и чего не хочет, и может это четко сформулировать-без напряжения, страха, неуверенности, сарказма иронии и других форм агрессии [3, с. 141]. Человек, который ведет себя асертивно, не действует во вред кому-то, уважает права других, но при этом не разрешает унижать свое достоинство. Желаемой цели он достигает, не нанося вреда другим. Он добивается своего, не манипулируя противниками и не вызывая чувства вины или каким-то иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Этот человек умеет склонить других помочь ему или вызвать любезное отношение к себе; не замыкается в себе, когда ему отказывают в том, на что он и не имел права рассчитывать. В случае столкновения интересов асертивное человек может договориться и найти компромиссное решение, которое удовлетворит эти две стороны.