Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека» (Понятие эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эмоции возникли в филогенезе как сигнал о биологическом состоянии организма после тех или иных воздействий на него и представляют собой сейчас форму видового опыта, позволяющую отдельным индивидам совершать, ориентируясь на них, необходимые действия, целесообразность которых для него неясна. Но эти действия обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные эмоции, сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального функционирования организма.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им, человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.

Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми, как в быту, так и в профессиях типа “человек—человек”.

Объект исследования: эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования: невербальные проявления эмоционального состояния другого человека.

Цель исследования: определить какие характеристики невербального поведения характеризуют эмоциональные проявления.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:

-    изучение видов и функций эмоций, их особенностей и внешних проявлений;

-    изучение регуляции эмоций;

- анализ невербальных форм выражения эмоций;

-   на примере сравнения проявлений эмоций в общении с одногруппниками и с родственниками.

Актуальность данной темы в науке заключена в том, что в отдельных работах исследуются проблемы эмоций (П.К. Анохин, К. Изард, В.Н. Додонов) и их влияние на общее состояние человека, предлагаются различные классификации эмоций и их функции, отдельно рассматриваются проблемы человеческого восприятия, его особенности.


Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

  1. Глава 1 Понимание эмоциональных состояний по внешним проявлениям

    1. 1.1 Понятие эмоциональных состояний

Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Большинством авторов [1, 25, 27, 28, 29] эмоции определяются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. А.В. Петровский [27] считает, что эмоции – это непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Согласно исследованиям П.К. Анохина, эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее [с.158, 1].

Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро реагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры [с.158, 1].

Проанализируем понятие эмоций, которое дают различные авторы.

К. Изард рассматривает эмоции как: нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия[с. 12, 12].

В.И. Додонов [8] определяет эмоции как ценность, эмоции одновременно выступают в роли оценки и в роли ценности.

В.С. Немов дает следующее определение эмоций: «это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности» [с.436, 21].


Рассмотрим классификации эмоций данных авторов. К. Изард [12] классифицировал фундаментальные эмоции следующим образом:

1. Общая эмоциональная возбудимость.

Помимо направленных основных фундаментальных эмоций, которые рассматриваются ниже, для человека характерна общая эмоциональная возбудимость, которая усиливает проявление других специализированных эмоций.

2. Интерес - возбуждение.

Важнейшая врожденная и доминирующая среди всех эмоций у нормального здорового человека. Эмоция интереса направляет внимание, познание, действия при условии, если в сознании не доминируют отрицательные эмоции.

3. Радость.

Переживание радости отличается от удовлетворения потребности или чувственного удовольствия, хотя последние могут уменьшать порог радости. Характеризуется чувством уверенности в себе, варьируется от активности до созерцательности.

4. Удивление.

Переходящая эмоция, не мотивирует поведение, способствует подготовке индивида к успешным действиям, изменению условий или обстоятельств. Удивление называют "эмоцией, очищающей каналы". Хотя удивление воспринимается как приятное или неприятное, но по своей природе оно не является ни положительной, ни отрицательной эмоцией. Удивление играет важную роль в когнитивном развитии.

5. Горе, страдание, депрессия.

Страдание наиболее распространенная отрицательная эмоция, доминирующая при горе и депрессии, менее вредоносная, чем страх, и монет случить конструктивным целям, мотивируя активную деятельность. Переживание, страдания описываются как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество. Страдание обычно служит связующей силой в социальных отношениях.

6. Отвращение, омерзение.

Эта эмоция близка к эмоции гнева, но в ситуации гнева интерес выше, а страдание ниже, чем в ситуации отвращения. Объект гнева захватывает внимание сильнее, чем в ситуации отвращения. Отвращение может быть направлено на идею, в том числе, собственную. Отвращение вызывает стремление "отделаться" от источника отвращения.

7. Гнев, ярость.

Весьма обычной причиной гнева является чувство физического или психического препятствия к тому, к чему человек страстно стремится (фрустрация). Другая причина гнева - личное оскорбление, повседневные фрустрации, прерывание ситуации интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания.

8. Презрение.

Связано с чувством превосходства. Это основной аффективный компонент предрассудков. Наиболее холодная из всех трех эмоции, связанных с враждебностью. По-видимому, является аффективным компонентом "хладнокровных" разрушающих тенденций.


9. Страх и виды тревожности.

Интенсивный страх является наиболее опасным из всех видов эмоций, при слабой и средней интенсивности взаимодействует как с положительными, так и с отрицательными эмоциями.

10. Стыд, застенчивость.

Переживание стыда начинается с внезапного и интенсивного осознания своего "Я". "Я" выглядит маленьким, беспомощным, вызывает чувство поражения и неудачи, иногда появляется после положительной оценки. Увеличивает чувствительность к мнениям и чувствам других, способствует социальной конформности и ответственности. Должным образом преодоленный стыд может играть положительную роль: в саморазвитии и самоусовершенствовании.

11. Вина, раскаяние.

Имеет особое влияние на развитие личной и социальной ответственности и на развитие совести. Вина и раскаяние часто возникают вместе, порождаются нарушением этических и моральных стандартов. Переживание вину состоит из гложащего чувства, что человек ошибся, не прав по отношению к другому или к самому себе. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответственности. Развитие вину способствует психологической зрелости. Низкий порог вины может вести к серьезным трудностям в адаптации.

12. Сочувствие, сострадание.

К. Изард не выделяет в числе фундаментальных эмоции сочувствия, сострадания. На самом деле, они, видимо, могут рассматриваться как прирожденные, так и социально приобретенные, связанные с такими эмоциями, как горе, страдание, вина и другое.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов – аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.» [с.442, 21].

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Васильев И.А. считает, что аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность [с.50, 4].

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета [c.442, 21].


Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения [c.442, 21].

Эмоция, по мнению Р.С. Немова [21], называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне обусловленный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием – феноменологическим качеством.

С точки зрения Р.С. Немова [21], фундаментальные эмоции являются важными в жизни человека, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют очень недолго – до того, как активизируются другие эмоции. Фундаментальные эмоции являются врожденными.

Важным отличием чувств от эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются реакцией на определенную ситуацию. Вместе с тем, чувства и эмоции тесно связаны, т.к. всякое чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях, что и подчеркивает Р.С. Немов [с.443, 21].

С.Л. Рубинштейн [31,32] считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

В психологической литературе [1, 12, 21] сложилось представление, согласно которому эмоциональное состояние определяется качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности удовлетворения ее. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций.