Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека» (Понятие эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, человек не может жить без эмоций. Они сопровождают нашу жизнь на всем ее протяжении с рождения до смерти. Эмоции являются неотъемлемой частью человеческой деятельности. В психологии существует большое количество классификаций эмоций. В работе мы рассмотрели некоторые из них.

Большое значение для человека представляют фундаментальные эмоции, которые являются врожденными для человека. К ним относятся страх, стыд, презрение, радость. Каждый человек в определенной ситуации испытывает такие эмоции, они недолговечны.

Эмоции наряду с чувствами и аффектами являются основными эмоциональными состояниями человека. Чувства рассматриваются в психологии как высшее проявление эмоций. Аффекты относятся к очень сильным эмоциям, определяющим поведение человека и его восприятие мира.

    1. 1.2 Основные функции эмоций

Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение [c.56, 12].

Большинством авторов [1, 21, 26, 28] описывается множество разнообразных функций эмоций, общей характеристикой которых является функция оценки значимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотивационной сфере. В форме эмоции субъекту предстает степень настоятельности потребности, в том числе и степень ее удовлетворения к настоящему моменту, в наличной ситуации, а также вероятность ее удовлетворения в ожидаемой ситуации. Из этой общей функции эмоций вытекают и более специфические: функция побуждения, подкрепления, предвосхищающая функция, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации органов действия, функция «аварийного» разрешения ситуации, организующая функция, коммуникативная функция, а также множество иных функций, выполняемых дифференциальными эмоциями, такими как радость, гнев, презрение и т.д.

Функция побуждения заключается в том, что эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интенсивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. Нехватка или несовместимость чего-то с внутренними условиями существования организма или личности вызывает эмоциональные переживания, иногда очень сильные, побуждающие человека действовать. Это и испуг, и гнев, и зависть, и ненависть, и чувство вины, и любовь, и множество других оттенков эмоциональных переживаний [c.256, 28]. Подкрепляющая функция заключается в том, что после достижения ситуации, получения предмета или выполнения действия, способных удовлетворить потребность, возникает состояние, в ряде случаев очень сильное, как награда за достижение цели, которая в свою очередь в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению подобных ситуаций. Эта схема верна как в отношении положительных, так и отрицательных эмоций, которые «наказывают» человека за осуществление или неосуществление определенных действий и в дальнейшем побуждают его избегать ситуаций, наносящих вред организму или личности, т.е. не способствуют, а препятствуют удовлетворению потребностей. Косвенным образом подкрепляющая функция эмоций подтверждается наличием специальных мозговых структур, раздражение которых приводит к возникновению соответствующих эмоций [с.256, 29].


В процессе индивидуального развития подкрепляющая функция эмоций предшествует побуждающей. К. Бюлер [2] показал, что переживание удовольствия у детей сдвигается по мере развития ребенка. В раннем возрасте эмоции удовольствия возникают в момент получения желаемого результата и, таким образом, играют завершающую роль. В дальнейшем ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Будучи связанным с этим процессом, эмоция выполняет функциональную роль. У более старших детей эмоции начинают играть побуждающую роль.

Сам по себе след, оставленный в психике пережитой эмоцией в результате удачных или неудачных действий не имел бы смысла, если бы он не использовался в будущем. Еще до того как человек осознает или поймет на рациональном уровне значение ситуации или объекта, эмоции просигнализируют ему о возможном приятном или неприятном исходе событий, выполняя при этом предвосхищающую функцию. Это и неясное беспокойство, и страх, и радостное волнение, и другие формы предчувствия событий[c.100, 2] .

Дифференцирующая и синтезирующая функция эмоций проявляется в таких феноменах, как избирательность восприятия, направленность мышления и наличие аффективных комплексов.

Функция мобилизации органов действия и «аварийного» разрешения ситуации ярко проявляется в состоянии аффекта, когда человек совершает действия, по силе и стремительности несопоставимые с его обычными возможностями [c.88, 14].

Коммуникативную функцию выполняют, строго говоря, не сами по себе эмоции, а те выразительные движения, которые их сопровождают.

Важной характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Переживания, которые возникли у человека, выступают в роли сигналов, которые информируют его о ходе процесса удовлетворения потребностей, на который разновидность препятствий она наталкивается, на что следует обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что нужно изменить. Эмоция сигнализирует о благополучный или неблагополучных развитие событий, о большей или меньшую определенность состояния субъекта в системе его предметных и межличностных взаимоотношений и обеспечивает тем самым регулирование, коррекцию его поведения в условиях общения и деятельности.

Эмоциональные состояния и в повседневной жизни часто рассматриваются как переменные состояния или, точнее, как специфические или особые состояния сознания. Человек, который совершил какую-то неуместность, часто объясняет свое поведение словами: "я не помню себя, я потеряла самообладание.


Таким образом, мы рассмотрели основные функции эмоций человека. Среди них выделяют оценочную, побуждающую, подкрепляющую, дифференцирующую, синтезирующую, мобилизирующую, коммуникативную функции.

    1. 1.3 Регуляция эмоций

Регуляция эмоций – осознание своих эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Регуляция эмоций подразумевает применение знаний о своих эмоциях для решения проблемы, о которой они сигнализируют. Регуляция эмоций предполагает максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными способами, т.е. способами, не нарушающими интересы, права и свободы других людей. Регуляция эмоций понимается нами как трансформация деструктивных эмоций в конструктивные, т.е. способствующие продуктивному осуществлению текущих или предстоящих деятельности и общения.

Мы не имеем в виду, говоря о регуляции эмоций, контроль их внешней экспрессии, соответствующей общественным стереотипам, накладывающим запрет на открытое эмоциональное выражение, что особенно касается отрицательных эмоций. Мы также категорически против понимания регуляции эмоций как их подавления и вытеснения, а также их устранения без инициации деятельности, направленной на разрешение проблемы.

Мы предлагаем следующую классификацию способов регуляции эмоций:

I. Эмоциональное отреагирование. Эмоция осознается и разряжается в деятельности, направленной на решение проблемы, или в косвенных видах активности (общении и др.), после которых субъект переходит к решению проблемы. Эмоция разряжается физически или вербально. Эмоциональное отреагирование ослабляет интенсивность отрицательных эмоций. Эмоциональное отреагирование может происходить в одной из двух форм:

А. Возникновение проблемы, из-за которой не удовлетворяется потребность → возникновение эмоции → немедленное решение проблемы (достижение цели и удовлетворение потребности) = эмоциональное отреагирование в ходе выполнения деятельности → катарсис (разрядка, уничтожение мучительных и неприятных эмоций, их превращение в противоположные). Прямая разрядка эмоционального переживания происходит во время решения проблемы.

Б. Возникновение проблемы, из-за которой не удовлетворяется потребность → возникновение эмоции → эмоциональное отреагирование → катарсис → освобождение мышления от аффективного давления → поиск и нахождение решения задачи → реализация решения и разрешение проблемы → достижение цели и удовлетворение потребности. Эмоциональное отреагирование осуществляется косвенными способами, после чего выполняется деятельность и проблема решается.


В любом случае проблема, породившая эмоцию, решается. Способами эмоционального регулирования являются вербализация чувств, осознание эмоций, музыкотерапия, плач и др.

II. Эмоциональная трансформация. Внутренний мир меняется за счет конструктивного переструктурирования эмоций. Нежелательная эмоция изменяется на желательную, меняется отношение к проблеме и эмоциогенному объекту, но сама проблема не решается, потребность остается неудовлетворенной, и разрядки эмоционального напряжения не происходит. Осуществляется в ситуациях, когда решение проблемы от субъекта не зависит. Способами эмоционального регулирования являются когнитивные техники.

III. Эмоциональное подавление. Внутренний мир меняется за счет неконструктивного вытеснения эмоций. Эмоция не отреагируется, а вытесняется из сознания в бессознательное. Происходит уход от решения проблемы, проблема не разрешается. Как следствие подавленные эмоции аккумулируются, что угрожает деструктивными формами разрядки, направленными либо на себя (психосоматические заболевания, аддикции), либо на других людей (агрессивные аффекты). Частично энергия, мобилизованная первичной эмоцией, может найти выход в косвенной физической активности – спорте, физическом труде, при этом сама эмоция, порожденная проблемой, не осознается и проблема объективно остается нерешенной, а потребность – неудовлетворенной. Эмоциональное подавление чаще используется, когда субъект может решить проблему, но отказывается от этого, чем когда проблема объективно неразрешима.

Способы эмоционального регулирования приэмоциональном подавлении отвлекают от решения проблемы, переключают сознание на другую активность, «загоняют» эмоцию «вглубь». К ним можно отнести релаксации, медитации, аутотренинг, употребление психоактивных веществ, использование защитных механизмов и др.

Но в пользу эмоционального подавления существует и положительный аргумент: этот вид регуляции эмоций позволяет улучшить самочувствие и повысить адаптивные способности, что необходимо для последующего изменения установок и решения проблем.

Существуют способы эмоциональной регуляции промежуточного характера, например, техника взрыва, техника декатастрофизации, юмор. Так, юмор и смех как эмоциональная трансформация – это высмеивание эмоциогенного события, поиск в нем смешного, веселого, доведение его до нелепости и абсурда. Юмор и смех как эмоциональное подавление – отвлечение внимания на что-нибудь смешное, что по своему содержанию не имеет никакого отношения к эмоциогенному событию, никак с ним не связано. Например, анекдоты, юмористические ТВ-передачи, смешные рассказы и др. Поэтому для простоты понимания мы разделили способы регуляции эмоций всего на три группы без учета переходных форм.


Глава 2 Отражение эмоций в выразительных движениях человека

Представители коллективистских культур, к которым относится русская, характеризуются ярким проявлением эмоций в отличие от членов индивидуалистических культур с низким уровнем избегания неопределенности. Мимико-интонационная экспрессия, относящаяся к контролируемым компонентам эмоций, является сегодня важным аспектом изучения эмоций и эмоциональности, так как невербальные формы выражения вполне могут служить объективным показателем эмоций. При эмоциональном переживании периферические изменения охватывают весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела, а также проявляются в так называемых выразительных движениях: мимика – выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; «вокальная мимика» – выражение эмоций в интонации и тембре голоса [3].

Чаще всего в качестве наиболее существенных элементов экспрессии выступают мимика и интонация речи. Выразительные движения - не просто сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления. Мимические компоненты эмоций являются не только собственно выражением эмоций, но и фактором, усиливающим переживание эмоции. Выразительные движения выполняют определенную актуальную функцию, а именно – функцию общения. Менее всего можно говорить о выразительных движениях как о мертвых рудиментах, не выполняющих никакой актуальной функции. Символическое значение выразительного движения возникает в ходе накопления длительного опыта общения. Форма и виды выразительных движений фиксируются той общественной средой, к которой мы принадлежим. Мы сплошь и рядом производим то или иное выразительное движение именно потому, что оно имеет определенное значение для других. Данная реакция превращается в семантический акт и в известной степени заменяет речь.

Нередко невербальная коммуникация преобразуется в исполненный тончайших нюансов язык взглядов, улыбок, игры лица, жестов, поз, движений, с помощью которого мы так много говорим друг другу, даже когда мы молчим.

Выразительное движение само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей. Если таким образом выразительные движения, насыщаясь своеобразной семантикой, переходят в речь, лишенную слов, но исполненную экспрессии, то, с другой стороны, собственно речь человека, звуковая сторона слов, сама включает в себя «мимику» – вокальную, и в значительной мере из этой мимики черпает она свою выразительность. В речи каждого человека эмоциональное возбуждение манифестируется в целом наборе выразительных средств: в интонации, ритме, темпе, паузах, повышении или понижении голоса и т. п. Вокальная мимика выражается и в так называемом вибрато – ритмической пульсации частоты и интенсивности человеческого голоса [2].